Личность и архитектура

У человека есть личность и сущность. Сущность подобна корням дерева, уходящим глубоко под землю, а личность подобна видимой части растения. Есть нации, у которых преобладает личность над сущностью. Они с лёгкостью верят в то, что Бог тоже есть личность, а есть народы, у которых сущность доминирует над личностью. Для них Бог либо вездесущ, либо он вообще не выступает как личность. У китайцев и японцев Бога как личности нет, у индусов есть глубокая вера в Бога, но они склонны обжествлять каждого, даже собаку или корову. Более того, взглянув на храмы тех или иных стран, можно с верностью  сказать, монотеистическая ли религия в этих странах, или преобладает многобожие.

В соответствии с тем, как соотносится в народе личность и сущность, господствует та или иная храмовая архитектура. В странах, где Бога считают личностью, храмы обязательно имеют большой купол, символизирующий большую умную голову. В еврейских синагогах, например, всегда есть большой выпуклый купол, так как эта религия монотеистическая и Бог для евреев, безусловно, личность. А главный символ личности - это голова. (Отсюда же и обрезание: обнажается другая "голова", интимная).

В христианских странах идея купола-головы сохраняется, более всего это видно в храмах Византийского типа, где один огромный купол лежит на стенах храма без выступающей вверх "шеи". Но так как единого Бога в христианстве затмевает яркая личность Христа, то во времена готики появляются стремящиеся вверх ажурные башни и шпили. Человек как бы тянется в небо, наверх, вовне, к личности Христа, вознесшейся на небо, но не обращается внутрь себя, как это бывает на Востоке.

Россия стоит между Европой и Азией, экстравертностью и интравертностью. У нас более распространены пятикупольные храмы с куполами-луковицами, символизирующими Христа и четырёх апостолов, хотя изначально на Руси строили однокупольные храмы, типа храма Покрова на Нерли. Однокупольный храм ближе к единобожию, чем многокупольный.

В наш купол добавлено что-то от формы перевернутого сердца, сужающего книзу, поэтому он напоминает луковку. Так что формы наших куполов немного более женственны, чем в католицизме. Исключение - соборы, построенные в России иностранцами, такие, как Исаакиевский собор в Петербурге, "шея" которого украшена колоннами, или соборы в Византийском стиле, подобные Морскому собору Кронштадта. Также для России была характерна мнгокупольность, вспомним много купольные деревянные храмы Севера. О чём это говорит? Чем больше куполов, тем больше экстравертности, и тем дальше от единого Бога-личности. Христианство обрастало всякими обрядами и церковными праздниками, сейчас каждый день есть праздник в честь какого-нибудь святого. Дошло до строительства многокупольных храмов. Всё это было красиво, но идея чистого монотеизма постепенно уходила из христианства, единого Бога стало не видно из-за целой армии ангелов, святых, апостолов и великомучеников.

Ну а что касается Востока, где Бог внутри, и к тому же он не личность, то там в храмах нет головообразных куполов. Индийские храмы заканчиваются чем-то похожим на вершину горы, обычно они с флажком наверху. В китае тоже нет куполов ни в храмовой, ни в светской архитектуре. Раз нет Бога-личности, нет и купола-головы. Внутри храма сидит либо один идол, либо много идолов, либо символический предмет в виде шивалингума, "члена" Шивы, которым он творил этот мир. (Тема члена поднимается и в мусульманстве, одной из строго монотеистических религий. Там тоже Бог - это личность, но мужской пол этой личности подчеркивается наличием минаретов, напоминающих фалосы. Женщин либо вообще не допускают в мечети, либо для них есть зал по соседству с мечетью).

Итак, какая религия, такая и архитектура. Чем меньше развита личность, тем хуже развита и архитектура. В Индии, например, гражданская архитектура настолько безлика и убога, что один город похож на другой. Знаем ли мы имя хоть одного индийского архитектора? Города состоят из безликих двух-трехэтажных коробок без украшений. Возможно, это из-за бедности... Лишь в бывшей португальской колонии Гоа много интересных, неповторимых домов-коттеджей, а в больших индийских городах всё самое красивое построили англичане. Западная архитектура полна разнообразия, ведь личности свойственно творчество, а сущность склонна повторять то, что уже есть, следуя канону и вековой традиции.

Итак, интровертность - враг архитектуры, а эксравертность - её друг. Россия стоит на пороге между экстраверностью и интравертностью, и среди ищущих духовность личностей многие сейчас пытаются постичь интровертные религии Востока, индуизм и буддизм. Меня просто поражает, с какой лёгкостью мы принимаем на веру некоторые бредовые высказывания восточных мудрецов, не достигших уровня личности, о том, что Бог вездесущ, или что Я и Бог - одно, или "То есть ты", забывая о том, как же ценна идея Бога-личности, выдвинутая евреями и подхваченная рационалистичеки мыслящими народами Европы. Это восточные мудрецы должны постичь, что Бог есть уникальная личность, Единственный, а не мы должны принимать на себя их идею вездесущности Бога и их детское идолопоклонство!

Да, быть интровертным - это хорошо, но нельзя терять при этом свою творческую личность и всё, что с ней связано. Европейцы всегда обладали сильным умом, поэтому мне не понятно, почему с такой лёгкостью сейчас они впитывают восточное слабоумие и тиражируют цитаты и портреты всяких дредастых и блохастых индийских отшельников. Да, Бог не так прост, как его описывают в монотеистических религиях, но всё же нам нужно держаться за верную мысль о том, что он ЛИЧНОСТЬ, Единственный, Высшая душа, а не пустота или не какой-нибудь деревянный идол. Сущность даёт глубину, а личность даёт высоту.

Как бы смотрелось дерево, если бы у него был только корень? И как бы оно питались, если бы у него была только одна крона? Западным личностям нужно подходить разумно к тому, что наработано Востоком, а не бросаться в этот омут без разумной критики, с одной слепой верой. Замечу, что Бог не был разгадан ни на Западе, ни на Востоке. И если он когда-либо откроется, то откроет себя сам. И тогда ему не понадобится храм, ему понадобится Духовный университет...

(На фото - еврейская синагога. Большой выпуклый купол напоминает голову человека, полосатые стены - одежду евреев)


Уважаемые читатели, если вас интересуют мои новые работы, загляните на "Духовный канал Гаруда" на Ютюбе. Там мои произведения даны в звуковом формате с красивым видеорядом.


Рецензии