О созопольской части мощей Иоанна Предтечи

В культовых центрах  и музейных собраниях Европы и Азии широко распространены  мощи, приписываемые  Иоанну Предтече. В  2010 году в христианском мире резко возрос интерес к болгарскому древнему Созополю. Здесь местные  археологи сообщили об уникальном открытии – обретении  мощей Иоанна Крестителя.  Находку назвали подлинной сенсацией в мировой библейской археологии.
Мощи пролежали с V-го века в земле маленького черноморского острова Святой Иоанн ( болг. – Свети Иван). Остров, входивший долгие годы   в закрытую военную зону,  находится недалеко от берегов Созополя – приморского города греческого происхождения.

По данным болгарских историков, Созополь, переводимый дословно с греческого как «Город спасения», возник в годы Великой греческой колонизации – масштабного расселения древних греков на побережье Черного моря. На месте нынешнего города ок. 610 года до РХ выходцы из Милета основали первую и известную по тем временам античную колонию «Аполлония» («Аполлония Понтика»). Она значительно расширила  сферу распространения греческой культуры. Из метрополии континентальной Греции  в колонию  перевезли огонь священного очага и изображение наиболее почитаемого языческого бога Аполлона – покровителя искусств, переселенцев и основанных ими полисов. Частью греческой колонии был и расположенный недалеко в море  остров, называемый ныне Святой Иоанн. В IV-м веке до ХР на острове находилось фракийкое святилище со статуей бога Аполлона. В конце V-го столетия в южной части острова, предположительно на месте снесенной римлянинами около 72 года до РХ статуи, построен небольшой монастырь. Его основание предание приписывает святому апостолу Андрею, проповедовавшему в этих местах учение Христа. Монастырским центром стала сооруженная уже после 330 года базилика в честь Божией Матери. Вторую церковь в честь святого Иоанна Крестителя здесь освятили в 1263 года На территории монастыря возникли библиотека и скрипторий, действовавшие до 1623–29 гг. Четыре столетия – от Х-го до ХIV–го вв. – островную обитель, именовавшуюся, по мнению ученых, монастырем Святого Иоанна Предтечи, причисляли к известным  православным центрам, посещаемым болгарскими царями. В 1453 года турки разрушили монастырские постройки, но через четверть века их вновь отстроили на острове. В конце XIV века в обители насчитывалось около 150 монашествующих. В 20-х годах XVII-го столетия монастырь подвергался нападению иноземных пиратов. Во избежание новых вторжений турки разрушили все монастырские постройки, в том числе  и две его церкви. Покидая остров перед началом  варварских нападений, монахи, забрали с собою все иконы, церковную утварь и ценные книги.

...Летом 2010 года среди  руин бывшего монастыря на острове Святого Иоанна проводились длившиеся уже несколько лет раскопки под руководством историка и археолога Казимира Попконстантинова. 28 июля  ученые обнаружили на предполагаемом месте основания алтарной части храма небольшой алебастровый и прямоугольной формы оссуарий с пирамидальной крышкой.  Рядом с ним находился маленький  каменный ларец  с греческой надписью, свидетельствующей об Иоанне Крестителе и дате престольного праздника церкви. Ученые прочитали также еще одну надпись о некоем «рабе Божием Фоме», перенесшем в день памяти Иоанна Предтечи его святые мощи на черноморский остров.

К. Попконстантинов пригласил в Созополь специальную комиссию и в ее присутствии осторожно распечатали  древний каменный оссуарий. Глазам собравшихся предстали находившиеся внутри каменного короба  человеческие костные останки: фрагменты челюсти и других  частей черепа, один зуб и часть руки. Наряду с человеческими останками в оссуарии лежали несколько  костей разных  домашних животных.
 
Руководитель раскопок заявил собравшимся о  сенсации в истории болгарской археологии и о бесценной находке, имеющей большое значение для всего христианского мира.  Ученые-археологи выдвинули гипотезу о принадлежности  костных останков Иоанну Предтече и об их перенесении в IV-м или V-м веке из Константинополя на остров в качестве подарка по случаю основания  монастыря.
Митрополит Сливенский Иоанникий (Неделчев), председатель Богослужебной комиссии и Комиссии по освидетельствованию чудес при Священном Синоде Болгарской Православной Церкви «подтвердил нетленность и духовную святость мощей, сохранившихся в земле для духовной пользы верующих». Высоко оценил находку археологов и уроженец Созополя Божидар Димитров – историк и директор Национального исторического музея в Софии. Одновременно ученые и представители Церкви решили провести  антропологическую экспертизу предполагаемых костных останков Иоанна Предтечи и перенести  их в созопольскую церковь Святого Георгия. Здесь останки поместили в специальный мощевик и выставили их для поклонения верующим и демонстрации туристам курортного города.

В июне 2011 года в исторической части Созополя состоялись торжественное перенесение мощей и праздничное богослужение в отреставрированном в храме Свв. Кирилла и Мефодия. Здесь перед его алтарной частью установили деревянный мощевик с мощами. В многолюдном шествии, возглавляемом митрополитом Сливенским Иоанникием, участвовали представители духовенства Болгарской Православной Церкви, высокопоставленные гости из Софии, представители городской администрации, местные жители и паломники. В том же году древний Созополь благодаря уникальной археологической находке на острове Св. Иоанна стал победителем в рейтинге «Чудеса Болгарии».

Тем временем в Софии, в Институте почвоведения «Н. Пушкарев» (Институт по почвознание «Никола Пушкарев») завершалось исследование содержимого в маленьком ларце с надписью на греческом языке. Она  повествовала о перенесении мощей и алебастрового оссуария на остров Св. Иоанна. Ученые установили породу камня, послужившего неизвестному мастеру для изготовления ларца. Камень  вулканического происхождения  происходил из Малой Азии. Алебастр для оссуария, вероятно, был добыт на одном из островов в акватории между Турцией и Грецией. На основании этого К. Попконстантинов предположил, что мощи могли быть перенесены на болгарский остров из Константинополя или из Святой Земли. После проведенного исследования  древние артефакты передали на постоянное хранение в коллекцию христианского искусства Археологического музея Созополя. Руководитель археологический экспедиции К. Попконстантинов, получив в Национальном географическом обществе ( National Geographic Society) заверение о финансовой поддержке предстоящего исследования предполагаемых мощей Иоанна Крестителя, отправил несколько костных останков для лабораторного анализа в Оксфордский университет.   Вместе с коллегами он стал дожидаться итоговых результатов.
 
География распространения в мире предполагаемых мощей Иоанна Предтечи достаточно широка. С давних времен некоторые храмы, монастыри, культовые центры и музеи в Западной Европе и в Малой Азии обладают костными останками, издревле почитаемыми христианами как мощи  Иоанна Предтечи. В западной литературе в связи с количеством мощей, приписываемых этому святому, можно встретить такие цифры: 12 голов, 7 его челюстей, 4 плеча, 9 рук, 11 указательных и 8 других пальцев. Очевидно, что далеко не во всех случаях речь может идти о подлинных мощах Иоанна Крестителя. Многие из подобных «мощей» являются фальсифицированными реликвиями, обыкновенными подделками, их возраст и область происхождения разнятся.
Достаточно познакомиться с материалами «Православной энциклопедии» (см.: «Иоанн Предтеча». – Т. 24, с. 528 –577), чтобы убедиться в противоречивости разных документальных сведений и устных преданий о местах погребения и хранения реликвий Иоанна Предтечи, изложенных в разные времена в трудах церковных историков, апокрифических сказаниях, рассказах путешественников и паломников. Из евангельского повествования (Мф 14. 1–12) следует, что после обезглавливания честная глава Иоанна Предтечи осталась у Иродиады, а само тело этого святого забрали и похоронили ученики. Отсюда можно предположить, что у перенесения и распространения в мире реликвий святого (глава и тело) существуют разные истории. Однако на острове Святого Иоанна обнаружены костные останки, состоящие как из фрагментов лицевой части головы, так и корпуса тела – одной из руки, что сразу настораживает и дает повод для некоторых сомнений.

В Оксфордском университете международная группа специалистов из Западной Европы во главе с руководителем исследований, профессором Томасом Хигхэмом (Thomas Higham) подвергла изотопному и генетическому анализу костные фрагменты с острова Святого Иоанна с целью выявления общих предков и наиболее вероятной географической принадлежности человеческих останков. Впервые за всю историю обнаружения в мире предполагаемых мощей Иоанна Предтечи приписываемые ему останки прошли изотопный и ДНК-анализ. Профессор Т. Хигхэм и его коллеги признались, что они могут узнать только  «возраст и область происхождения останков», но «не могут со стопроцентной точностью подтвердить, что мощи принадлежат тому или иному святому».

Лондонские специалисты с помощью изучения митохондриального генома – основного инструмента при проведении идентификации объекта исследования оформили окончательные его результаты. В  апреле 2012 года научный телеканал (Natiоnal Geographic Channel) показал для широкой аудитории документальный фильм, рассказывающий о процессе исследования мощей с острова Святого Иванa. Одновременно и британская газета «The Daily Telegraph» растиражировала выводы  ученых. Научные данные сводились к тому, что «кости принадлежали одному и тому же человеку мужского пола, проживавшему в начале I-го века (период между 5-м и 75-м гг.)»; «данный мужской индивид происходит из того района на Ближнем Востоке, где предположительно жил Иоанн Креститель»; «останки были обнаружены в аутентичной археологической среде, точнее, в надписанном реликварии»; «кости передали в монастырь на острове Святого Иоанна в V–VI веке» и др. Непотнятно, почему этого «человека мужского пола», жившего в одно время с Иисусом Христом, толкователи новости назвали именно Иоанном Предтечей? Таким «мужским индивидом» мог быть кто угодно, то есть любой человек. Напрашивается и еще один вопрос, как можно доказать, что останки времен I-го века принадлежат именно Иоанну Крестителю?

Данные исследования оксфордских экспертов не являлись бесспорным доказательством того утверждения, что костные останки с острова Святого Иоанна принадлежали именно Иоанну Предтече. Для этого ученым следовало бы сравнить свои полученные данные с одним из бесспорных и признанных Церковью оригиналов мощей библейского святого, но такого «образца» не существует в природе. В тех же целях важно было бы получить крохотные образчики мощей (размером с крупинку соли) хотя бы из базилики Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме, где хранится «часть главы», приписываемой Иоанну Предтече, из мечети Омейядов в Дамаске («глава»), из Собора Амьенской Богоматери во французском Амьене («лицевые части главы») и провести сравнительное исследование всех этих костных останков, установив соответственно их возраст и область происхождения.

В 2014 году в том же Оксфорде специалисты изучили костные фрагменты, считавшиеся мизинцем Иоанна Крестителя, из средневековой коллекции 82-х христианских реликвий, известной в Фонде прусского культурного наследия (Берлин) под названием «сокровища гвельфов». В 1935 году последние были проданы еврейскими коллекционерами рейхсмаршалу Третьего рейха Герману Герингу. Анализ пробы костной ткани мизинца ученые датировали периодом 660–770 гг., что отрицало их принадлежность святому Иоанну Предтече. Это еще раз актуализирует проблему идентификации возраста и области происхождения многих христианских реликвий в Европе и Азии для выявления подлинных и фальсифицированных артефактов, выставленных во многих храмах и монастырях и ставших объектами паломнических путешествий и массовых поклонений верующих. Особенно это касается древесных, железных и тканных реликвий. Число их на протяжении веков стало таким большим, что отличить ныне подлинные от фальсификатов невооруженным глазом и без помощи богословов (теологов), церковных историков, ученых-физиков и представителей других наук практически не представляется возможным. Настала потребность создания христианами Востока и Запада особого научно-экспериментального центра, где авторитетные ученые-эксперты самых разных отраслей знаний с помощью современных и перекрестных методов исследования устанавливали бы на стыке разных наук подлинность ряда известных всему миру христианских святынь.

...Однако вернемся в приморский город Созополь. В начале августа 2012 года «Радио Болгарии», комментируя выводы исследования английских специалистов, не представивших убедительных доказательств о принадлежности костей именно Иоанну Предтече, констатировало в одной из передач: «Обнаруженные в Созополе мощи св. Иоанна Крестителя – ближе всего к профилю библейской личности». Вслед за этим и многие другие СМИ выдали информацию о якобы «абсолютно доказанных и правильных результатах», что неадекватно  было воспринято в среде верующих,  и мыслящих и думающих людей. Интересно, что в Италии в конце новостного заголовка о находке на болгарском острове предполагаемых мощей Иоанна Предтечи стоит знак вопроса. В народе говорят, что доказательства якобы нужны только сомневающимся и скептикам. А среди мыслящих людей бытует мнение, что доказательства как раз подтверждают и усиливают веру христиан.
 
Ныне древняя часть Созополя, расположенного на изогнутом полуострове, представляет собою уникальный архитектурный заповедник со старыми православными храмами и местным Археологическим музеем. В нем имеется богатая коллекция произведений христианского искусства, где представлены средневековые иконы, резные иконостасы, образцы мозаик и другие культовые предметы. Среди экспонатов музея – уникальные артефакты древнегреческих расписных ваз и средневековых амфор. Здесь же демонстрируют алебастровый оссуарий и каменный ларец, обнаруженные во время раскопок на острове Св. Иоанна. Однако центром притяжения для всех прибывающих в город паломников является все-таки церковь Свв. Кирилла и Мефодия, где ценная реликвия с черноморского острова находится перед алтарной частью на небольшом столике.  Деревянный мощевик с предполагаемыми мощами  Иоанна Предтечи часто путешествует по стране и выставляется для поклонения в православных храмах.


Рецензии