Душа

 
Человек очень сложное создание. А чужая душа и вовсе, как гласит народная мудрость -  потёмки. Однако эти «потёмки» иногда очень хочется раскрыть. Особенно если есть человек, душа которого близка тому, кто хочет раскрыть свою. Чего только в этой душе не намешано! И хорошее, и дурное, и светлое, и тёмное, благородное и не очень. Казалось бы, в теле человека нет места, где находится душа, но она не только есть, но и руководит человеком. Даже характеризуют своих знакомых другие люди: «душа человек» или наоборот, говорят - «бездушный».  Часто слышим – «душа нараспашку» или называют приятную (чаще женщину)- «душенька». А если человек не в себе, то его называют «душевно больным». Что же за явление такое – душа? Отчего она болит? Почему говорят: радеет за дело душой? Или – «жили супруги душа в душу».

Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание. Во время крепостного права было ещё другое понятие слова душа - это один крепостной человек.( словарь Ожегова)

1.В религиозных и идеалистических представлениях – нематериальное начало жизни, противоположное телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Даже говорят: бессмертная душа, души умерших.

2.В старой психологии – совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

3. Внутренний, психический мир человека.

4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами.

5. Чувство, отзывчивость, пыл.

6. переносное. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность.

7. переносное. Сущность, самое главное.

8. Человек ( разговорное). На улице ни души.

9. Надел земли на одну ревизскую душу( историческое).

Эти пункты составлены профессором Д.Н. Ушаковым в его Толковом словаре.

До чего же богат русский язык! Одно маленькое слово, а каждое значение открывает море возможностей для описания его.

Сколько написано о душах, живущих в раю и наблюдающих за близкими ещё живыми людьми. Понятно, почему разные религии писали о душе, которая отлетела от тела умершего и продолжает жить в раю. Не хочется человеку уходить навсегда из жизни, страшно за своих близких, которые остаются без помощи любимого человека, да и самому страшно, что кроме мглы и травки на могиле ничего от тебя не останется. Ведь жить так интересно, а за гробом пустота, небытие. Вот и придумали себе утешение люди и это утешение, вернее самообман, с удовольствием подхватили религии разных народов. Помните , как Гамлет разговаривает с тенью умершего отца? Вот пример того, зачем эти души нужны – это чтобы предупредить о беде, поддержать близкого человека. Ведь так хочется, чтобы это было возможно.

Я – атеистка и пыталась знакомым из секты шамболистов объяснить, что того света нет, всё только здесь есть, на Земле. В ответ услышала: «Вам хочется умирать , ну и умирайте, а мы нарастим «тело души» и нас Шамбола возьмёт на Сириус.» Чтобы «нарастить тело души» одна из них даже взяла домой ребёнка из детского дома, но не справившись с ним, вернула назад. Я её спросила, как Шамбола к этому относится, и узнала, что для «тела души» надо лишь взять ребёнка, а что дальше с ним будет – неважно. Вот тебе и «тело души»! Где она душа-то?

Мне ближе понятие души, как внутренний психический мир человека. Для меня «душевный человек» – это приятный мне, интересный, добрый. Хотелось бы, чтобы приходилось общаться лишь с душевными людьми и близкими духовно, а это значит, с такими , кто думает, чувствует, делает в жизни то, что хотелось бы делать и мне. Например, любит человек классическую музыку, старинную живопись, настоящую архитектуру, советское кино. И такой человек не просто любит это всё, но и много знает и о том, и о другом. Такой человек духовно близок мне, он мне интересен. С ним я с удовольствием общаюсь, раскрываю ему душу. Я знаю, что он меня поймёт и в ответ откроет свою, а тем самым наши души станут богаче. Он любит книги те же, что и я, любит актёров театра и кино тех, что и я. Нам есть о ком и о чём поговорить. Это приносит нам обоим радость. Он заболел, у меня болит за него душа. У меня неприятности, он переживает их, как свои собственные, ведь мы духовно близки и это для нас нормально.

Мы оба интересуемся политикой и оба пишем статьи, обмениваясь ими друг с другом, кроме того, что эти работы появляются в разных изданиях и Интернете. Мне интересно всё, что делает, думает, пишет духовно мне близкий человек, ему, я знаю точно, интересно всё то же самое обо мне. Мы – родственные души. Это – счастье, когда есть такая душа рядом.


Рецензии