38 глава. Сентябрь

             Фото  из той жизни.
               Любимый класс Лины Сергеевны
          
                Истинный предмет учения состоит в приготовлении
                человека быть человеком.

                Н.И.Пирогов
      
     Уже покинув Угуй, Лина никогда не забывала его. Иногда это выливалось в строки стихов, потому что только поэзия могла выразить самое потаённое: всей душой девушка привязалась к захолустной деревеньке, к её бесхитростным детям.

Да, ты права, это случилось.
Это случилось однажды и навсегда.
Я навсегда влюбилась
В скромные те края.

Да, я без них тоскую.
Сердце рвётся назад,
Туда, где светлой лазурью
Озёрная плачет волна.

Где на прибрежном откосе,
Собой, как девчонка, любуясь,
Стоит молодая берёзка,
Звенят золотые бусы.

Жёлтые слёзы осени –
Это слёзы мои.
У голубого озера
Тихо шумят камыши.

Слышишь их шёпот тревожный?
«Вернуться возможно, возможно…»

        Вернуться можно бы… Можно к чёрту послать уют!
        И жаль лишь того, что в прошлое нас поезда не везут…

    Да, поезда не везут в прошлое, но можно вернуться и без них.
   
    Золотая осень 1964 года...   
   
    Мир за границами сибирской деревеньки жил своей сложной суровой жизнью.

    "Холодная война" и "гонка вооружений", "Догнать и перегнать Америку!" - звучало повсюду.
 
   А тем временем американцы бомбили Северный Вьетнам. Горели рисовые поля, джунгли, хижины под соломенными крышами. Фотография в "Комсомольской правде": плачет вьетнамская мать, прижимая к груди умирающего сынишку. И у Лины сердце  горело от негодования и сжималось от сочувствия и невозможности помочь.   

    Похоронен генсек Итальянской компартии, Ставрополь переименовали в Тольятти - в его честь.   

   Реабилитировали немцев Поволжья. В Угуе было несколько репрессированных немецких семей, их дети учились в Угуйской школе. Но родители пока отнеслись к новости настороженно: уже почти 20 лет как они здесь, в Сибири, прижились, привыкли... И смешанные семьи стали не редкостью.

    Появился новый диск "Битлов", и началось то, что впоследствии  назовут "битломанией". Крутая четвёрка красивых и молодых парней отправилась в турне по миру.

   А в Советском Союзе шла к концу седьмая, названная хрущёвской пятилетка. Опубликован Закон "О пенсиях и пособиях членам колхозов". Наконец-то!

    Вышел в свет роман братьев Стругацких "Трудно быть богом".

    Да, трудно быть не только Богом, но и просто учителем в маленькой сельской школе, где тоже происходили очень важные события. О них осенними вечерами рассказывала в дневнике молодая учительница.
 
           Из дневника Лины Сергеевны.
         
1.09.1964.
 Встала рано. Баба Шура уже суетится у русской печи. Аппетитный хлебный запах витает в воздухе. Дед Коля хлопочет на дворе. 

  Умывальник такой же, как у старой хозяйки, - металлический, над тазиком. Вода холодная, бодрит.

    Проверила планы. Не забыть бы чего. Раскрутила бигуди, причесалась, вздохнула...  Причёску, как в парикмахерской, всё равно не сделаешь... Вздохнула, глядя в зеркальце. Ну, хоть что-то...

   Выпила чай со свежей  булочкой. Баба Шура присела на скамейку рядом. Подперев рукой подбородок, смотрит на меня улыбаясь. Морщинки веером расходятся по её щекам. Я тоже улыбаюсь в ответ. Вижу: жалеет меня. А что жалеть-то?
Я - в порядке! Ну, конечно, волнуюсь, хотя и не так, как в прошлом году.

    Вышла в самом начале восьмого, думая, что приду раньше всех. Любуюсь розово-лимонной голубизной на востоке. Над печными трубами - серо-белые змейки дыма. Взбалмошный петух поздновато раскричался. Где-то мычит корова. Женщина неспешно несёт на коромысле вёдра с водой. Сосед звонко рубит дрова...
   Деревенька живёт хлопотливой жизнью!   

    Догоняет улыбающийся Серёжка с цветами - разноцветные астры как пушистые звёзды. Суёт мне букет в руки. А вот и девочки, в белых фартучках, нарядные, весёлые, тоже с садовыми скромными, но такими милыми  цветами. Радуемся безоблачному небу!

    Линейка.
    Улыбающиеся лица. Принаряженные учителя. Приветственно-напыщенная речь директора. В ручонках первоклассницы - металлический старинный колоколец! Он так трогательно звенькает - вот именно, что не звенит, а нежно взвенькивает! Девчушка - малявка: белые гольфы,  юбочка, косички рогульками и белые большие банты, как крылья бабочки.

   Первый урок – в моём  родимом классе. Ещё раз поразилась, КАК все за лето выросли, вытянулись - с меня ростом, а кое-кто и выше!
     Пересадила всех по заранее продуманному плану. Поворчали, но не спорили, даже Молков, встряхивая рыжим хохолком, сел с Гридиной.  Надул презрительно губы и отодвинулся на самый край скамьи.
 
   На удивление слушали тихо. Люблю внимательные отзывчивые глаза. Кешка получил несколько замечаний. А на перемене вижу: Галя и Валя притиснули нарушителя в углу и выставляют  к его носу кулаки. Пыхтит недовольно...
    Это здорово! Ура!

    Математичка (вместо Кати) молодая, только из института. Одета нарядно: блузка с кружевами, туфли на высоком каблуке. Попросилась к ней на урок, но она отказала. У меня как раз было «окно», я  постояла в коридоре, подглядывая в щель неплотно закрытой  двери, вспоминала свои первые уроки.

   …Читает список, немного перевирает фамилии. По рядам смешок, но доброжелательный. Исправляют. У неё листок чуть дрожит в руке. Она кажется спокойной, держится  прямо, но от стола не отходит. А я улыбаюсь, вспоминая...   

  В коридоре тишина, только из-за дверей доносятся голоса - о дробях, океанах, о съезде КПСС, о звуках речи.

   В  учительской сочувствуют молоденькой симпатичной «биологине»:

- Как вам 9-й «Б»? Будьте с ними построже. Пальцы в рот не кладите – откусят и не подавятся.

- Чем вы их там развлекали, раскаты смеха издалека были слышны.
- Проверяла знания. Ноль, как на необитаемом острове! Удивилась: «Вы что, радио не слушаете? Газет не читаете?»  Они:

- Ба! Чо сказали. Газеты читать! Выдумали чо! А мальчишки гипнотизируют взглядами.

- Чем интересовались?
- Откуда приехала, где училась, работала ли уже?  Пришлось прибавить стаж для солидности. В конце, под звонок, кто-то из парней  говорит: «Чувствую, мы с вами споёмся!» Вы представляете? Так заявить! Ну и класс!

   У меня  был  английский в пятом - вводная беседа. Получилось неплохо. Рассказывала о Великобритании, о других странах, где говорят на английском, о том, как интересно  путешествовать, зная иностранный язык. Начала вводить звуки и слова: книга, школа, карандаш, линейка. Повторяли  старательно, такие умнички!
 
  В седьмом шумели, класс сборный и знаний маловато. Один балбес (наглый - ужас!) вообще за пустой партой сидел.

- В чём дело? – спрашиваю.
- А я всё забыл: и тетрадь, и книжку.
 
     Дали ему тетрадь и учебник. Всё равно не пишет, сидит с кислой-прекислой физиономией.
- А сейчас почему не работаешь?
- Настроения нет.    

- Когда же оно появится?
- Я на следующем уроке всё сделаю.

- А если опять настроения не будет?
- Будет!  Можно выйти? – Совсем скривился, будто плохо ему.
- Иди.
      Он тотчас же расплывается в улыбке.  До конца урока не вернулся.

     Оставшиеся  испытывали мои нервы, пользуясь тем, что я ещё не все фамилии знаю.
- А как вот эта закорюка с точкой пишется?
- Ну и дурак, - бурчит сосед, - еслив не знаешь. Это «ай» прозывается.
               
   В десятом - мои прошлогодние любимцы, знатоки. Здесь Валик, прославленный сэр Тоби, красавчик Юра Томский с яркими чёрными глазищами.  Умные девочки.
     Отвечали на вопросы по теме «Лето», читали текст, переводили, старались.
 
  К вечеру  устала так, что казалось, голова раскалывается на части. Отвыкла, как и дети, трудиться в полную  силу.
    Уф, начался ещё один учебный год!
               
        4 сентября.
  «Прошло три дня. Всё, кажется, вошло в колею. Воюю с лентяями,  оставляю после уроков. Девочки ябедничают на мальчишек, вздыхают:

- А ну их, сладу нет с ними: не слушаются. Вот в 6 «А»  мальчишки лучше.

- Что вы, что вы! – ужасаюсь. – Там в тысячу раз хуже! Да наши мальчишки лучше всех! Но ведь это уж природа так устроила, что не могут они без баловства, переходный возраст. А вы их умнее. Вы их должны перевоспитать!
    Слушают, соглашаются».
               
        6 сентября, воскресенье
    «Ходили с классом по грибы. Комаров ещё много, поэтому все в белых платочках, и я тоже. Да в длинных штанах. Дошли до Устиньюшкиной рощи.

    В лесу потрясающе красиво. И красота не буйная, как на юге, а нежная-нежная! Жёлтое пламя листьев шуршит под ногами. Попутно сочиняли все вместе стихи:

                Под зелёненьким листочком
                Разыскали два груздочка.
                Под берёзою большой
                Отыскался гриб смешной.
                А рядышком опята –
                Бравые ребята.

    Устали. Дружно пообедали, расположившись на траве. У всех была с собою нехитрая деревенская снедь. Вкусно!!
       
   Слышу разговор девчонок:
- Полька  растолстела за лето.

   Тут же вмешивается Юрка Молков:
- Да она, поди, беременная!
- Не ори, дурак! Вон Валерка Пономарёв тоже  пузо выпятил…
- И он беременный! – радостно орёт Юрка, убегая от девочек.   
               
    Шустрый Витька рассказывает Толе:
- Идет по улице новенькая  учителка. Навстречу Санька из пятого:
- Здравствуй, география!  - А на меня наговорили, будто я это сказал! Меня же  там и не было вовсе. А меня жучили... - И в голосе - обида. Пришлось утешать.

     Прощаясь, дала задание – сочинить что-нибудь самим.  Сочинили! Принесли на следующий день в школу. Валюшка хвастает: "Первый стих в моей жизни!" Сохраню его в дневнике:

Я помню чудный день.
Золотые деревья, красивая трава,
Всё это было как во сне.
Я не могу забыть эти деревья.
Они красивы, как ангел неземной.
Наверное, всё это –
Для  добрых людей!
               
    7 сентября
    Решила лучше изучить моих детишек. Провела анкетирование. Без фамилий. Ответы запишу (не все, конечно, но самые любопытные). И вправду, есть интересные:
 
          «Что любишь делать? Твоё любимое занятие?»
    Отвечают:
- Больше всего я люблю гулять.
- Люблю поспать.
- Рыбачить и охотиться.
- Читать книги.
- Смотреть кино.
- Ездить на тракторе.

                «Что ты больше всего не любишь?»
- Не люблю учить уроки.
- Терпеть не могу, когда скрипит что-нибудь.
- Не люблю, когда меня гулять не пускают.
- Ненавижу лечить зубы.
- Не люблю лентяев.
- Не люблю терпеть, когда оставляют после уроков.
- Мне не нравится, когда меня угоняют от чтения книги и мешают читать.

              «Какого человека ты считаешь воспитанным?» 
- Того, который умный, честный, вежливый.
- Дисциплинированный, скромный.
- Который помогает другу в беде. Со всеми здоровается.
- Культурный, не озорной.

            «Считаешь ли ты себя воспитанным?»  Отвечают честно:
- Я не считаю себя воспитанным, а почему  не знаю.
- Себя я считаю не очень воспитанным.
- Не очень.
- Не умею себя судить.
- Стараюсь быть воспитанной.

            «Воспитываешь ли ты себя?» 
- Вот ещё.
- Помаленьку.
- Таким и останусь.
- Я воспитываю в себе силу воли.
- Других легче воспитывать, чем себя.
- Я себя не воспитываю, потому что мне не хочется.

        «Каким, по-вашему, станет наше село в будущем?»  Большинство ответили:
  - Большим и красивым городом.
  - С зелёными улицами, - добавили некоторые.

             «Что хорошего хотели бы сделать в жизни?»
- Хотел бы построить новую большую  школу.
- Изобрести  механизмы, чтобы работали вместо людей.
- Сделать воздушный шар и путешествовать.
- Построить огромный самолёт, чтобы возить детей, куда они захотят.
- Придумать аппарат, чтобы вылечить всех больных  людей.
- Создать лекарство, чтобы дети и взрослые не делали подлых поступков.

              «Кто нравится, кому хотели бы подражать?» 
- Я хотела бы подражать В.И.Ленину.
- Зое Космодемьянской.
- Героям милиционерам.
- Магеллану.
- Лине Сергеевне.
- Лётчику Чкалову.
- Не знаю.
 
            «Ваши пожелания учителям?» 
- Я пожелал бы, чтобы  не ставили двоек.
- Чтобы не ругались.
- Не  размахивали указкой.
- Не выгоняли из класса.
- Не вызывали к доске.
- Не задавали на дом.

       Ну что ж,  дети как дети. Порадовало, что отвечали искренне.

  В дневнике Лины Сергеевны всё меньше и меньше было философских абстрактных размышлений. Конкретная жизнь и её мелочи, каждая из которых во много раз важнее, занимали всё больше места. Что такое были эти мелочи?

   Это каждый из её учеников – мальчишек и девчонок, теперь они стали кирпичиками здания её души, и она переживала за каждого.

- Почему Кеша опять проспал?
- А Сёма Пантюхов схлопотал пару по географии...
- Поля плакала, потому что Галка Гридина обзывает её.
- Неля принесла семечек, и весь класс замусорили.
- Юрка нагрубил математичке.
- Валерка Пономарёв отобрал хлеб у малышей, да ещё и матерился.

   Ей хотелось быть с ними на всех переменах, но не всегда получалось. Обняла бы Валечку Белову – Белочку. Погладила бы Лёньку Чистопьянова по колючему гребешку на затылке.
   А у Любы Ипановой опять галстук измятый!
   К последнему уроку Лина всегда припасала печенье, видя голодный блеск в глазах Толика Шкета.

    А как приятно было видеть поддержку во внимательном взгляде Саши Косых, спросить его:
- Ну, сколько баллов заработали сегодня? Отгадали ли новое задание?
 
    Как всё-таки жизнь непредсказуема! В прошлом году она покидала класс в слезах. Сейчас же невидимые нити доброжелательства связывали всё крепче и крепче. Дети видели, как открыто её сердце, наполненное заботой о них, – и отвечали тем же.
    После уроков не хотели расходиться, и если у Лины Сергевны не было репетиций со старшими учениками, толпились, обступив её со всех сторон.
 
        На фотографии слева направо: Машенька Неупокоева и Поля Иванова.
 Из-за её плеча выглядывает шустрый Витька Шевцов.
Над ним главный редактор Толя Неупокоев.
 Далее - отличница Галя Жерноклеева, Лина Сергеевна, Лёня Чистопьянов.
 За ним самый высокий Саша Костромин. Правее - Галя Гридина и Валюшка Белова.
 Между ними позади виден нос Володи Неупокоева.
 Далее Люба Ипанова, Саша Косых и Валера Пономарёв.

               Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/09/08/1195


Рецензии
С большим интересом наблюдаю, как меняется Лина Сергеевна, как подросли, повзрослели ребята. Целый год опыта позади, конечно , приходит понимание каждого ученика. Понравилось анкетирование, честные простые ответы.
Стихи замечательные, от души, в них так много света, жизни!
1964 год, я еще не родилась)) А вот железный рукомойник помню в роддоме на Курилах, одной рукой держишь новорожденного, другой пытаешься добыть воду)))
Очень нравиться вместе с ребятами и Линой Сергеевной переживать события из школьной жизни, а вот про Мишу опять ни слова, волнуюсь!!!

Виктория Романюк   13.09.2023 21:33     Заявить о нарушении
Ах, Виктория!
Миша ещё работает в колхозе, помогает.
После войны крепких мужиков не хватало в деревнях.
Но он уже скоро вернётся в школу...
С улыбкой,

Элла Лякишева   14.09.2023 23:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 46 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.