Камни и люди. Глава 20

Мои соседи сидят на лавочке, маленькие Юля и Марсель, бегают рядом.
Так ты, оказываешься Марсель, а я думал Марат,- обратился я к малышу, одетому по прохладной погоде в стеганную куртку и в шапочку на голове с маленькими рожками. Он кроме папа и мама ничего не говорит, издается только звуки: « ы..., ы...., указывает на что-нибудь, например на голубя или кошку,  пальцем или протягивает руку если хочет вместе идти погулять.
- Хорошенький мальчик, - проговорила Елизавета Дмитриевна с квартиры, что по до мной.

- Хороший, главное всегда улыбается и компанейский, - добавил я.
Елизавета Дмитриевна, как и Мартюшевы, оказалась из костромских мест.
-С мужем приехали на Урал в 1972 году. Раньше жили в Костромской области в Паназедерском  районе, - начала она разговор.
Я  название района не расслышал, но перебивать соседку не стал.
-После войны очень было тяжело, да и потом не легко. Благодаря брату мужа, который работал на Малышевке прорабом на прокладке водо и теплоцентралей, оказались здесь, - поведала она мне. Первое время жили у брата в его трехкомнатной квартире, в доме напротив, - и указала рукой на дом во дворе и квартиру справа на первом этаже.

- Муж мой Ваня участник войны, инвалид и ему через два года дали квартиру, в которой я и живу. Я работала в магазине. Сначала в 3-м, а потом в 5-м. Оклады были маленькие, а пенсия вышла совсем никакая. Ходила жаловалась, даже плакала, а что толку. Пенсии не добавили, только дали пособие . Когда муж умирал, то говорил: «Как же ты без меня жить будешь?». Первое время было тяжело, а сейчас, когда исполнилось 80 лет, мне добавили, еще за мужа немного получаю. Опять же дача выручает. Участок купили, как только приехали.
Выслушал бабу Лизу, ей никак скоро 90 лет,  и поехал к Борису. Взял с собой ликер Ванна-Таллин, груши, конфеты и поехал в деревню отмечать с братом свое день рождение. Год прошел и снова надо отмечаться. Я приглашал его к себе, но он, ссылаясь на занятость, приезжать отказался. «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» и я поехал к Борису. Выяснилось, что с рыбалки он вернулся еще вчера, а сегодня до 10 часов спал.
Дома у него тепло, он никакими делами не занимается, рыбу, как собирался, не чистит. Я так и думал. У брата на первом месте личное спокойствие. На рыбалку он едет, когда ему надо, за 200 километров. Когда брат позвал — занят. Ну что же, не время нам обижаться и за нами грехи водятся.

Согрели чай, почистили яблоки, достали сладости и булочки, заполнили рюмки ликером. Выпили. Ликер этот пил может лет 40 назад, а Боря, как профессионал командировочный и знаток всех вин ( в свое время у него был бар), заявил, что на старый ликер этот не похожий.
Боря долго вспоминал где, что и с кем пил. С его слов до 40 лет он от выпивки не вырубался.
- Что значит не вырубался?, - спросил я его.
- Ну утром просыпаешься и ничего не помнишь, что вчера было.
 -Со мной такого не было, - заверил я брата.
 -А со мной, как раз в 40 лет такой случай имел место. Еще на заводе я принимал груз в аэропорту. тогда на его территорию легко можно было попасть, в заборах имелись всевозможные подлазы. Вот и мы, для того чтобы сократить путь, пролезли под забором, вышли к самолету, проверили и приняли груз. Дело серьезное, мы все при пистолетах, типа «Наган». Когда приемка закончилась, мне Валера, так моего друга зовут, и говорит:
   -На держи, -  и протягивает мне стакан. - Там спирт, смотри не обожгись». А мы до этого уже выпили, а тут еще этот стакан с жидкостью под 96 градусов. Вот после него я на утро и ничего не мог вспомнить.
Еще Боря рассказывал, как его мама несколько раз садилась на его очки. Как он лечился от недостатка гемоглобина.

-Хожу, а глаза закрываются. Слабость. Сделали анализ, а у меня показатель 63, когда выписывали стало 64, а положено более 100. Накануне меня еще обманули, не сделали переливание крови. При показатели 70 эта операция обязательная, а мне сказали, что только при 60. Ничего выбрался. Сказали надо каждый день съедать кусок говядины. Так я и лечился. - Сейчас чувствую себя вроде ничего, но временами возникает ощущение, как будто отравился. Продолжается оно до десяти дней и более. В чем дело, не знаю. И смотрели, и проверяли, ничего не нашли. Говорят может это по психической части, с мозгом связано.
-Ну ладно о плохом, давай закусывать, - предложил я, -  у нас еще мороженное есть  на десерт.
 -Мороженое продавали в Асбесте на рынке, - сменил тему Борис.. Помню как по воскресеньям в местном гараже Леспрмхоза выделяли грузовую машину для поездки в город.. В кузове имелись скамейки, снаружи устанавливали специальную лесенку, чтобы забраться в машину. Однажды еще совсем маленьким я с родителями ездил в такой транспорте. Помню они тогда купили мешок с зерном для куриц, меня с этим мешком оставили в кузове, охранять, а сами пошли что-то выбирать. Я так долго сидел, что начал волноваться, не забыли ли меня. Решил выбраться из машины и искать папу и маму. Мешок же не оставишь, решил и его выгрузить. Он упал на землю и порвался, зерно рассыпалось. А тут и родители подошли.

 -Из детства запомнилось еще два случая, - продолжил брат: первый, когда папа для строительства нового дома привез с Асбеста на санях большой ящик со стеклом. Все радовались покупке и я запомнил. Второй случай — это когда я перевернулся с опилками. Папа взял на конном дворе коня и мы поехали на лесопилку. Загрузили плетенный короб опилками, а меня посадили на самый верх. На обратном пути полозья саней попали одной стороной в колдобину и короб вместе со мной завалился на бок. Папа тогда вспомнил плохим словом холеру и долго собирал рассыпанный груз.
 От Бори узнал, что Слава Ашлапов, сосед по улице Крупской, в Ленинграде работал в порту. Не стало его уже давно и связано это якобы с сокращением на работе. Не исключено, в 90-е годы так и было. Выпили мы с Борей по три рюмочки и я собрался домой. Брат мне в качестве презента к дню рождения вручил пойманного карпа. Всего на бумажном мешке лежало их больше десятка, имелись и приличные под килограмм. Я выбрал среднего, грамм на 400.

- Бери еще, - предложил Боря, - но я отказался.
 -Куда мне, одного хватит, чтобы сварить рыбный суп.  Пока мы отмечались прошел небольшой дождик, хотя гремело прилично. Возвращался домой по мокрому асфальту.
Да, забыл существенный момент. Как-то на днях я обнаружил у себя на поясе, под резинкой трусов, кровавое пятнышко. Решил, что резинкой нарушил родимое пятно. Смазал его мазью и наклеил пластырь, чтобы больное место не натиралось резинкой. Сегодня решил старый пластырь снять и при необходимости приклеить новый. Что я увидел, когда присмотрелся к кровавому пятнышку внимательно. Увидел клеща, напившегося моей кровью и присосавшегося к телу. С трудом оторвал его от кожи и больное место помазал мазью. Вот такая случилась история!
Случилось это накануне поездки с Олегом в село Калиновку с целью поправить могилку Лиды, Валиной сестры.
Утро пасмурное. Я только сел за компьютер как позвонил Олег, предложил скататься до Камышлова, помочь ему наладить могилу Лиды Мартьяновой (Ермаковой).
-Почему нельзя, можно, - согласился я, - но сначала отремонтируем шкаф, о котором еще вчера шла речь.

Ремонтировать, конечно, не стали, а вот дверь  шкафа, с которого вот вот должно было вывалиться зеркало, сняли и уложили на диван. Оделся в дорогу, отключил все приборы и около 11 часов поехали. Маршрут знакомый: деревни Мокрая, Светлая, Новопышминская, Курья. Накануне Олег показал где дача у Володи Хромцова, детский лагерь «Заря». Именно в нем отдыхали его дети Юра и Анна. Внук Паша тоже там бывал, но уже на спортивных сборах. Говорили про нынешние порядки с приватизацией. Олег вспомнил случай с нашим лагерем, от которого предприятие отказалось. Дом сторожа там приобрел местный барыга, директор галантерейного магазина, он же установил на пруду в районе Старки строгий режим по выходу на лед. Точнее, с помощью молодчиков, стал пенсионеров-рыбаков выгонять. Пришлось его и его охранников, с помощью сына Юры и Саши Шелудкова, приводить в порядок.
Лагеря раньше были другие. И тут, у Курьи на участках работали трудармейцы, валили лес и сплавляли его по реке в Асбестовский леспромхоз. По рассказам стариков, первое время они жили в палатках, отогревались печкой-буржуйкой. К зиме перебрались в землянки, которые заметало снегом, так что приходилось рыть ходы, похожие на подземные траншеи. В конце 1945 года привезли пленных японцев. Вот чудеса! И такое бывает. Для них была определена спецзона и выставлена охрана. Они народ был дисциплинированный, никто никуда не убегал, только мерзли  и потому болели.

Кладбище находилось не доезжая села Калиновка. Место бугристое, болотистое. Кругом замечательные поля с релками, а для усопших выбрали самое неподходящее место. Тропки заросли крапивой, могилы разбросаны хаотично, никакого порядка. Лида лежит рядом с бабушкой по материнской линии, мать и отец несколько ниже. Заглянул на их могилы. Отец с 1927 года, а мать с 1925. Отец Александр прожил совсем ничего, умер в 1985 году.
Могила Лидии Александровны провалилась, землю собирали по краям и укладывали в середину, поправили крест, заново уложили венки и цветы. Пока трудились, Олег вспоминал как она первый раз вышла замуж в Егоршино и с мужем уехали в Читу. Оттуда он от нее сбежал. С этого времени и начались у нее жизненные препятствия.
Когда они с Николаем, новым мужем, уезжали с Севера, было у них на каждого по 150 тысяч, планы были дом построить и машину купить. Николай заказал брату в Лучегорске  под Хабаровском купить под дом лес. Лес он купил, а тут перестроечный обвал — дефолт. Деньги обесценились и брат Николаю лес не отдал. Жить негде, денег нет. Помог случай с инвалидом без ног, который страдал диабетом. У него была квартира, жил он один и вот они взялись за ним ухаживать, а он их приютил. Лида же как никак окончила медицинское училище, на севере работала врачом. В Лучегорске устроилась работать в военкомат, все стремилась побольше отобрать призывников в армию. Через два года с небольшим инвалид скончался и квартира осталась им по договору, который они с ним заключили.
 - Николай устроился работать на ТЭЦ, там она тепловая, на местном угле. Котлы постоянно забивались, а Николай все брался раньше установленного срока их чистить, больше платили. Вот и нажил себе рак горла.

А жили они, когда мы были у них в 2005 году, зажиточно: скотина разная появилась, времянку построили и все такое прочее. И вот жизнь их накренилась, а сейчас совсем за борт упала. Не стало их обоих, а ведь какие были работники! - вздохнул Олег, заканчивая рассказ.    
-Теперь они  успокоились, - добавил Олен, - могила всех и все уравняла. 13 июля у нее день рождения, исполнилось бы, 67 лет. Она ведь, как и ты, с 1948 года.
Как оказалось, сестры Мартьяновы Валя, Катя и Татьяна получили высшее образование. Катерина и Татьяна окончили педагогический институт. Валя — медицинский, а Лида  - только медицинское училище. Работала в Асбесте, потом в Качканаре в спортивной команде, там получила квартиру и уехала на Север. Квартиру сдавала в наем.
На обратном пути остановились с Олегом в селе Филатьевском и отобедали в местной столовой. Олег в ней уже бывал и кухня ему понравилась. В этот раз заказали рассольник, котлету с гарниром и напитки. Вместо хлеба взяли по два пирога с яйцом и луком. Плотно подкрепились и моментом домчались до Асбеста, забрали на службе Валю. Туда и обратно, если считать с Малышева, мы проехали около 180 километров. Мама бы сказала: «Не ближний свет». На Изумруде остановились возле дома Бориса. Он обедает.

- Нарвал ботвы и вот сделал салат, - говорит он.
- Какой такой ботвы? - спрашиваем его.
- Ну, салату, лучка и прочего.
- А что прочее?
- Прочее это растительное масло.
- Вот от этого с ботвой и растительного масла у тебя и бывают приступы, как бы отравление., - обозначил Олег. Салат  на обед это хорошо, если ты потом кушаешь горячее, лучше мясной супчик. А если просто ботву, то ты точно превратишься в жвачное животное.
   Боря смеется.
- Смейся, смейся. Если к этому добавить  твои самогонные изделия с разными настоями на травах, то точно можно отравиться. Старая поговорка: «Чем проще, тем лучше». А ты все норовишь изготовить что-нибудь оригинальное. Сам делаешь, сам пьешь — вот и результат, - поставил диагноз Олег..
- Насчет обеда, это точно. Никак не могу вовремя пообедать. То то, то это. Пока кручусь на огороде, варю — смотрю, а время уже 8 часов. Ем чуть ли не перед сном.

Говорили еще о карбюраторах, о мастерах, которые умеют сходу определить поломку. С автомастеров перешли на зубных техников. Боря вспомнил, как ему удачно сделал протез наш изумрудский мастер и как мучился его брат Женя в Асбесте — пришлось многократно подгонять, все где-то мешало.
Сели пить чай, Боря достал булочки, а мы из  сумочки — мороженое, которое взяли  по дороге.. Съели мороженое, попили чаю, вспомнив все его полезные свойства и как Дерсу Узала согласился быть проводником у путешественника Арсеньева, если будет чай и заряды к ружью
С китайского чая, вышли на нашу преступность.
- В Китае, в отличие от нас никакой организованной преступности нет, - заявил Боря. У них по 15 статьям смертная казнь.
- Много смертных статей, как раз потому, что организованная преступность там процветает. Мафия там еще та! - пытался уверить я брата. С испокон веков в Китае существовал бандитизм  в лице тайных союзов типа: «Триада», «Старшие братья», «Красные брови», «Ихэтуани» и «Белый лотос». Там как раз коррупцией все схвачено. Наши бандюганы, да и американские, по сравнению с ихними, просто первоклассники.

- Да, я как-то об этом не подумал. В кино Джеки Чан только с ними и борется. В Японии тоже есть своя Якудцза,- вспомнил Борис.
Вышли во двор прогуляться. Клубника у брата уже красная и расцвели цветы.
-А я и не заметил, когда развешивал белье, - удивился Боря, - поправляя наклонившиеся стебли. - Даже и не знаю как называются. Клен бы этот спилить, солнце загораживает, - указал брат на разросшееся дерево.
- Не клен это, - заметил Олег, - у клена другие листья.
-Тогда ясень, точно ясень. Срубишь, солнце будет светить, машину некуда будет ставить. Ладно, пускай пока стоит.


Рецензии