Записки пограничного комиссара. Часть 7

На Новый год в большой комнате деревенского дома стояла уссурийская елка с московскими игрушками.  Год начался с известия о том, что Дэн Сяопина назначили начальником Генерального штаба. Мао Цзэдун встретился с председателем ХСС Штраусом. На 75-м году жизни скончался заместитель Премьера Госсовета КНР Ли Фучунь.

Китай принял новую Конституцию. Согласно новому закону, в стране официально появились, знакомые нашему уху, ревкомы. Налицо произошла контрреволюция, во главе которой встали НОАК и органы общественной безопасности. Они, в частности, взяли на себя функции прокуратуры по ведению следствия и поддержанию уголовных дел в суде. В период «культурной революции» органы ОБ, суда и прокуратуры были объединены под военным контролем в «гунцзянфа».

Новая Конституция не требовала соблюдения законов, а только лишь «проводить линию масс». Это означало представление органам ОБ права на произвол, проведения массовых судилищь. Все решало «четыре больших»: большой крик, большая воля (в смысле дозволено все), большие дебаты, большие стенгазеты (дацзыбао).
Год Алекса начался с длительной командировки на одну из застав.Вернувшись с командировки, Алекс первым делом прочитал окружную сводку по обстановке. Получалось, что за 20 дней февраля у китайцев произошло 11 пожаров. В районе Суйлин сгорел леспромхоз со всеми складами, жилыми и служебными помещениями. Более 200 семей лишились крова. Общий ущерб составил 34 миллионов 500 тысяч юаней. По китайским оценкам ущерб приравнивался к полученной прибыли леспромхоза за последние 25 лет или годовой сумме помощи, которую оказывает государство всему лесному хозяйству страны.

-Зима, горят китайцы, - обратился Алекс к Ганичеву. Их можно понять, все время на улице.  Я тут за ними понаблюдал, диву даешься как они выдерживают. Я возле печки сидел, а они трудились, то маршировали у роты. А вечером еще на службу ходили.
-Ты их шибко не жалей, пускай сами себя жалеют. Жили дружно, а тут раз и разбежались. Пускай теперь, ну-ка напомни как они говорят про собственные силы?
-С опорой на собственные силы, по-китайски «цзы ли гэн шен».
-Вот именно, пускай теперь опираются не на нас, а на этот самый гэншен, как ты говоришь.

«В одном из округов», - сообщалось в сводке, -  «было совершено шесть крупных уголовных и три "контрреволюционных" преступлений». Последние, по мнению китайцев, были совершены с целью кражи печатной аппаратуры для размножения антиправительственных "призывов", а также  выражались в вербовке людей в состав "подпольных групп" и грабеже банка. В округе  оживилась деятельность "сектантских" кружков, задержано ряд лиц проигрывающих до одной тысячи юаней в азартные игры. Согласно данным "комиссионной группы" в народных коммунах  уезда Баинь на деньги играли не только крестьяне, но и некоторые руководители хозяйств.

-Ничего себе бедные китайцы! - удивился Алекс. Ты читал, как они шикуют, - обратился он к Юре Аверину.
-Читал. Что тут удивительного? Когда наш народ бедствовал после революции, да и позже в 30-е и 50-е года, у нас тоже подпольная преступность процветала. Помнишь был такой Леша Пантелеев.
-Это что из книги «Записки майора Пронина»?
-Не из книжки, а в самом деле был такой.
Алекс не стал препираться и продолжил изучать сводку. «В уезде Юнькэ задержали более 400 человек, не имеющих хукоу. зафиксировано семь случаев ночного передвижения по льду реки Амур». В конце сводки сообщалось о смерти в Пекине видного деятеля  Китая Дун Биу.

Люди умирали, жизнь продолжалась. В своем докладе «О работе правительства», сделанном на сессии Всекитайского собрания народных представителей, сокращенно ВСНП, Чжоу Эньлай выдвинул задачу – к концу столетия превратить Китай в «могучую державу». Осуществление этого предусматривало «два шага». Первый – до 1980 года создать «самостоятельную, сравнительно целостную систему промышленности и всего народного хозяйства». Второй – в последующие 20 лет на основе «всесторонней модернизации сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники вывести Китай в первые ряды стран мира.
-Ишь как замахнулись! - воскликнул от удивления Алекс.
-Кто на кого замахнулся? - попытался уточнить  Аверин, сидевший с утра за картой своего участка.
-Ты, я вижу, замахнулся на карту участка, а вот китайцы на весь мир. Хотят выйти в мировые лидеры.
-Хотеть не вредно, как у нас говорят, только бы штаны в прорехе не порвались от широких шагов. Кругом все горит, народ бедствует, преступность процветает, а они в лидеры.

-Никак надеются на поддержку американцев. Без помощи, хоть и с реформами, о которых в докладе упомянул премьер Чжоу, страну не поднять, - вмешался в разговор Ганичев. Вот посмотрите, китайцы сделают очередной финт, откажутся от всяких революций и пойдут на сделку с капиталистами. Они не идейные, так только для вида хорохорятся. Для них главное имперский дух и возврат утраченного величия.
-Не исключено, как говорят древние греки, - пошутил Потапов. Давайте лучше займемся своими делами, своих проблем выше крыши
Возникал вопрос. На чем в труднейшее для Китая время строились такие глобальные прогнозы? Надо думать, отвернувшись от СССР и социалистического лагеря, уже тогда сосед получил серьезные авансы в поддержке Запада. Не зря китайцы стали так низко кланяться США и подпевать хору капиталистических стран. Никак, началась новая серия возрождения древней империи. С одного колена, с помощью СССР, она встала. Со второго планирует встать с помощью Запада. Тогда, подумал Алекс, и наступит то время, когда Китай сможет идти «на двух ногах».

СССР в то время, как военным объясняли, жил в период «коренных изменений соотношения сил на мировой арене в пользу социализма». Разрядка напряженности «становилась доминирующей тенденцией». В Хельсинки  прошло «Совещание безопасности и сотрудничества в Европе». Результатом его мы очень гордились. Мы ставили цели и шли к ним напролом, как солдаты в атаку на траншеи противника. Обо всех победах трубили открытым текстом. Радовались победам, которые одержали Вьетнам, патриоты Камбоджи и Лаоса. Свершилась, как мы считали, антифашистская революция в Португалии, свергли режим «черных полковников» в Греции.
Только Мао Цзэдун и его компания стали формировать против стран социализма «единый фронт», установили отношения с «Общим рынком». А ведь еще В.И. Ленин в своей работе «Лучше меньше да лучше» надеялся, что общий рынок будет у России с Индией и Китаем.

Мао развернул политику на 180% и провозгласил лозунг «Не становиться сторонником северного ветра» то есть СССР. Еще в мае 1964 г. он изрек: «В нынешнем Советском Союзе осуществляется диктатура буржуазии, диктатура фашистского типа». Мао хотел нас дискредитировать, а точнее уничтожить. Мы ему дружбу, а он нам вилы в бок.
По меткому выражению Фиделя Кастро «выдумывать фальшивого противника можно только с одной целью: уклоняться от борьбы с реальным противником». Наши Генсеки не учли предупреждения старого большевика М.М. Бородина, о том, что «Мао присущ непомерный апломб». К этому, кстати,  подходит четверостишие Лу Синя, написанное им еще в 1931 году:

Первое – податливость, друзья,
Всем она нужна: свинье, корове.
И уж вам-то, граждане, нельзя,
Сохранить без этого здоровья.

И не только ему одному. Эта болезнь моментом распространилась и на прочих «культуристов», как иногда Алекс называл участников «культурной революции»,  возымевших себя истинными революционерами. А причины этой болезни - отсутствие  самой культуры и образования. Хотя Конфуций говорил: «Если жить тебе один день, то с утра начинай учиться».

В 1975 году впервые после «дела Линь Бяо» в Китае были заменены все вакантные посты в высших партийных, государственных  и военных аппаратах. Начался процесс реабилитации старых кадров, репрессированных в годы «культурной революции». В сентябре Китай принял решение освободить из заключения всех задержанных в 1962-1965 годах американских и чанкайшистких агентов и членов экипажей судов, на которых они были заброшены в Китай. Всего таких оказалось  144 человека.
Армия наводила порядок на транспорте. Она же взялась проводить указание Мао Цзэдуна « О необходимости изучения теории диктатуры пролетариата». Сообщалось, что движение нацелено на «способствование стабилизации и сплочению всей страны». Винтовка продолжала «рождать власть».

По всей стране велась подготовка к войне. Студенты и школьники готовились как будущие солдаты Мао Цзэдуна. В учебниках русского языка появились фразы: «Ни с места!», «Руки вверх!» «Бросай оружие».
Когда Алекс вступил в брак  в Китае законы запрещали сочетаться студентам, вплоть до отчисления из ВУЗа. Но это еще не все. Муж и жена в Китае жили, как правило, раздельно и даже в разных городах. В гости друг к другу ездить могли лишь раз в год, как правило, во время новогоднего праздника. СССР, хоть и не Китай, но получилось так, что Алекс со своей половиной тоже встречался раз в году. Оба учились в разных городах и встречались летом на каникулах.

На политику, как и мы, китайцы время не жалели. Только заканчивалась одна кампания, так сразу начиналась другая. Буквально на днях, по радио сообщили, что Мао Цзэдуна развернул новое движение с названием «Речные заводи».
 -Что бы это значило? – подумал Алекс, записывая название кампании в свой словарь памятных дат по Китаю. Может, это как-то связано с пограничными реками? У китайцев все может быть. Взяли  и запустили, на голодный желудок, третий спутник. Позднее выяснилось, что соседи решили под видом критике главного героя романа Сун Цзяна, обличить капитулянта Линь Бяо, как сторонника советского ревизионизма.
.


Рецензии