Маргинальный пояс. 12

информационные аспекты власти

Тень, знай свое место.

Е. Шварц

1. Феноменология власти
http://www.proza.ru/2018/06/21/815
2. Творческая элита
http://www.proza.ru/2018/06/27/768
3. Ордозная монада
http://www.proza.ru/2018/07/05/922
4. Замыкание в цепи
http://www.proza.ru/2018/07/12/693
5. Инерция исполнения
http://www.proza.ru/2018/07/19/1025
6. OS Голем
http://www.proza.ru/2018/07/26/954
7. Сумерки власти
http://www.proza.ru/2018/08/02/905
8. Классовый апартеид
http://www.proza.ru/2018/08/09/867
9. Цикл Соляриса
http://www.proza.ru/2018/08/16/1008
10. Кривологика Голема
http://www.proza.ru/2018/08/21/963
11. Невыносимая легкость бытия
http://www.proza.ru/2018/08/30/684

12. Ренегаты элиты

(калямовский семинар)

  Используя метафору одного из моих оппонентов, можно сказать, что общество подобно системе двойной звезды: две равноценные величины (творческая элита и масса тружеников) «вертятся» вокруг пустого места – центра системы.       
  Понятие элитарности подразумевает не только редкую исключительность, но также исключительную ценность. Поэтому не может быть никаких «властных элит», это самоназвание (как «Коммунистическая партия» или «Демократическая платформа», например), которое искажает сам смысл понятия. Бывает «мыслящая элита», бывает – «творческая», «духовная»… Но властными бывают только ренегаты этих элит – еще мыслящие, но уже не творческие и нисколько не духовные; уже просто потому, что сотрудничают с властью – в ущерб своей суверенной личности. Насколько добровольно сотрудничают и насколько сознательно? Не мне судить. Но разобраться надо.
    Невозможно все время, всю жизнь, постоянно приспосабливаться по ходу текущей ситуации. Приспосабливаются к тому, что повторяется систематически. Поэтому Система сепарирует общественную структуру, образуя вокруг себя ядро и оболочку исполнительных приспособленцев. Это их единственное «достоинство»; достоинство – для Системы. 
    Управляющую инстанцию культурного развития составляют люди, объединенные сотрудничеством в пространстве идей. Но процесс материального строительства в обществе управляется не людьми, а Системой, подчинившей себе этих людей и полностью подавившей их личность… в этом процессе. Она является ценностью, для человечества, а не ее подпрограммы. 

     – Слова истины всегда парадоксальны. Постарайтесь вспомнить сами: сколько самых простых и умных слов были неправильно поняты!
     – Причиной чрезвычайной влиятельности людей, которых мы называем гениями и святыми, – считает Ниче, – есть то, что они добиваются для себя таких интерпретаторов, которые на благо человечества неправильно их поняли. Ученик или апостол, который видит слабости учения, ослеплен авторитетом и имеет большую силу, нежели мастер.
     Резонно. Но есть и другие мнения
     – Между упрощением с дидактической целью и вульгаризацией никакого различия нет!
     Этот извечный конфликт между "даешь" и "понимаешь" начинается внутри элиты – конфликт между теми, кто считает поставленную цель окончательной, и теми, кто видит в ней только средство. Пропасть между твердокаменной элитой, которая не может поступиться принципами, и пассионариями, согласными упрощать идею «ради дела», катастрофически растет.
     «Соглашатели от элиты» – как раз та инстанция власти, которая создает – по ходу событий – системный язык власти. Верстает лозунги, изобретает фиктивные денотаты, клеит ярлыки, легендирует события… осуществляет информационный террор. И именно в фазе исполнения происходит отрыв социально активной прослойки от элиты: оппортунисты становятся ренегатами. Трещина, образовавшаяся в семантическом поле элиты, превращается в пропасть непонимания. Между мыслью и воплощением, намерением и поступком падает Тень.

     – Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, – писал Лев Толстой, – и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Если он пытается понять его, он поражается бесплодностью.
     – Тогда верно и обратное: для того, чтобы понимать, что происходит, надо отказаться от намерений что-либо изменить в этом мире. Вести образ жизни, который древние китайцы называли «недеянием».
     – Мы считаем, – сказал Фромм, – что именно в таком состоянии и возникают такие черты, как  чувства справедливости и истины. 
     – Ради бога, – сказал Голем. – Изучайте жизнь сколько вам угодно. Только не вмешивайтесь в процессы.
     – Это невозможно, – важно возразил Виктор. – Разве вы забыли физику? Прибор неизбежно влияет на картину эксперимента… Потому что уж очень тоскливо: ты все знаешь, а тебе никто не верит. 
     – Виктуар, перестаньте бренчать, – сказал Голем.
     – Какая это мука, все знать, все понимать, и оставаться только тенью на стене!
     – Это очень жутко, когда все становится ясно. Какое-то время смотришь на мир снаружи, как на аквариум.
     – Опасно смотреть на мир с высоты
     – А ведь это любопытное зрелище – Управление, вид сверху.

     – Кто более счастлив – человек или его тень на стене?
     – Продолжает оставаться неоспоримым, говорит Фройд, – что великие достижения мыслительной работы, чреватые последствиями открытия и разрешение проблем возможны лишь отдельному человеку, трудящемуся в уединении. (Хотя… кто сейчас знает, что такое одиночество!) Замечено, что одиночество упрощает психику до полной невозможности общаться. Вы не поверите, но для такого подпольного робинзона каждое слово означает то, что оно означает.
     Шизофреническое «двоемыслие» ангсоца – это не только двойные стандарты «для ваших и наших», но и параллельное существование слов: в их обычном значении – и в виде идеологических ярлыков. Революция – это столкновение двух стилистических пластов. Иными словами, борясь за чистоту языка, ты приближаешь революцию. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Начинать надо с исправления имен. А если начать с того, что собрать толпу на идейной какой-то основе, оглянуться не успеешь, как эти партайгеноссе станут бандой, навязывающей свои чаяния всем, до кого могут дотянуться.
     Элита – это коллектив одиночек; поэтому-то ее в упор не видит обыватель, поэтому власть так легко изолирует ее от общества (и присваивает бренд). Историческим фактором делает элиту только «культурологический» информационный поток, в который она включена, и которым она, по сути, управляет.
     – Если человек действительно мудр, ему одинаково близка любая идея и одинаково чужд любой способ ее осуществления. Ибо нет ничего уродливее воплощенной в жизнь мечты.
    Поток отказов идет не только от власти к элите, но и в обратном направлении: элита сохраняет себя для новых идей, нового «культурологического цикла».
     – Потому что в мире существует заговор тупиц; глобальный план с целью не допустить возрождения духа – ведь он станет противостоять механической действительности.
      
    – Главная проблема при использовании гениев состоит в том, что их практически невозможно заставить что-либо сделать. Вариантов два: либо предоставить гению полную свободу в надежде, что он исполнит просьбы – либо поместить в нечеловеческие условия.
     – Но вывелась новая порода людей, которые просты в обращении, как дураки, и почти так же полезны, как умные.
Они пытаются заставить себя забыть то, что им недоступно. Их сознание не способно воспринимать верхние образы такими, какие есть, и подставляет взамен то знание, которое ближе по смыслу.
     – Им это кажется, что они не знают. А на самом деле… И я вижу, что они по-настоящему боятся узнать  что-то еще.
     Цзыгун спросил:
     – Каким нужно быть, чтобы называться ученым мужем?
     Учитель сказал:
     – Не достоин быть ученым тот, кто думает о сытой и спокойной жизни.
     – А каковы те, кто в наши дни занят правлением?
     – А, эти… Они не в счет.
     Нету мудрых во власти; филологам, литераторам, философам нечего делать в Управлении. Просветители и моралисты, прущие во власть, повторяют ошибку романтического девственника, боготворящего свою возлюбленную.
     – Сначала вы надеялись открыть Истину попутно, между делом, рассчитывали, что она сама, по доброй воле, нечувствительно познается вами, а потом увлеклись ею, воспылали страстью, как Стенька к персидской княжне, и забыли о своем предназначении…
     Подумать только, что может сделать с человеком одна миска чечевичной похлебки!
     Маргинальный пояс власти именно потому маргинальный, что пополняется не только преуспевшими обывателями, но и ренегатами элиты, легализованными и опубликованными в качестве рептильных авторитетов. Но эта каста тоже решает локальную задачу с оплаченным ответом: генерирует идеологию и создает мифы ради опережающего усмирения пассивно-послушного большинства. Ни о какой сверхзадаче они не помышляют, ничего принципиально нового придумать не способны по определению. Эти люди пропускают все самое существенное и переходят сразу к эпилогу. Потому они и ренегаты, что присягнули абсурдному, противоестественному лозунгу стабильности: «Решения принимает исполнитель».
     Власть отправляется людьми двух сортов: конформистами, которые стараются мыслить и мыслителями, которые пытаются действовать. Оттого у них все так и выходит… интересно.
    – Отсутствие интеллекта порождает бездумное насилие. А холодный разум возводит жестокость в закон.


Репликанты:

А. Лазарчук. «Зеркала»
А. Лазарчук. «Посмотри в глаза чудовищ»
А. Лазарчук. «Кесаревна Отрада…»
А. Лазарчук. «Из темноты»
А.и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне».
А.и Б. Стругацкие. «Гадкие лебеди»
Е. Лукин. «Манифест партии национал-лингивистов»
Е. Лукин. «Бытиё наше дырчатое».
В. Рыбаков. «Возвращение»
В. Панов. «Продавцы невозможного»
О. Дивов. «Мастер собак»
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Э. Фромм. «Бегство от свободы»
З. Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого Я».
Конфуций. «Лунь юй»
Лао Цзы. «Дао дэ цзин»
Ф. Ниче. «Человеческое, слишком человеческое»
Т. Уильямс. «Орифламма»

Эпилог. Прыжки над пропастью
http://www.proza.ru/2018/09/13/564


Рецензии