Обучаясь адыгским ремеслам...

Интервью с Аскером Патоковым
Аскер Патоков – мастер-шорник.

- Насколько мне известно, Вы - мастер по изготовлению изделий из кожи, и уже несколько лет занимаетесь производством черкесских седел с братом, мастером-шорником Айдамиром Патоковым. Давно ли Вы стали увлекаться народными ремеслами?

А.П.: На самом деле, я с детства люблю что-то делать своими руками, мастерить. Ремесла всегда меня привлекали. К тому же мой брат Айдамир давно уже занимается изготовлением народных музыкальных инструментов и шорным делом. Вместе с ним я обучался и у Замудина Гучева, и у Вячеслава Мастафова. Замудин Гучев показал нам, как делать шичепшины, плести циновки. Искусство плетения циновок меня очень заинтересовало. Мне очень понравилось то, как он их плел, как выкладывал орнамент. Конечно, я их не изготовляю сегодня. Но считаю, что надо знать это ремесло, хотя у адыгов циновки плели, в основном, девушки и женщины. Поэтому во время нашего непродолжительного обучения этому ремеслу мы с братом собрали рогоз, материал из которого адыги делали циновки, почистили его, перебрали, а затем высушили. Замудин Гучев показал нам сперва, как делать маленькие изделия. Свою первую большую циновку я сплел дома. Потом сделал еще несколько и раздарил их так, от души. Правда, плетение циновок так и не стало для меня профессиональным делом. Просто мне очень хотелось обучиться этому ремеслу. Затем желание Айдамира найти мастера по шорному делу привели нас к Вячеславу Мастафову. Он сразу согласился обучить нас. К тому же нам повезло тогда, нам удалось найти для этого спонсоров. За короткий срок в месяц мы узнали как изготовлять черкесское седло, хотя для того чтобы обучиться всем тонкостям нужно было еще время. Сегодня я изготовляю седельные подушки из кожи для черкесских седел, а также кожаные элементы одежды и ремни. Теперь у меня огромное желание обучиться делать и серебряные пряжки с национальными орнаментами и узорами, нагрудники, украшения для конной упряжи.
- Совсем недавно Вы сами научились шить шапки, которые известны нам по рисункам европейских путешественников. Как это произошло?

- Да, так получилось. Это, правда, не каракулевые па1о (шапки) и не папахи. С чего всё началось? Признаюсь, давно хотел пошить такие шапки. Но решился лишь по необходимости. Всё началось с фильма «Князь Марух», который снимает Хусейн Дауров. Для костюмов актеров нужны были головные уборы, относящиеся к историческому периоду сюжета. Понадобились и такие шапки, где край из шкуры барана, а верхняя часть пошита из ткани. В свое время такие па1о носили и взрослые, и дети, и князья, и простые тфокотли. Сперва я не знал, как её сшить. Конечно, видел на рисунках, в кино. Но не хватало чего-то для полного понимания технологии её изготовления. Только когда Хусейн дал мне одну старую шапку, которая ему досталась от друга, историка Руслана Кандора, мне это удалось. Она уже была довольно изношенная, где-то разорвана, где-то испорчена от времени. Сперва я её аккуратно разобрал по частям, изучил крой, метод пошива. А затем попытался сшить новую по образцу. Вроде получилось. Теперь могу изготовлять такие шапки на заказ. Конечно, их делают и в Кабарде, их стоимость – от 2 000 до 5 000 рублей.

- В начале июля этого года в Адыгее проходил мастер-класс известного художника-ювелира из Кабардино-Балкарии Залима Тумова. Вы были его участником. Следует ли из этого, что Вы, наконец, стали обучаться ювелирному делу?

А.П.: Ювелирным делом я заинтересовался с самого начала, еще тогда, когда стал обучаться шорному ремеслу у Вячеслава Мастафова. В старину у адыгов сбруя и седла коней были украшены серебряными пряжками. Поэтому я стал присматриваться к этим декоративным деталям, которые благодаря стойкости серебра сохранились. Еще тогда мы с братом захотели обучиться их изготовлять, но нужны были свои инструменты, свой материал, да и средства. Тем не менее, с тех пор я стал больше обращать внимание на серебряные украшения сбруи и седел, детали на кинжалах и шашках, присматриваться к экспонатам в музеях, изучать их по книгам. Заметил, что у адыгов они чаще всего в виде ромашки, сердца или же сплошные геометрической формы - ромбы, прямоугольники, украшенные разными орнаментами. Так, что у меня давно было желание заняться ювелирным делом, и оно подтолкнуло меня на поиски мастера, который бы смог научить ему, не скрывая всех тонкостей, показать свои работу и технику: как начать, как придать форму металлу, например. То есть научить азам, которые должен знать любой ювелир. К сожалению, пока у нас в Адыгее мало мастеров, которые бы изготовляли ювелирные элементы для национальной одежды и оружия и к тому же обучали.

- На Ваш взгляд, сегодня получается ли сочетать старинные технологии, которые рассчитаны всё же на ручную работу, и современные технику и оборудование?

А.П.: Вообще-то, мне как строителю приходится много работать вручную, и меня привлекало всегда то, чему можно еще обучиться. Я интересовался тем, что делают мастера-ремесленники, и поэтому старался изучить секреты их мастерства. Мне хотелось создавать такие же вещи своими руками и, конечно, получать удовольствие от созданного. Но для этого надо знать старинные технологии. Разумеется, сегодня мы используем современную технику и оборудование. На практике стало ясно, что в некоторых моментах можно их сочетать. Однако есть такие элементы, как орнамент, узоры и даже наша ручная работа, которые передают адыгский стиль. И здесь без старых технологий не обойтись. Да и, как известно, в наше время ручная работа в цене.
Да, сегодня материал стал доступнее для мастеров, разнообразнее и можно найти в больших объемах. Но все же поражает, насколько искусно адыгские мастера-ювелиры изготовляли изделия из серебра вручную, практически без необходимых для этого инструментов. Они делали такие тонкие работы для украшения сбруи, одежды, оружия. Сейчас, конечно, современные инструменты многое упрощают. Взять, например, паяльники и горелки. Сегодня используется для них бензин или газ. А в старину надо было развести огонь до такой степени, чтобы сделать изящную филигрань. Удивительно, как старые мастера создавали узоры тонкой проволокой из серебра, в кости делали всечку из золота, украшали её орнаментом. Сегодня понять, как они делали тогда такие работы, какие инструменты и методы использовали, очень интересно. В наше время с деньгами можно накупить инструменты и нужный материал, и гораздо легче будет изготовлять такие изделия. Но добиться уровня старых мастеров-ювелиров можно только с большим опытом.
Да, ручная работа всегда высоко ценилась. Но, с другой стороны, сегодня важны и возможности современных технологий. Я знаю одного мастера, он начал заниматься ювелирным делом несколько лет назад. У него свой подход, свой технологичный подход. Он выверяет размеры через микроскоп чуть ли ни до микрона. Гравирует ли он или наносит какие-то рисунки, он их считает с особой точностью, следит через микроскоп, чтобы всё было ровно. При этом он не рисует орнаменты сам карандашом, как это делают многие мастера. Он распечатывает выбранный рисунок через программу, наклеивает его на металл, а потом наносит тонкой иголочкой, чтобы было точнее. И так каждый раз, стараясь сделать узор идеальным.

- Каким направлением в ювелирном деле Вы предпочли бы заниматься в дальнейшем: черкесское оружие или украшения для национальной одежды?

А.П.: Честно говоря, мне бы хотелось изучить всё виды и направления, даже технику изготовления женских украшений. Они сегодня очень востребованы. Но всё же пока я собираюсь набираться опыта в изготовлении поясов, газырей и, кончено же, черкесского оружия. В дальнейшем я буду совершенствовать свои технологии у лучших мастеров, таких как Залим Тумов.
Сейчас я стараюсь узнать особенности адыгского стиля в ювелирном деле, так сказать адыгскую тематику. То есть изучаю его по образцам, по книгам, где представлены адыгские орнаменты. На самом деле, все образцы, рисунки, орнаменты уже изучены. Их можно найти и в Интернете. Да и для этого разработаны специальные программы. Ничего нового не надо придумывать. Всё уже придумано до нас. Надо просто распечатать их и работать. К тому же, очень интересно изучать и работы современных мастеров-ювелиров. Обучаясь у Залима Тумова, я заметил, что в его работах больше присутствует зернь, и она определяет его почерк, на мой взгляд. То есть если посмотреть на работы других мастеров и его изделия, то его стиль можно узнать сразу.
В ходе обучения у Залима, я заметил, что и у меня есть свои предпочтения. Наверно, если что-то не нравится, то и делать не станешь. Да, мне нравятся некоторые элементы. И хотя у меня еще мало опыта в этом, но, просматривая работы мастеров в Интернете, музеях, книгах, меня больше привлекают узоры с растительными орнаментами. И, конечно, мне тоже нравится зернь. В дальнейшем я собираюсь пройти более полное обучение. А пока я изучаю орнаменты и пытаюсь выводить рисунки.

- А сколько времени понадобится на обучение ювелирному делу, чтобы достичь мастерства в нем?

А.П.: Полагаю, несколько лет. А может быть, и всю жизнь. При условии, если постоянно заниматься этим. Я люблю обучаться ремеслам, мне они интересны. Для меня это хобби, любимое дело. Но если профессионально работать, то надо чтобы ремесло приносило постоянный доход. А на самом деле, я всегда люблю то, что я делаю. А если не люблю, то не могу делать. Но, вообще, те ремесла, которыми я пытаюсь заниматься, могут кому-то пригодиться. Например, моим детям, если заинтересуются. Что-то им обязательно останется, мои какие-то знания. Может, кто-то обратиться и попросит научить его. Так что пока я обучаюсь ремеслам как хобби. Хотя это у меня в крови. Наш прадед тоже делал такие вещи, столярничал, чинил крыши, делал окна. Он был эфенди в ауле, о нем даже книга написана. То есть в нашей семье к успеху приходят через труд.

- Большое спасибо за интервью!


Рецензии