Девичья память

       Странная штука эта память. Я ни как не могу вспомнить когда сын принёс и положил на стол з/плату. Вчера или сегодня? Сам извёлся и всех извёл. Не помню и всё. Но некоторые вещи я помню даже через многие десятки лет. Зачем мне эти вещи? Ума не приложу. А ведь помню!

       Второй это был курс или третий. Давно это было. Уже стёрлись в памяти имена и фамилии преподавателей, а вот, что такое ПРИЗМА НИКОЛЯ, я запомнил и помню до сих пор.
       В институт я поступил сразу после армии. А в армии меня приняли в партию. «Тянучка», так называли солдат, которые хотели выслужиться, получить какие-нибудь привилегии. Так называли и меня. Но, я просто так относился к жизни и имел такую жизненную позицию. Ведь жизнь даётся один раз, и мне хотелось быть в центре событий. Вот я и вступил.
       В институте это была дополнительная общественная нагрузка. Никто особо не хотел её на себя вешать, вот и выбрали меня ещё на первом курсе. А я что? Поручили, так надо выполнять. Но и в этом были свои плюсы. В партийной ячейке были и старшекурсники, и преподаватели. Мы подружились, и они мне во многом помогали. Старшекурсники подсказывали, кому и как лучше сдавать экзамены, у кого какие слабости и увлечения, научили меня сдавать досрочно. Преподаватели закрывали глаза, если я не появлялся на их лекциях и не придирались на экзаменах при сдаче по своим предметам.
И вот как-то перед сессией подлетает ко мне девчонка с потока. Не то, что бы…  мы просто дружили и часто общались. С ней всегда было интересно поговорить, обсудить что-либо. Знаете, так бывает, она была, как сказать, воспитана правильно. И мы всегда с ней были на одной волне, что ли.  И вот она то ли закрутилась, то ли ещё какие амурные дела, в общем, зависла она по физике. Ни одной лабы не защищено, и к экзамену её не допускают. А кафедра физики как раз была на нашем факультете, и все преподаватели, конечно… Конечно, они все были партийные и все были у меня в партгруппе.
       Я,  конечно, задрал нос и гордо пообещал помочь. Подлетаю к одному из преподавателей, а он, паразит, решил с меня немного сбить спесь. Он по-простому предложил:
— пусть ответит, что такое "прима Николя" и получит зачёты по всем лабам.
Я гордо возвращаюсь к подружке, говорю:
— найди что-нибудь про "призму Николя", заучи и делов-то. 
Да! Только вот беда: НИКТО не знал, что это такое. И нигде мы не смогли найти, что это за «зверь такой».  Интернета-то тогда не было.
Только через день, перерыв все учебники, я наконец нашёл, что "ПРИЗМА НИКОЛЯ" – ЭТО КРИСТАЛЛ ИСЛАНДСКОГО ШПАТА, РАЗРЕЗАННЫЙ ПОПОЛАМ И СКЛЕЕННЫЙ КАНАДСКИМ БАЛЬЗАМОМ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ЛУЧ СВЕТА ПОД УГЛОМ 68% ПРОХОДИЛ ЧЕРЕЗ КРИСТАЛЛ, ПРЕЛОМЛЯЛСЯ И РАСПАДАЛСЯ НА СПЕКТР.
 Подружка моя быстро зазубрила этот «текст» и выдала преподавателю. Преподаватель был удовлетворен и  подписал защиту всех лаб.  Всё, на этом можно было бы и закончить эту историю, но,,,!
 
       Кто мог подумать, что на экзамене мне самому придётся сдавать всё по полной программе. А я-то, сам-то, тоже, не бум-бум. Я даже толком не знал, о каких разделах физики шла речь. В общем, беда-проблема. Что-то там мне удалось списать по билету, но я даже и двух слов не смог бы сказать толком. Хотя решение билета вроде было написано. Но как прокомментировать, если ты - ни в зуб ногой. Да и преподаватель - молодая, беспартийная доцент.
Она поставила всё на поток, чтобы побыстрее отстреляться, сажала с двух сторон сразу двух страдальцев-мучеников.
       От безысходности и куртуазности моего положения, у меня так бывает, когда уже терять нечего, я стал вести себя излишне развязно и нагло. Уселся нога на ногу и сходу сунул нос в билет сидевшего с противоположной стороны от преподавателя такого же страдальца. Он тупо, с интересом, рассматривал свой собственный листок с ответами, пытаясь понять, что там написано. И, видимо, он так же как я, списал что-то, а объяснить, что списал, не в состоянии.
       О чудо! Я вижу знакомый рисунок! Это же "призма Николя"! И я пошёл ва-банк!
— Ну! что ты сидишь! Не тяни время! Отвечай! Тебе же повезло! Намекал я на то, что достался простой вопрос. 
       Сработало! Доцентша повелась!
— а вы что, знаете, что это?
— кто же не знает "Призму Николя"?! – с умным видом выдал я.
— и вы можете рассказать, что это такое? С удивлением вопрошала доцентша.
 Это был мой час! Сейчас бы сказали «минута славы»!
И я на одном дыхании выдал:
— "ПРИЗМА НИКОЛЯ" ЭТО – КРИСТАЛЛ ИСЛАНДСКОГО ШПАТА, РАЗРЕЗАННЫЙ ПОПОЛАМ И СКЛЕЕННЫЙ КАНАДСКИМ БАЛЬЗАМОМ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ЛУЧ СВЕТА, ПОД УГЛОМ 68% ПРОХОДИЛ ЧЕРЕЗ КРИСТАЛЛ, ПРЕЛОМЛЯЛСЯ И РАСПАДАЛСЯ НА СПЕКТР!!! Потом была пауза. Я не успел насладиться эффектом своего выступления, как доценша бросила беглый взгляд на мой листок, увидела, что на листе есть решения на три вопроса и, черканув в зачётке, протянула её мне. Там стояла пятёрка. Я вылетел, сдерживая смех, удивление и радость, ошарашенный от счастья.
      Тому прошло уже, страшно сказать сколько, лет, но, если меня разбудить ночью и спросить:
— что такое "призма Николя"? Я на одном дыхании отвечу, что это  КРИСТАЛЛ ИСЛАНДСКОГО ШПАТА РАЗРЕЗАННЫЙ ПОПОЛАМ И СКЛЕЕННЫЙ КАНАДСКИМ БАЛЬЗАМОМ…
       Я как-то при встрече с той самой подругой лет через 30 спросил её, что же такое "Призма Николя".
       Я не поверил! ОНА! ВООБЩЕ! ОБ ЭТОМ! НИЧЕГО! НЕ ПОМНИТ!
Вот уж действительно память девичья.


Рецензии