Несвоевременные мысли о Льве Николаевиче Толстом

Лев Николаевич Толстой: 9 сентября 1828 года - 20 ноября 1910 года.

Завтра 190 лет со дня рождения этого писателя и философа, педагога и литературного критика и так далее до бесконечности, ибо Лев Николаевич был почти до самой смерти натурой деятельной и увлекающейся с большим кругом интересов.

И по всем своим интересам он имел собственное несгибаемое и непреодолимое мнение.

Но я хотел сказать совсем не об этом.

Я вспомнил, как терпеть не мог знаменитый роман Толстого "Война и мир", который заставляли изучать бедных 14-15 летних школяров.

Это было ещё то мучение.

Роман, состоящий из описаний незнакомой простым детишкам аристократической жизни, с вкраплениями на иностранном языке, непонятные малолеткам любовные страсти и бесконечные требования написать сочинения на темы образов Наташи Ростовой, поступки которой нам не казались достойными какого-либо восхищения.

И даже просмотр четырёхсерийной экранизации романа не смог меня настроить на восхищение писателем Толстым Львом Николаевичем.

Мне в те времена больше нравился другой граф Толстой: Алексей Николаевич, с его  "Аэлитой и "Гиперболоидом инженера Гарина"

Но вот прошло немало лет, и, будучи уже достаточно зрелым человеком, я снова вернулся к творчеству Л.Н. Толстого.

Правда, начинал не с толстых романов, а с "Крейцаровой сонаты" и "Князя Сергия".

Что-то в этих вещах меня заинтересовало, и я вернулся к романам.

Вот тут-то мне открылась эпопея "Война и мир" с новой стороны.

Не то, чтобы я полюбил Наташу Ростову или Андрея Болконского, нет конечно.

Но мне стали понятны те чувства, которые ими двигали.

Мне стал понятен замысел романа.

И широта и качество его исполнения.

И ещё я понял: нет, не напрасно восхищались Л.Н. Толстым его современники.

 


Рецензии