О практике Дхармы в условиях современной жизни

(неформальный текст для внутреннего использования)

В наше время особенно остро может вставать вопрос энергетической и психической защиты человека. Многие люди испытывают потребность в такого рода защите. Некоторые из них, кроме того, испытывают потребность в особом энергетическом и духовном пространстве, в котором они смогли бы отдохнуть душой, обновить запас своей энергии, подключиться к «каналам» более высоких видов энергии. Чаще всего найти такую защиту и обрести такое пространство они могут в храмах. В любых храмах, независимо от религии или конфессии. Тоже самое можно найти и в группе единомышленников.

Рассмотрим нашу ситуацию. Куда идти буддисту в России? В православный храм он, скорее всего, не пойдет (хотя примеры двоеверия тоже встречаются). Если он не пойдет в православный храм, то что ему остается? Остается три варианта: или искать защиту и пространство для духовной жизни внутри себя, или искать их в среде единомышленников, или же искать их в буддийских храмах.

Самый надежный вариант - это вариант номер один. Потому что если человек обретает все необходимое для духовности внутри себя, то он автономен. Остается только поддерживать этот огонь внутри, не смотря на внешние и внутренние помехи и препятствия.

Второй вариант менее надежен, потому что группы по определенным причинам не могут существовать долгое время - со временем они исчерпывают себя, свой материал или распадаются под влиянием внутренних конфликтов между людьми.

Третий вариант наверно самый удобный и предпочтительный. В храме можно обрести защиту и пространство для духовной жизни, для которых характерен самый высокий уровень качества - потому что человек имеет дело с эгрегором [1]. Но, к сожалению, в наших условиях не всегда бывает возможно найти такие места для поклонения - в России их немного.

Получается что в наших условиях отсутствия «живых» традиций и их носителей могут выжить в духовном плане только сильные духом люди. В обстановке, когда нет возможности прямого контакта с эгрегором буддизма, люди бывают вынуждены искать возможность для «подключения» к нему обходными путями, с помощью различных уловок или хитроумных способов. Они нередко осваивают учение Будды самостоятельно, опираясь на свои личные силы и энергетический потенциал. Возникают варианты лайт-Дхармы, а также таких способов веры, которые явным образом не обнаруживают себя в социуме, будучи «растворенными» в нем, в его традициях, формах и структурах.

Нынешнее время - время испытания для искателей Истины. Однако, нам думается, во многом именно такие периоды могут способствовать выработке лучших качеств людей на пути к Просветлению.

Известно, что испытания могут закалять дух человека. Если кто-то сумеет сохранить устремленность к практике Дхармы в обстановке ее отсутствия в окружающей среде в виде традиции, то вполне вероятно, что он сможет с успехом сделать то же самое в том случае, когда Дхарма сможет проявить себя в полной мере. Буддисты верят в реинкарнацию, для них вполне реально предположить, что, если в нынешнем рождении не существует необходимых условий для духовной практики, то в одном из следующих рождений такие условия могут появиться.

Можно также верить, что любая благая активность тела, речи и ума, в особенности связанная с духовностью, может улучшать энергетику окружающего нас пространства и таинственным образом влиять на окружающих людей, улучшая их карму. Воспринимая более высокие виды энергии из высшего пространства, человек улучшает свое «звучание», а значит и «звучание» окружающих его людей.

В самом начале я говорил о том, что в наше время особенно остро может ощущаться необходимость в энергетической защите и пространстве для духовной жизни. Хотелось бы расшифровать, что имелось в виду под этими словами.

Бывает так, что под влиянием негативных факторов извне, таких как стрессы, отрицательная информация, влияние темных сил и т.д., человек лишается какой-то части защиты, данной ему сверху. В таких случаях он может заболеть, стать раздражительным, мнительным, проявить другие отрицательные качества. Поэтому важно уметь ставить защиту против всего вышеперечисленного. Сосредоточение на образах Будды и сверхьестественных существ способно усиливать такого рода защиту. То же самое можно сказать и о сосредоточении во время медитации.

Теперь несколько слов о пространстве для духовной жизни. Такое пространство необходимо нам для того, чтобы продвигаться в духовной практике. Это пространство - сумма энергетический потенциала, который мы можем употребить для нашей практики. Кроме того, речь идет об особом благодатном состоянии внутри нас, которое придает радость нашей жизни. В Сутре Чистого имени сказано: «Праведное сердце - это и есть Чистая земля» [2]. Можно также назвать это пространство «местом силы». Разница лишь в том, оно находится не снаружи, где-то в удаленной от нас географической местности, а находится внутри нас, в нашем сердце. Именно необходимость в такого рода защите и в такого рода внутреннем пространстве существует в наше время.


Примечания.

1. Эгрегор (от др.-греч. «бодрствующий») - в оккультных и новых (нетрадиционных) религиозных движениях — «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями группы (общности) людей и обретающий самостоятельное бытие; душа вещи (реликвии) (Википедия, статья «Эгрегор»).

2. Чистая земля (Сукхавати) - поле Будды Амитабхи. Согласно доктрине Махаяны каждый Будда имеет собственное поле (санскр. buddha-ksetra), место, где он осуществляет свою деятельность, направленную на спасение живых существ (Избранные сутры китайского буддизма, С-Петербург, Изд. Наука, 2007. С. 75-76).


Рецензии