Ламия как образ самой Тайны
С вами Bright Star, и сегодня мы постараемся решить эти вопросы на примере одной из самых ярких и сложных поэм английского поэта-романтика Джона Китса, а именно «Ламии». Она и по сей день оставляет за собой целый шлейф ассоциаций, объяснить которые затрудняются даже знатоки в области английского наречия.
И это не удивительно, ведь Китс — одно из самых загадочных светил на небосклоне английской поэзии, наравне с самим Шекспиром. Однако при жизни он не сыскал признания. Надо заметить, что оставленное им наследие, по сравнению с его собратьями по перу, оказалось довольно небольшим. Но и это малое смогло превзойти многих голиафов.
Итак, "Ламия" — это плод уже зрелых размышлений Джона Китса о яркой, как бабочка, фантазии и серой, неумолимой действительности, безжалостно подрезающей ей крылья.
Фабула поэмы выглядит так. Бессмертное змееподобное существо по имени Ламия, символизирующее, как мне кажется, сущность самой Тайны, влюбляется в Ликия, наивного беспечного мечтателя.
Ради любви к юноше она заключает договор с Гермесом, и он возвращает Ламии прежний облик прекрасной девы.
Она очаровывает Ликия красотой и окружает пылкой любовью.
И вскоре они уже готовятся к свадебной церемонии.
Ликий намерен устроить неслыханное пиршество и пригласить всех друзей. В их числе оказывается учитель юноши, Аполлоний. Но Ламия не хочет видеть его на празднике. Учёный взор старика внушает ей необъяснимый ужас и кажется враждебным её сути.
Она умоляет жениха не приглашать его, однако её просьбы оказываются тщетными. Наконец, долгожданное венчание в храме, роскошный пир, символизирующий праздник Жизни со свойственным ему весельем, музыкой и свадебными дарами.
Но эта роскошь меркнет при появлении мудреца. Яд его обличительных слов мгновенно достигает невесты и разъедает так называемую вуаль Тайны.
Тем самым он приводит её к исчезновению, а самого мечтателя — к гибели.
Таким образом, с одной стороны, мы видим легкомысленность очарованного фантазией юноши, с другой же, — отрицательную роль знания в лице старого философа. Его сухой, безжизненный рассудок стремится все систематизировать и упорядочить, но этим разрушает красоту.
Итак, мечтатель идеализирует, мудрец разоблачает. И в том, и в другом прослеживается тщеславие. Однако у Ликия оно особого рода, ведь в отличие от тщеславия его учителя Аполлония — оно исполнено таинственного горения.
Также хочется отметить, как меняется атмосфера и окружающая обстановка по мере развития действия. Если в первой части мы видим гармоничный, мир любви и красоты, то во второй он сменяется враждебной агрессивностью Коринфа, враждебного этому чувству. Таким образом в поэме передаются сферы фантазии и реальности.
Что же касается самой Ламии, мы замечаем её тревогу из-за того, что Ликий так подвержен мнению Аполлония. Однако любовь не может существовать изолированно от внешнего мира, как бы ни стремилась к этому героиня. Впрочем, это не так бросается в глаза, как её страх перед взглядом старого философа, чей холодный рассудок, как мы уже знаем, враждебен для природы воображения и для всего, что она порождает. И так же, как героиня оказывается беспомощной перед Аполлонием, так и фантазия гибнет от соприкосновения с неумолимой действительностью.
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь вашим мнением в комментариях. Спасибо за внимание. С вами был Артём, до новых встреч.
Ламия как образ самой Тайны (эссе)
Свидетельство о публикации №218090700278
Петрович Сергей 07.09.2018 10:26 Заявить о нарушении
Петрович Сергей 09.10.2018 08:20 Заявить о нарушении
Артём Соломонов 09.10.2018 14:51 Заявить о нарушении