Царь-альбом

История Прибайкалья исчисляется веками и полна крупных исторических событий. Отсюда осваивалась Сибирь, а в советский период, как по волшебному мановению, вырастали легендарные города, зарождались флагманы отечественной индустрии. Сегодня здесь набирает мощь «Сила Сибири», без которой не обойтись крупнейшим азиатским государствам. Год образования Иркутской области, в ее нынешних границах, ознаменован изданием великолепного информационно-художественного фотоальбома, составителем и автором проекта которого является Владимир Харитонов, один из ведущих фотохудожников Восточной Сибири, главным консультантом - Виктор Спирин, заместитель председателя Общественной палаты области.

 Царь-альбом, так именовал его профессор В. Прищепа  (Абакан). Содержательная информационная часть издания сопровождается иллюстрациями лучших мастеров Прибайкалья, создавших красочный ковер восточносибирской панорамы, природной и рукотворной. Кажется, не оторваться глазами от картин, исчисляющихся пятью сотнями страниц большого формата. Вступительная часть – и за ней открывается раздел Великой Отечественной войны, решающего этапа, определившего само существование российского государства и нации. В нем спрессована информация о ратных подвигах сибирских полков и иркутян на трудовом фронте, о людях простых и выдающихся, которые, по названию фотоальбома, сибирской породы, благодаря которым страна жила, живет и побеждает. Нельзя равнодушно смотреть на трогательную сценку, запечатленную И. Сирохиным, где три девчушки-дошкольницы в красноармейских формах, взявшись ручками, противостоят порыву ветра и вопреки погодной невзгоде светлыми, улыбчивыми взглядами устремлены в будущее, к солнцу. В этом маленьком союзе юных сердец наша уверенность в завтрашнем дне, она же – во всенародном патриотическом порыве, выплеснувшемся на улицы колоннами Бессмертного полка:
И не иссякнет Русь, пока
Течет великая река
Из лиц Бессмертного полка. (Евг. Евтушенко).

Послевоенная созидательная эпопея насыщена подвигами трудовых коллективов и научно-техническими достижениями. Достаточно назвать уроженцев Иркутской области - основателя вертолетостроения М. Миля, создателя ракетных комплексов М. Янгеля. Им под стать галерея талантливых руководителей, ставших легендами при жизни, директора Братскгэсстроя И. Наймушина, директора ангарского атомного комбината В. Новокшенова, нынешнего руководителя концерна «Ростех» С. Чемезова и многих других. Сжатые, но емкие сведения по истории ведущих предприятий обозначают их значимость в нарастании могущества великой России. И только деятельность ангарских атомщиков была и остается настолько засекреченной, что общественность области до сего дня не знает, что они внесли решающий вклад в создание ядерного щита СССР. Именно в километровых корпусах атомного гиганта на Ангаре, в которые подавалось четыре процента всей вырабатываемой в Советском Союзе электроэнергии, был получен необходимый задел боевого урана для обеспечения советско-американского ядерного паритета.

Города – это люди, которые в них живут, и объекты промышленного и социально-культурного назначения. Заводские корпуса, инженерные сооружения, стройные очертания плотин, эстакад и стальных магистралей, вплетенных в природный ландшафт, создают картины созидания, промышленной эстетики и романтики будней. Города, анонсированные фотолетописью Прибайкалья, смотрятся превосходно. На снимке А. Белика величественное здание университета застыло на сквере Кирова под ночным освещением в торжественной красе. Чудо не только в мягких светло-желтых тонах фасада со стройными колоннами во всю высь, но и в четком зеркальном отображении корпуса на прилегающей площади. Не фотомонтаж ли перед нами? Нет, если при внимательном рассмотрении в «асфальтовом зеркале» местами просматривается размытость форм, а под светом фонарей серебрится водяная пленка. Эффект таинственного явления объясняется фотографированием после дождя. На другой фотографии иркутской улочки, выполненной Е. Домановым, старинное кирпичное здание преподнесено в темно-красной палитре то ли  от фонарей, которых не видно, или от спрятавшейся в листве луны. Удивителен колорит дороги в пастельных переходах от розового и шоколадного цвета к желтому, и все это дано в дождевых каплях и подтеках.  И много других оригинальных кадров других авторов и в других городах, подвигающих нас к осознанию прекрасной стороны бытия.

Центры науки, культуры и искусства на благодатной почве иркутских достижений представлены широко и убедительно, они буквально дышат историей. Краеведческий музей, основанный в восемнадцатом веке, входил в состав Сибирского отделения Императорского Русского географического общества, сыгравшего исключительную роль в исследованиях Сибири. Иркутские театры внесены в списки лауреатов престижных мировых и российских конкурсов. Иркутский пианист Денис Мацуев блистает на концертных площадках первых столиц планеты, на коих переносит завороженных слушателей в волшебный музыкальный мир. Но пока одни внимают высокому искусству, другие находят себя в спортивных школах художественной гимнастики, русского хоккея, легкой атлетики и других,  завоевавших признательность мирового сообщества.

В областном художественном музее, этой подлинной сокровищнице искусства, основанной в девятнадцатом веке  В. Сукачевым, собраны картины мастеров мирового и российского уровня, - достаточно взглянуть на экспозицию репинской картины «Нищая». Но и сегодня в столице Восточной Сибири проживают мастера живописи высокой пробы, из них хотя бы – семейная чета Квасовых. Работы великолепного портретиста Юрия Квасова хранятся в музеях Петербурга и других столиц, его классические портреты Александра Первого и народного художника В. Рогаля украшают настоящий фотоальбом. Особую сферу национального наследия составляет религиозная культура с ее храмами под золочеными куполами и богатым внутренним убранством, где под сенью православия благочестивые прихожане жаждут духовного очищения и благотворного единения с Всевышним.

Но вот открывается необозримый мир Евгения Евтушенко, которого А. Дементьев, знавший цену поэзии, считал гениальным поэтом. Мы  видим страстного чтеца, устремленного в неизвестные нам высоты, верного товарища в кругу друзей и глубокую личность, в которой предстает пророк. В.М. Спирин, с полвека широко известный общественности Прибайкалья, точно подметил высокое дарование выходца из сибирской станции Зима: «Евгений Александрович был лицом нашей обновляющейся страны. Евтушенко несгибаем – пишет, не боясь никого именно то, что чувствует». Размах его неистовой натуры отражается в снимках  В. Харитонова, умеющего схватить момент и запечатлеть его на века. Фотографии полувековой давности чрезвычайно выразительны и сильны. Позже взгляд поэта наполняется философским смыслом, проникновением в сущее и даже болью.

Но если бы он был один, уроженец Приангарья, вознесшийся на высочайшую литературную орбиту! Иркутский феномен ознаменован триадой писателей, ошеломивших современную цивилизацию. Три корифея, Евтушенко, Вампилов и Распутин, явление каждого из которых прославило свой век, сошлись одновременно и на изысканный вкус любого читателя – поэт, драматург и прозаик! Афиши ведущих театров запестрели пьесами А. Вампилова, нареченного новым Чеховым. На тридцати трех черно-белых фотографиях – ранний Вампилов пятидесятых годов: на сенокосе с деревянными вилами, в поле на березовых бревнах, в кирзовых сапогах и с самокруткой в руках, или в группе товарищей с неизменной гитарой.  Куда еще ближе к народной жизни, из которой он черпал ее драматургию? Из записного  блокнота драматурга: «Чем меньше мы будем вместе, тем больше упустим счастья». Другая блокнотная запись: «…знаю – я старым не буду». Он им и не стал, ушедший из жизни на взлете лет и таланта.
Валентин Распутин – тот же народный писатель, летописец сельской жизни, ставший знаменем отечественной литературы. Дачей на истоке Ангары ему служил простенький, из дерева сколоченный крестьянский домик в полную противоположность дворцам подмосковной Рублевки. Родись Вампилов в таком дворце, и мир был бы лишен произведений классика народной жизни. «Бездонная грусть светится во взгляде, будто постиг он или приблизился к постижению неведомого людям страдания и готов пострадать за них …», - Виктор Астафьев.

Завершающий шикарный раздел фотоэкспозиции составлен из снимков уголков прибайкальской природы. Поражают кадры черного призрака паровоза на входе в туннель Кругобайкальской железной дороги (фото И. Бержинского) или  «портретный снимок» косолапого хозяина тайги в корневищах рухнувших берез (фото А. Бурмейстера).
Байкал в фотоисполнении Евгения  Доманова напоминает морские пейзажи  Айвазовского, настолько живо и объемно преподнесена застывшая в движении водная стихия. На переднем плане пыль и брызги, волны движутся тяжелыми накатами плотных свинцовых масс, другие обрастают бахромой пухлой белой пены. Темная зелень вод в ее многоцветных переливах, мелькающие  белые блики и черные мазки, волнующееся вдаль темно-синее море приближают  фотографический снимок к картинам великого мариниста. И только выступ скалы, обросшей причудливой наледью, указывает на байкальскую принадлежность кадра. У Владимира Харитонова другой Байкал, который не мудрено отнести к полотнам Рериха, настолько необычными цветовыми контрастами отразились атмосферные свечения  в зимнем  пейзаже с преобладанием коричневых и светло-зеленых тонов.

Двадцать шестого сентября 1937 года постановлением ЦИК Союза ССР образована Иркутская область. Стараниями  творческого коллектива этому событию,  в канун очередной  знаменательной даты, подведена достойная черта. С редким изданием Царь-альбома под названием «Я сибирской породы» можно ознакомиться в Иркутском областном Государственном архиве. 


Рецензии
Спасибо за интересную информацию. Но, кажется, вкралась маленькая ошибочка. После рассказа о Вампилове пошла речь о Распутине. Но перед цитатой Виктора Астафьева идёт фраза:"Родись Вампилов в таком дворце..." Вероятно всё же Вы хотели написать:"Родись Распутин в таком дворце..." Хотя и Вампилова эта фраза вполне могла касаться.

Кузьмена-Яновская   07.09.2018 18:00     Заявить о нарушении
Большое Вам спасибо, ошибку исправил.
С большим уважением и добрыми пожеланиями,

Александр Ведров   07.09.2018 18:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.