Слащёв - белый генерал, красный военспец. Цитаты

Цитаты по:
СЛАЩЁВ-КРЫМСКИЙ. «БЕЛЫЙ КРЫМ. 1920г. Мемуары и документы». М. «Наука» 1990.
               
Я совершенно не признаю сиденья в окопах - на это способны только очень хорошо выученные войска, мы не выучены, мы слабы и потому можем действовать только наступлением… С.45.

Колебаний быть не могло. Решение одно: обеспечить фронт с тыла т.е.: 1) расчистить тыл от банд, прежде всего от негодных начальников гарнизонов, в особенности от них, потому что «рыба с головы воняет»; 2) удовлетворить насущные нужды рабочих и крестьян; 3) раздавить в зародыше выступления против защиты Крыма..С.47

…В вопросе о борьбе двух мнений быть не может. Если кто-нибудь за что-либо борется, то он должен либо бороться полностью, либо бросить борьбу…С.47.

В большинстве случаев разбит раньше всего бывает начальник, и дело его – всех сохранить от нравственного поражения. С.109.

Отсутствие потерь – достоинство полководца. С.156.

…Жизнь не ждёт и настоятельно требует дел, а не слов… С.184.

ПЕРВЫЙ БОЙ

Назревал первый бой, который должен был иметь колоссальное моральное значение для белых в случае их победы, и окончательное занятие Крыма в случае победы красных. С.51.

…Бой должен быть разыгран с полным напряжением, в особенности с моей стороны, - надо было эффектом победы произвести давление на общественную психологию всего военного и гражданского Крыма. С.53.

«ОРЛОВЩИНА»

Орловщина была движением  младшего офицерства как результат недоверия к высшему командованию, случайно его возглавил Орлов, обуреваемый честолюбивыми мечтами стать командующим в Крыму. Столь же случайно представлением высшего командования в Крыму оказался я.  С.59.

…Орловщина была уничтожена, но расцветала врангелевщина. С.70.

ПРИКАЗЫ

Резкость моих действий привела к безусловному выполнению моих приказов…С.60.

Половинчатых решений… не признавал. С.76.

…Требую: выдавать каждого преступника, пропагандирующего большевизм.  …Вы знаете, что как защитить, так и покарать я сумею. Дисциплину ввести самую строгую. Офицерство поближе с солдатом. Ослушники берегись! Из приказа Слащова 13 апреля 1920. С.149. (Требую суда общества с гласности  (Там же))

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

Когда положение поколеблено, особенно требуется личный пример и постоянное руководство, так как могут пасть духом и начальники. С.67.

Последнее средство -… личный пример начальника. С.83.
С грабежами требовалась суровая борьба и, конечно, пример начальника. А где же ему бороться, если у самого «рыльце в пушку»? С.86.

СОСТОЯНИЕ ВОЙСК

Состояние войск, прибывших в Крым из  Новороссии, было поистине ужасно,: это была не армия, а банда. С.79.

ОШЕЛЬМОВЫВАНИЕ

Ошельмовать можно кого угодно. С.83.

Одно скажу: от понятия чести никогда не отступался… С.129.

Врангель предал меня суду «чести», который специально для этого учредил, но на этот суд меня не вызвали, так как что же могли инкриминировать частному лицу, желающему говорить правду про армию и её цели? С.132

«СПЕЦИАЛИСТ ПО ПОРАЖЕНИЯМ»

Драценко был известен всем как специалист по поражениям. С.122.

Генерал Я.А.Слащов-Крымский  Требую суда общества с гласности  (Там же)

«ВЫБОРНОЕ НАЧАЛО»

…Выборное начало (в армии) в голове моей не укладывается. С145.

РАПОРТ

…Прошу назначить рядовым в одну их конных частей (раненая нога служить в пехоте не позволяет  Слащов – Врангелю 16 мая 1920 г.
…Я как подчинённый ходатайствую, как офицер у офицера – прошу, а как русский у русского – требую назначения следствия … и надо мной по поводу Каховской операции 25 июля и 3 августа сего года. Знаю что Вы, как честный русский офицер, мне в этом не откажете. Слащов – Врангелю. С.179.

Прошу либо доверия, либо военно-полевого суда. Я же буду спасать Родину или умирать. Слащов Врангелю.. С.205.

ПОЛУМЕР БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО

Полумер быть не должно: или совсем не пускать конницу в бой, или же выполнять задачу, если она нужна, не считаясь с потерями. Генерал Барбович. С.173.

Одновременно с обращением к честным работникам должна быть воздвигнута виселица для спекулянтов и  мешающих возрождению России торгашей и себялюбцев. С.184.

Колебанию и колеблющимся не должно быть места – должны идти только решившиеся победить или умереть. Слащов – Врангелю. 12 ноября 1920 г.

УКРАИНСКИЙ ВОПРОС

Украинский вопрос составлял наиболее больное место во всей политике правительства генерала Врангеля. С.185.

КТО ВИНОВАТ В СДАЧЕ КРЫМА

Кто же виноват в сдаче Крыма генералом Врангелем? Неужели войска оказались не на высоте и не исполнили своего долга? Я отвечу на это. Нет – войска не виноваты, войска были те же, что и а первой обороне. Мало того, их было не 3 тыс. против 25-30 тыс., а 60 тыс. против 70 тыс., т.е. силы их почти равнялись силам противника. Качеством они были лучше, так как подучились и устроились – сколотились. Они исполнили свой долг… Но что делать, если высшее командование оказалось не на высоте своего призвания… С.211

Причины  крушения заключаются в том: 1) что некоторые начальники не имели в себе достаточного гражданского мужества своевременно сойти со сцены С.212.

Я может быть тоже виновен в недостаточно настойчивом проведении общих интересов  - судите меня, но одновременно судите и тех, кого я обвиняю. Родина им простить не может, потому что Крым был неприступен, а войска дрались геройски,  так пусть виновников простит Бог, как сказал старый вождь генерал Деникин, за то зло, которое нанесено ими Русскому делу. С.213. 


Рецензии