Что такое совесть

Про рака и про то, как моего папу совесть чуть не загрызла.
Я расскажу о том, что произошло с моим папочкой, когда он был совсем маленький. Хотя он и не такой маленький был, как я сейчас, потому что тогда мой папа уже ходил в школу в первый класс, а я еще хожу в садик в младшую группу и меня мой старшая сестренка уже научила считать до 30. Впрочем, после 15 я путаюсь и не могу досчитать до конца без подсказок.
А про папу все расскажу сама и мне подсказывать не надо, потому что я тогда уже была и все видела.
Летним, солнечным утром (на улице было уже с раннего утра тепло) папа очень рано вышел гулять на улицу. Он даже не стал завтракать, потому что любил выходить на улицу летом именно с утра, когда солнышко еще светит на Востоке. Но конечно же не в любое утро ему нравилось выходить на улицу, а только в теплое солнечное. В это время папа любил лежать на травке. Роса уже к тому времени, когда он выходил на улицу, успевала исчезнуть, а травка – согреться солнышком. Лежа на спине, папа любовался облаками, синим небом и обязательно о чем-нибудь мечтал. Иногда в такие же летние дни он играл на детской площадке в песочнице или уходил в огород, садился на скамейку за стайкой в том месте, где светило солнышко, которое своим ласковым и нежным теплом грело его. И он снова о чем-нибудь мечтал.
В то утро, выйдя из подъезда своего дома, на детской площадке папа увидел своего друга –Максимку, который сидел в песочнице. Настроение с утра у папы и так было хорошее, увидев друга, он совсем повеселел и улыбка на его лице разбежалась в разные стороны: к левому и правому уху. Он сразу же побежал к своему другу. Одновременно он закричал на всю улицу: «Привет, Максимка!» Бабушка говорит, что папа у меня в детстве был очень громкий. Бабушка всегда могла его без труда найти в любом конце улицы, потому что он не просто разговаривал, а всегда очень громко говорил, почти кричал. Бабушка говорит, что я такая же громкая, как и мой папа. Но мне кажется, что я все равно громче его.
Когда папа выходил на улицу, то всегда брал с собой много игрушек: для себя и друзей. И в этот раз он тоже вынес с собой несколько машинок и лопатки для песка.
Папа и Максимка начали сразу же играть в песочнице с машинками. Они строили дороги, гаражи для машинок, вырывая пещерки в песке, возили на самосвалах песок из воображаемого карьера для строительства домов. Бабушка мне объясняла, что такое карьер. Это место, где добывают песок. А что такое «добывают», я забыла у неё спросить. Может это такая поговорка?
Так прошло довольно много времени. Им уже скоро надо было идти по домам обедать: есть кашу. Папа часто приглашал своих друзей к себе домой. Его мама, то есть моя бабушка, никогда ему этого не запрещала. Она говорит, что папа плохо кушал, всегда пытался побыстрее убежать на улицу. А когда у него были в гостях друзья, то он, глядя на них, старался скушать всю кашу или суп в тарелке. Я тоже умею сама кушать кашу и суп, но больше люблю, когда меня бабушка кормит ложкой. Тогда я тоже до конца все съедаю.
И тут к ним на детскую площадку прибежал еще один мальчик. Его звали Вадик. Он быстро подбежал к песочнице. Мальчики еще даже не успели на него посмотреть, а он уже начал хвастаться, что был рано утром со своим папой на рыбалке и поймал там рака, что тот был живой и сидел в трехлитровой банке, которая стояла на первом этаже в подъезде того дома, где жили мой папа и Вадик.
Все трое мальчишек, не сговариваясь сорвались с места и очень быстро, наперегонки, побежали, чтобы посмотреть на эту диковинку.
Мой папа по пути к дому крикнул: «А я раньше никогда не видел живого рака!»,
- И я тоже – крикнул Максимка – раков живых не видел.
И Вадик уже забегая в подъезд дома сказал, что в это утро на речке первый раз увидел рака и ему еще хочется на него посмотреть. Тем более, что рака поймал именно его папа, чем Вадик, конечно же, гордился.
Мы вбежали в подъезд.
«Вот он!» - объявил Вадик, показывая указательным пальцем на банку с раком, которая стояла напротив двери папиной квартиры.
В подъезде горела тусклая лампочка, но рака все же можно было разглядеть, потому что там было еще и окно. Папе рак очень понравился. Банка была немного круглая сверху и снизу, в ней была вода и от этого, через стекло, рак казался большим. Глядя на рака, все мальчики были в восторге, улыбались. Максимка с папой от удивления открыли рты. А мой папа даже немного (совсем чуть-чуть) завидовал Вадику, потому что у того было такое сокровище!   
Папа спросил: «А как вы его поймали? Что ли руками ловили?»
Вадик, не отрывая взгляда от банки, сказал: «Ты что? Разве можно рака руками поймать? Он же кусается больно. Мы его на удочку поймали. На червя. Папка сказал, что на удочку раки ловятся очень редко. А как их правильно ловить он мне не сказал, потому что в это время подошел дядя Коля и стал его отвлекать каким-то скучными взрослыми разговорами. Они стали разговаривать про свою работу и им было уже не до меня».    
Потом моему папе почему-то стало грустно. Правильно! Ведь рака забрали из его родного домика, который был в речке. Он уже туда никогда не вернется. Ему в банке тесно и грустно одному без своих друзей и родных. А еще Вадик сказал, что его папа этого рака сварит и скушает.
Тогда папа решил спасти рака. Хотя он и знал,  что брать чужое нехорошо, но ему стало очень жалко этого малыша.
Когда Вадик зашел к себе в квартиру, папа поделился своими мыслями с Максимкой. Тот его поддержал. Папа схватил банку и быстро выбежал на улицу. Они хотели отнести банку к ближайшему пруду или речке. Но ближайший пруд был в лесу, а мама так далеко не разрешала папе уходить одному. А он свою маму всегда слушался (или почти всегда). Хотя идти в лес без взрослых он и сам боялся. Поэтому они пошли и отпустили рака в ванную, которая стояла в огороде у папы. В ванне было гораздо больше воды и места. Поэтому папа с Максимкой решили, что там рак не должен был так скучать, как в банке и выпустили его. Мальчики еще какое-то время посмотрели на маленького рака и пошли каждый к себе домой обедать
Когда папа вернулся в дом, на площадку в подъезде уже вышла соседка тетя Люда. Она не кричала на папу, но стала говорить с ним очень строгим голосом. Как мне объяснил папа: «У неё был металл в голосе». Ума не приложу, что это такое, но мне стало как-то не по себе.
Тетя Люда спросила моего папу» «Зачем ты взял банку?» - Папа молчал – «Куда ты ее унес? Разве ты не знаешь, что чужого брать нельзя?». Папа опять молчал. Ему было страшно и одновременно обидно. Он всего лишь хотел спасти рака. Ведь не для себя старался. Он опустил голову и не стал оправдываться. Думаете, что со страха потерял дар речи? Нет! Вы просто не знаете моего папу! Ему же было очень-очень стыдно. А когда человек осознает свою вину, то не пытается оправдать себя.
Банку с раком потом папа отдал. Ему пришлось все рассказать маме, то есть моей бабушке. Она его не сильно ругала, потому что очень любила, но объяснила, что когда человеку стыдно, то это значит, что его грызет совесть. 
Хорошо, что совесть совсем не загрызла моего папу, а то у меня сейчас не было бы такого доброго папы, который мне покупает игрушки и конфеты.   


Рецензии