Разве Бог грешен?

Цитата: АБР-2 от Сегодня в 10:42
Вопрос к Авишаг: а вы своим детям тоже дадите ядерную бомбу и огнемёт, чтобы они искушались и могли учиться выбору? Если нет, то почему то же самое вы приписываете Богу? Вы считаете себя умнее Бога? Или вам своих детей больше жаль, чем Ему?



Цитата: Авишаг от Сегодня в 10:59
Я уже говорила, что на Ваши вопросы о религии, Боге, мировоззрении отвечать не буду — Вы изначально имеете своё собственное мнение, и чужое Вас мало интересует.
Адам — венец творения, говорящий с Богом, не является неразумным младенцем.
Так что Ваша аналогия неуместна.





Абр:
По сравнению с Богом мы все неразумны. Сравнение тем более уместно, что, если вы поместите в своей квартире атомный реактор с красной кнопкой, то вы не знаете наперёд, нажмёт кто-нибудь или нет, а Бог знает. Мы от своего сына прячем ножи, чтобы он не порезался. Бог должен уберегать людей, а не толкать ко греху. Почему у вас не так - уму не постижимо. Я говорю это не от своего ума, и не от своих
"фантазий". Мои слова кто угодно подтвердит, всякий, кто читал книги по Богословию РПЦ. Поэтому "неразумие" - это не ко мне, а к святым отцам. В НЗ сказано: Бог не искушает никого, и Сам не искушается злом. Все претэнзии - к Новому Завету. У вас Бог есть источник искушения, а, если человек не выдерживает искушения и впадает в грех, то Бог становится соучастником греха. Значит, по-вашему, Бог грешен. Вот и вся ваша логика.





Иисус говорил: горе тому человеку, который искушает других. Ему в самый раз повесить мельничный жернов на шею и бросить в воду. Ему лучше вообще не родиться. Получается, именно в такого "бога" вы верите? Которому лучше бы вообще не появляться в мире живых существ?


****


Понятие "дьявол в иудаизме"

й Даниил,

Значение корня слова Сатана (син-тэт-вав) — «обвинять», «взыскивать». И в этом смысле слова с корнем син-тэт-вав употребляются в ТАНАХе во многих местах. Сам Сатана (Сатан), в соответствии с Традицией иудаизма, является ангелом Творца, функция которого — быть обвинителем на Небесном Суде. Это следует из сказанного в книге Зехарья (3, 1): «И показал Он мне Йеошуа, священника великого, стоящего пред ангелом Г-сподним, и Сатана, стоящего справа от него, чтобы обвинять его». Эта функция Сатана, несомненно, чрезвычайно важна, ведь без прокурора суд не может быть справедливым.

У Сатана есть ещё одна функция, как об этом пишет Рамхаль в книге Путь Творца (2, 6): «Его назначение — возбуждать дела в судах, и когда он подаёт иск, судьи принимаются за дело и начинают судить». Рамхаль добавляет: «Одно из проявлений качества доброты Всевышнего заключается в том, что человек не привлекается к суду, пока не обвинит обвинитель, хотя грехи грешника открыты перед Ним».

В трактате Бава Батра (16а) мудрецы говорят, что Сатан — это йецер а-ра (дурное начало в человеке). Из этого ясно, что в задачи Сатана входит также подстрекать человека к греху. Мудрецы говорят: после того, как человек поддастся его соблазнам, Сатан поднимается на Высший Суд, чтобы обвинить грешника в содеянном. Несмотря на то, что эта деятельность (подстрекательство) представляется отвратительной, мудрецы оценивают её иначе. Комментируя сказанное в стихе Бэрейшит (1, 39) «И увидел Всесильный всё, что Он создал, и вот (всё) весьма хорошо», мудрецы говорят (Бэрейшит Рабба 9): «Хорошо — это йецер а-тов (доброе начало), весьма хорошо — это йецер а-ра». Понять взгляд мудрецов на эту функцию Сатана Вам поможет статья Зачем нужен Сатан?.

Ещё говорят мудрецы: если на Небесном Суде принимается решение (в результате обвинения Сатана) о том, что человеку за его грехи полагается смерть, Творец приказывает самому Сатану взять душу грешника. И так говорят мудрецы (трактат Бава Батра, там же): «Он же Сатана, он же йецер а-ра, он же Ангел Смерти».

И эту функцию мудрецы видят (в упомянутом мидраше, а также во многих местах в Зоаре) как «весьма хорошую». Одно из объяснений такого «благосклонного» отношения мудрецов к этой деятельности Сатана приводит Рабейну Йона в книге Шаарей Тшува (2-ая глава). Рабейну Йона утверждает: знание о том, что жизнь не бесконечная, даёт человеку возможность отнестись к этому материальному миру как к чему-то временному и второстепенному и сделать главным мотивом своей жизни приближение к Творцу и выполнение Его заповедей.

Стих в книге Коэлет (Экклезиаст 9, 5) гласит: «Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают». Этот стих мудрецы комментируют так (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 18а): «Праведники, которые даже после смерти называются “живыми” (см. статью Что значит жизнь, смерть, Древо жизни, Древо познания?), задумываются о том, что жизнь не бесконечна и они, в конце концов, умрут (“и поэтому сторонятся греха” — Раши), а грешники, которые даже при жизни считаются мёртвыми, не задумываются ни о чём». Из этого стиха следует, что раздумье о конечности жизни является одним из главных «инструментов», благодаря которым еврей может приблизиться к Творцу и укрепиться в выполнении Его заповедей.

Из всего сказанного ясно, что Сатан выполняет важные функции в этом мире и проклятий, конечно же, не заслуживает.

С уважением, Реувен Куклин


Рецензии