Древо спасения и корень его

Долгое время пыталась понять, почему одни души — приходят к Богу, а другие  — Его отвергают. Ведь Бог в этом мире, касается  каждого человека Духом Своим, — через различные жизненные обстоятельства, через поиски смысла жизни, через всевозможные другие поводы, когда только есть возможность  обратить внимание человека на горнее,  оторвав его взгляд от земного. Для каждого у Бога, есть свой Промысл.

Вобщем мне хотелось понять, что же является тем спусковым механизмом, который запускает духовный процесс в одной душе, но является бессильным  и бесполезным по отношению к другой.

В моих поисках, ответов и разьяснений попадалось много.
Но на душу легло одно,  — вот такое разьяснение свт. Иг.Брянчанинова:

 "Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния. Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели  — не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос тому, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собой, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?"


Другими словами, пока человек стоит на берегу реки в безопасном месте, — его абсолютно не впечатляет, проплывающий мимо, спасательный катер со спасателями. Если нет осознания опасности жизни, – значит нет и потребности в ее спасении.

И совсем другое отношение  проявит тот, кто находится не на берегу, а в  глубине реки. Тот, кто начинает тонуть и осознает всю опасность своего положения! Вот именно он и будет взывать о помощи , и доверит спасателям свое спасение... 

То есть на путь  спасения, а значит и духовного исцеления,  становятся лишь те, кто способны увидеть болезнь своей души и ее неизлечимость собственными силами. Из этого состояния смирения они обращаются к пострадавшему за них истинному Врачу Христу. И, как пишет свт. Игнатий,  — вне этого состояния, которое именуется Св.Отцами познанием себя,   — невозможна нормальная духовная жизнь.

"На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения»
(Свт.  Иг.Брянчанинов)


Необходимо было  только выяснить, каким же образом приобретается человеком это спасительное познание себя, своего ветхого человека, открывающее человеку всю бесконечную значимость Жертвы Христовой?

Предельно-четкий  и ясный ответ, опять-таки есть  у свт.Игнатия:
"Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху.
Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушение его — хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца.

Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы с грехом, кто встал на доброй страже во вратах дома своего с обнаженным мечом — глаголом Божиим, кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он ни приближался к нему.  Кто совершает великое дело — установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, — тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего." (Иг. Брянчанинов)

Ну а совсем кратко, это выражено в словах преп. Симеона Нового Богослова:
"Тщательное исполнение заповедей Христовых — научает человека его немощи".

Оказывается Заповеди Христовы даны человеку не по причине жесткости и строгости, с целью наказать и ограничить его желания и действия, -  а из-за предостерегающей Любви! Они даны нам, как дан градусник, которым измеряем температуру для определения состояния физического здоровья. Градусник ведь не является инструментом наказания и ограничения, - он всего лишь инструмент ДИАГНОСТИРОВАНИЯ.

Таким же инструментом являются и Заповеди. Только инструмент этот, предназначен для диагностики здоровья духовного! Есть желание узнать свое истинное духовное состояние и сущность, - попробуй исполнять Заповеди хотя бы в течение недели, ну хотя бы в течение одного дня. И эта диагностика беспристрастно покажет, насколько души наши "способны и совместимы" с Божьими Законами горней жизни...

На каком же тогда основании мы имеем надежду попасть в совершенный духовный мир, после нашего ухода с земли? Ведь согласно духовному Закону, - подобное неприменно потянется к подобному! А в чем же подобие души нашей со Страной Небесной?

Вот когда задаешь себе подобные вопросы, и ощущаешь их на себе всем своим нутром до самой мельчайшей клеточки,  - вот тогда и чувствуешь себя не беспечным зрителем на берегу, а бессильно-тонущим в глубинах вод... Где единственное, что остается для погибающей души, так это искренно воскликнуть изо всех сил к Спасителю, -  "Спаси и помилуй мя, Господи!"...


P.S.
Так вот где, как оказалось,  расположен корень, на котором растет все древо.
То спасительное древо - есть Крест, на который для спасения человечества от погибели, взошел Христос.


Рецензии
Согласен с вышесказанным. Добавлю к этому то, что путь к Богу, связан с принятием на себя полной ответственности за происходящее не только с нами, но и нашими ближними... Это, как подъём в гору. Спускаться вниз, ища и находя оправдания своим недостойным легче деяниям, но до поры...

Вячеслав Александров 2   27.01.2019 11:28     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий и добавленные мысли.
Они заслуживают размышления над ними.

Наталия Грекова   27.01.2019 13:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.