Правдивая метафора

                "Нет! Поэзия ставит преграды
                Нашим выдумкам, ибо она
                Не для тех, кто играя в шарады,
                Надевает колпак колдуна."
                Н.Заболоцкий

Человек способен видеть красоту и чувствовать гармонию. Выразить то что удалось увидеть или почувствовать так чтобы передать другим очень трудно. Поэту приходится использовать метафору, когда то что он видит похоже на что-то другое и оба вИдения врастают друг в друга достигая взаимного обогащения. Порой объект рассмотрения попросту невозможно описать не прибегая к сравнению. Как можно описать мгновение или мучительный процесс открытия, который никогда не был понятен, не понятен, и никогда не будет понятен ?! Поэт думает об этом и видит какие-то другие картины, какой-то другой мир, и рассказывает об этом добавляя в слова музыку. Получается метафора, которая часто тоже объясняется с помощью метафоры вечности, т.е. хочется верить что эта метафора не посажена во время как дерево в землю. Во многих случаях то что видит поэт так близко и понятно что кажется реальностью, сказка оживает, и тогда тот рисунок, который он рисует становится точным, не расплывчатым, становится правдивым.  Многие картинки стали уже моим вторым Я и живут во мне как стихи Пушкина. Например, "Луна в жасминовой шали..." или "Идёт без проволочек  ... ".  Во многих случаях метафора давлеет своей расплывчатостью, непонятна; всегда, конечно, можно насочинять с три короба, тем не менее остаётся желание сказать : "Я тебе не верю, может быть ты и видишь в чернилах вылитых в чашку воды что-то такое замечательное, но меня давит абсурд". Наверное качественно тому-же так сильно сопротивлялись Бунин, Маршак, не говоря уже о Твардовском. Понятно что не всегда нужно искать правильность, а всё-таки жаль ... ведь когда метафора правдива, т.е. её действительно поэт видит, как Есенин видел живое дерево с шевелюрой (хотя Есенин не слишком мой поэт) ... вот тогда ... стихотворение становится много сильнее. Даже у Рембо, который выражал невыразимое, многие метафоры очень правдивы. Правдивая метафора всегда либо понятна либо становится понятной без супер усилий, а выдуманная часто оставляет сомнение в том что автор пытался вложить что-то совсем другое, и становится смешно. Иногда кажется что высшая форма поэзии это поэзия без метафор или почти без метафор.

P.S. Приходится самому на себя писать ... нечто типа рецензии. Впрочем, получил комментарий от Эллы Крыловой - "Интересные рассуждения". И положительный отзыв от Леонида Котова. И всё-же. Недавно узнал об ушедшем поэте Дмитрии Ильине, благословенна память его. Прочитал всё что доступно на стихире, нахожусь в состоянии восторга от головокружения, калейдоскопа замечательных метафор и смыслов, и красоты. И стал впадать в абсолютное отрицание моих рассуждений о правдивой метафоре. А потом, как всегда - вдруг, обнаружил то что, наверное, можно назвать отрицанием отрицания. Вот эти строчки.

"Когда лишь музыка в ночи
И мы с тобой вдвоём пируем,
А время чуточку горчит
Своим открытым поцелуем – …"

Всё замечательно до последней строчки, и тут я выпадаю в осадок. Конечно, можно начать ругать себя за недостаточную развитость поэтического восприятия и т.п., но тем не менее ... после слова пируем, что у меня сразу вызвало картины жующих и пьющих ртов, а потом открытый поцелуй, то есть когда языки приходят в движение и соприкосновение, будь то время или сам дьявол, но никак не выходит каменный цветок, и приходится уговаривать себя что, мол, ничего страшного, это же поэзия и тра-ля-ля. И, конечно, я понимаю что открытый это не обязательно физически открытый, тем не менее.   Мне кажется, это и есть пример метафоры, которую не удаётся назвать правдивой, что не есть хорошо.


Рецензии