Михаил Голубовский. Сергей Чесноков
У испанского писателя Романа Гомеса де ла Серна есть такая оптимистичная градация возрастов:
40 лет- зрелость юности,
50 - юность зрелости,
а 60 –это зрелость зрелости.
И хотя С. Чесноков уже достиг третьей ступени, в это трудно поверить. Он весь в полете, открыт всем потокам жизни, ещё пишет свою «главную книгу» и может запросто по просьбе друзей 2-3 часа кряду петь на вечере под гитару песни любимого А. Галича, перемежая их виртуозным исполнением зажигательного фламенко.
Путь жизни Чеснокова сопряжён с внешне неожиданными перегибами, бифуркациями.
В середине 60-х кончил знаменитый МИФИ, теоретическая ядерная физика, спустя 4 года - диссертация по физхимии, затем – резкий уход в социологию, погружение в социологические исследования, их успешное продолжение и осмысление в знаменитом Институте системных исследований Академии наук СССР, написание книги.
И вдруг вновь, в самом начале 80-х бросил науку, поступил осветителем в Театр на Таганке.
Концертные вечера бардов (в их числе и свои песни), артистический мир художников и поэтов нонконформистов, увлечение поэзией Д. А. Пригова, Л. Рубинштейна.
О причинах этих перегибов или «загибов» Сергей Чесноков рассказал два года назад в большом интервью в журнале «Социологические исследования».
Частичный ответ находим и в публикуемых ниже заметках, в замечании, что «к тому времени Академия окончательно превратилась в отлаженную машину по эксплуатации престижа науки, превращению его в разнообразные ресурсы и власть над ними».
И хотя это общемировой вектор — в СССР все неимоверно усугублялось организационной удавкой советской идеологии.
Согласно афоризму мудреца-цитолога В.Я. Александрова , «в науке стала господствовать банда передовых учёных».
И Сергей Чесноков просто ушёл из официальной науки в трудный мир самостоятельных и независимых ни от кого поисков истины.
Примерно так же, как Иосиф Бродский - встал в 8-ом классе посредине урока, вышел и, к ужасу родителей, больше никогда не вернулся в советскую школу.
Однако, вспомним и Джорджа Оруэлла, который сразу после окончания престижного колледжа в Итоне, вдруг нанялся на пять лет в имперскую полицию в Бирме.
Тут мы сталкиваемся с некоей инвариантой жизненного пути больших талантов – неожиданно, исподволь подступающего ощущения скованности, удушья, невозможности далее спокойно плыть по течению («а он мятежный просит бури») и играть по сложившимся правилам.
Внешний бунт, эпатаж оказываются лишь одним из воплощений глубинного поиска целостности, решимости прожить собственную жизнь, найти свои правила игры и явить их затем миру.
В книге, которую Сергею Чеснокову все-таки удалось опубликовать в начале 80-х, но лишь при поддержке академика Канторовича, показана искажённость, скошенность правил, по которым большей частью собираются и анализируются данные в социологии, экономике и других науках.
Чесноков развил свою логику и математическую теорию «ДА», или Детерминационного анализа.
Вдохновлённый её красотой и возможностями, он страстно расширяет сферы её применимости, вплоть до лингвистики, медицины и генетики. В основном, через созданную с группой энтузиастов одну из первых в постсоветское время информационную фирму «Контекст».
Настоящему творцу свойствен прозелитизм, комплекс Пигмалиона.
Лекции Чеснокова, в которых оригинальность подхода, строгость изложения, сплавлены с образностью языка бардов, острым словцом, анекдотом, притчей, пользуются успехом у студентов.
Недаром, и книга о мудрецах хасидах еврейского философа Мартина Бубера «Путь человека» (как-то счастливо подаренная мной) стала одной из любимых у Сергея Чеснокова.
Характерны уже названия первых трёх главок книги - Самоосмысление. Особый путь. Решимость.
А вот и одна из хасидских притч. В дни Ханукки рабби Нахум, придя в иешиву и застав учеников за игрой в шашки, весело спросил:
А правила игры в шашки вы знаете?
И оробевшие ученики услышали преображённую мудрость:
Вот вам эти правила. Во-первых, не делать двух ходов сразу. Во-вторых, ходить только вперёд, а в третьих, если ты добрался до самого верху, в дамки, то можешь ходить, куда хочешь.
Сергей Чесноков давно уже свободно ходит по зову своего вдохновения, «усовершенствуя плоды любимых дум».
Свидетельство о публикации №218090801690