Россиянка в Ширазе. 190 лет спустя...

При посещении иранского города Шираза, одним из пунктов моей культурной программы являлся Военный музей названного города, расположенный в здании дворца в живописном саду Афиф-Абад. Недалеко от входа, во внутреннем дворе, на достойном месте я увидел пушку, как мне показалось, XIX века. Как старый артиллерист, я направился прямиком к ней. Разумеется, я обратил внимание на казенную часть орудия, где к своему восторгу увидел надпись на русском «Санктъ Петербургъ», а далее – на фарси и русском:

«Пушка сiя подарена уполномоченному отъ персидскаго двора при заключенiи мира въ Туркменчае 1828 года наследнику престола Аббасу мирзе отъ Россiйскаго Императора Николая I въ знакъ дружбы».

Туркманчайский трактат – мирный договор между Россией и Персией, подписанный в феврале 1828 г. Этот договор ознаменовал собой окончание последней русско-персидской войны (1826–1828). После этого началось сближение России и Персии, продолжавшееся вплоть до 1917 г., когда начался новый этап в отношениях между нашими государствами.

К сожалению, никакой пояснительной таблички около пушки нет, а под ней размещен указатель, не имеющий к орудию никакого отношения. Надпись же на фарси никто из иранцев не читает, поскольку пушка своей казенной частью уперта в красивую цветочную клумбу, и подойти к ней с сзади неудобно. Поэтому иранцы, с удовольствием фотографируясь рядом с пушкой, не понимают исторического значения этого экспоната, ставшего, по сути, историческим символом военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном, имеющего место быть в наше время. Это актуально и в связи с нынешней политической ситуацией на Ближнем и Среднем Востоке, когда наши страны выступают союзниками в борьбе с международным терроризмом и в противостоянии агрессивности США.

Здесь я обращаюсь к Министерству иностранных дел РФ в лице Посольства РФ в Иране и к Министерству обороны РФ в лице военного атташата названного Посольства с просьбой обратить внимание на это положение исторического памятника и по возможности исправить его в память о наших предках и в знак уважения к общей российско-иранской истории.

Позже я узнал, что несколько образцов пушек такого же литья хранятся в Военном музее Саадабада (резиденция персидских, а с 1935 г. – иранских шахов). Я их своими глазами не видел, поскольку названный музей в день моего посещения Саадабада был закрыт для посетителей. В Ширазе же такая пушка только одна.

Всякий россиянин, оказавшийся в Ширазе! Навести там нашу соотечественницу. Ей там очень одиноко…

Моя статья по теме: http://proza.ru/2017/05/04/1004


Рецензии