Крым 2018. Экологическая катастрофа в Армянске

О выбросе неизвестного химического вещества на севере Крыма уже говорено и переговорено все. Всяких теорий высказано море. Центральное телевидение к нам пожаловало, как и 4 года назад, когда здесь пролегла граница России с Украиной. И все же, хотелось бы чуток суммировать все сказанное, тем более, что много знакомых и бывших армянцев тоже обращаются для пояснений ситуации.

Я живу в Армянске с 1979 года, а до этого еще 7 лет прожил в близлежащем селе и, думаю, по праву могу считаться местным жителем. К тому же, я, как и большинство горожан, работаю на этом самом титановом заводе, с которым выбросы связаны. Что я могу сказать о происшедшем?

Как уже было сообщено, в ночь с 23 на 24 августа (так и чешется язык назвать ночь "Варфоломеевской", поскольку она тоже произошла именно в эту ночь, только в 1572) некое желтое вещество в виде мази покрыло или - даже вернее! - накрыло все вокруг, вызвав ржавчину даже на нержавеющих предметах. Поскольку окна у нас были закрыты при работающем кондиционере, то для нашей семьи катастрофа началась незаметно. А вот у кого окна были открыты, то в квартирах неприятный сюрприз стал очевиден сразу.

И хотя у меня насморка нет и запахи я чувствую, но не сразу понял изменения в атмосфере, хотя особливо чуткие сразу забили тревогу: что-то в воздухе витало неприятное. Примерно дней 10 назад ночью почувствовал и я, когда вдохнул "свежего" воздуха во дворе и мне обожгло носоглотку, но запах был явно не заводским. Самая распространенная вонь у нас на предприятии - это "аромат" разложения с первого отделения, когда из ильменита только начинают выделять будущую двуокись титана: сырье для лакокрасочной промышленности.

Запах разложения неприятный, но не смертельный и он по другому "звучит", а здесь был больше эффект хлорки. Такого элемента у нас на предприятии нет, но зато есть на бромном заводе в 18 км южнее от Армянска. Гадость эту могло принести и оттуда, но ветер дул постоянно с другой стороны и версия с бромным как-то тоже казалась не вполне правдоподобной.

Надо сказать, что власти прореагировали сразу. Я имею ввиду крымские. Приезжал глава Крыма Сергей Аксенов, подключились Ростехнадзор, экология и прокуратура. Сначала вроде было и ничего. А вот уже на этой неделе было явное ухудшение. Выйдя утром на работу горожане не могли не заметить удушающей атмосферы. В воздухе витал какой-то едкий запах, дышать было явно нехорошо. Вокруг опавшие листья, словно это в ноябре - это не свойственно для этого времени года у нас. Лично я видел несколько мертвых птиц (и это не украинская пропаганда!), но я не могу сказать их породы, поскольку вроде и не видел таких раньше. Кто-то говорил об увиденных мертвых дятлах.

Не обошлось, разумеется, и без вранья властей. Например, говорилось, что ничего здоровью людей не угрожает, но жалобы в больницу со стороны астматиков, аллергиков имели место быть. За мертвых птиц я слышал, что это вранье, но я видел их своими глазами. Понятно, что не хотели пугать отдыхающих в Крыму и пытались скрыть происходящее, но сернистый ангидрид, как сказали, превысил все допустимые нормы.

Именно в этот момент было принято решение об эвакуации детей из Армянска в санатории Бахчисарая, Сак и Евпатории. Насколько знаю, то на данный момент вывезено около 4 тыс. человек. Нельзя сказать, что транспортировка и размещение было идеальным. Автобусы вроде с разных мест были из Крыма, а вот дожидаться некоторым отъезда пришлось по 6 часов. Почему нельзя было сразу рассчитать число автобусов в отношении числа эвакуированных и времени на переезд транспорта туда и обратно - я не знаю. Может чиновники в свое время плохо учили арифметику - непонятно.

Знаю от знакомых, что часть размещенных вполне довольна условиями быта, а иные и совсем недовольны и это совсем не прихоти армянских неженок. В некоторых заведениях царила грязь и неустройство, а при первом же дожде  потекли крыши и даже стены. Кто-то захотел вернуться домой сразу, а иные ушли из санаториев к частникам, где бытовые условия намного лучше. Я не знаю правда или нет, но промелькнула цифра, что на каждого эвакуированного выделана сумма в 2 тыс. рубликов суточных, во что даже как-то трудно верится, потому как у меня жена снимала спальное место в славном селении Поповка (под Евпаторией), где вода, как стекло за... 200 рублей, а на еду явно даже на тысяча в день уходила.

Пару дней назад пошли дожди и стало практически идеально. По крайней мере для моего не совсем чувствительного носа. Видел я своими глазами, как после дождя в лужах, собранных из осадков на крышах многоэтажек, стояла белая пена в виде шапок. Похоже, как иногда в унитазах после чистки возникает. Кто смывал желтый налет, те говорят, что обычной водой вполне хорошо смывается. И еще сказали, что очень напоминает соляную кислоту - у нас на заводе ее нет.

Так откуда же возникло бедствие?

Если кому-то охота глянуть своими глазами, то предлагаю просмотреть на Ютубе выпуск Анатолия Шария "Армянск. Удар по своим" (https://www.youtube.com/watch?v=sBRrZQExT0o) - это наиболее правдоподобное описание ситуации, насколько я могу судить, как местный житель. Разные неточности вызваны просто незнанием может каких-то особенностей, но сознательного передергивания фактов в выпуске нет. После просмотра передачи все станет понятно и без моих пояснений, но я выскажу лишь самое главное.

Украинские версии о том, что российская армия испытывала тут оружие какое-то или специально хотела вызвать экологическую катастрофу - это можно отбросить сразу, как бред сивой кобылы. Недалеко от нас есть в самом деле полигон где-то в сторону Сиваша и стрельбы там в самом деле идут. Могу даже допустить, что болванки могли попасть случайно в кислотонакопитель, но это болванки!!!!!! Чтобы вызывать катастрофу, надо метеорит туда пульнуть!

Ведь что такое кислотонакопитель? Это огороженное искусственной дамбой место, куда сбрасываются отходы производства нашего завода уже почти 50 лет!! Не 4 года назад начали, а почти 50 лет назад!!! И никогда ничего не было подобного. А не было, потому что непременным условием его безопасного состояния является наполнение днепровской водой из Северо-Крымского канала, который как раз 4,5 года назад был перекрыт Украиной. Ну откуда взять воды столько без канала, чтобы заполнить 42 квадратных километра (кто-то называет 25), если он и строился с расчетом на днепровскую воду?!

Вся вода для работы завода на сегодня берется из подземных источников и даже этого не хватает, из-за чего  уже пятый год простаивает цех Аммофоса по производству удобрений. Откуда взять еще и на кислотонакопитель? Конечно, это не оправдание. Сейчас вроде решается вопрос о заполнении отстойника водами Перекопского залива (это воды с другой стороны перешейка), но по факту к экологической катастрофе привела именно водная блокада Украины. Кстати, пострадали и пару районов Херсонской области.

На заполнение отстойника водой, как говорят, уйдет около пяти месяцев. Аномально жаркое лето высушило его и есть версия, что в отстойник проникли воды Сиваша, богатые хлоридами и это вызвало реакцию выделения хлора. Насколько это верно - лучше знать химикам, но по факту проблемы точно есть. Одно хорошо: осень приступает к своим обязанностям, пойдут дожди (и уже идет) и все это прибьется, а если меры будут приниматься (вроде как около 300 тыс. кубов известковой воды уже закачано), то в аккурат к следующему лету причины вредных испарений будут устранены.

Что я могу сказать? Да, произошла катастрофа и хорошего тут нет, но я не верю в эвакуацию целого Армянска. Завод будет работать и впредь, но вопросам безопасности, как я понимаю, будут уделять теперь больше места. Все будет нормально.

Мне доводилось бывать в иных местах на Урале, где люди рождались в промышленном смоге, проживали там всю жизнь и умирали потом в 80 лет. Не хочу сказать совсем, что это нормально или так и надо жить. Я лишь о том, что где промышленность, там всегда есть эти проблемы, но там есть и работа. Нет заводов - экология чистая, но там нет и работы. Плохое тесно связано с хорошим.

Хочу еще сказать, что в далеком прошлом нашего завода у нас тут был опыт и гораздо худшего бытия. Примерно лет 10 назад у нас построен цех новой серной кислоты и могу сказать, что от него практически нет выбросов, чего нельзя никак сказать о старом цехе по производству этой же кислоты. От него такие дымы стояли, что попадая в облако цеховых газов, у меня легкие стягивались, а у женщин колготки разлетались мигом. И при этом в районе завода был... населенный пункт Исходное!! Там жили люди с детьми по 5-10 лет и дышали этой гадостью!!! Потом населенный пункт ликвидировали и всех переселили в Армянск на 10 км южнее.

Поверьте, хотя дымы заводские иногда сюда и доходят, доставляя неприятности, но это совсем не то, учитывая отсутствие "старой кислоты" и помощь розы ветров, которую учитывали при строительстве завода. Завтра завод полностью останавливается на некоторое время, но пока трубы его дымят, хотя об остановке было заявлено еще в начале недели. Это вызвано не хитростью руководства, а технологической необходимостью: от начала цеха, куда попадает сырье и до конца, когда выходит продукт, проходит около недели, иначе резкая остановка вызовет технологический коллапс.

Еще могу прибавить, что эта желтая масса налипла на изоляторах высоковольтных линий, вызывая многократные выключения электроэнергии, но с этим тоже борются и довольно успешно джанкойские бригады Крымэнерго. Так что работа идет, на месте ничего не стоит, а, значит, проблемы решаются и мы будем здесь жить и дальше.

--------------------------------------
На фото местный пейзаж (примерно так выглядит и мой садово-огородный участок). Фото взято с сайта https://starcom68.livejournal.com/2717328.html


Рецензии
Василий! Меня удивили трагедии в вашей семье одна за другой! Но об экологической катастрофе я из СМИ ничего и не слышала. Поведал мне о ней бывший работник ИТАР ТАСС, одноклассник, когда я поделилась с ним о горе, постигшем Вас. И мне стало ясно, что это связано с катастрофой. Немного удивляет, что замалчивали, как и при Чернобольской катастрофе. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   22.04.2019 12:58     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.