Великие и чудные дела Божьи

(Тезисно из конспекта проповеди перед вечерей)

Вступление

Есть песня, в которой мне нравятся одновременно и мелодия, и слова (для меня это достаточно редкое сочетание). Вот ее последний куплет:

Смирись пред Богом, верь и жди!
Господь всегда с тобой.
Он грозный ветер усмирит
И сердцу даст покой.
И жизнь, и смерть в руке Творца,
Ему лишь все известно.
К Нему приди, терпи и жди,
Все кончится чудесно!
Смирись! Смирись!

Обратите внимание на последнюю строку: «Все кончится чудесно». Для Иова действительно все закончилось чудесно. Но перед тем, как произошло чудо исцеления и возвращения благословений, он назвал дела Божьи чудными:

«Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал» (Иов.42:3). Какие дела Божьи Иов назвал чудными? Не возвращение благословений, а их потерю. Разговор с Богом, говорящим из бури, уже произошел, но здоровье и богатство еще не были восстановлены.

Два парных мессианских псалма

Сегодня мы вспоминаем о страданиях Иисуса Христа на Голгофе. Один из центральных ВЗ текстов об этом – Пс.21. Иисус молился на кресте словами из этого псалма, Он точно вспоминал его в последние часы и минуты земной жизни. Этот псалом описывает происходившее вокруг креста, уникальность его в том, что он показывает взгляд с креста на события распятия, а также описывает происходившее в сердце Распятого.

В книге Псалтирь есть несколько парных псалмов, псалмов-близнецов, которые дополняют и повторяют друг друга. У Пс.21 есть такой парный псалом, это Пс.70. Вы можете позже сравнить эти два псалма и увидеть, сколько в них сходства. И в Пс.70 есть стих, на который я хочу обратить ваше внимание: «Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?» (Пс.70:19).

Очень вероятно то, что Иисус вспоминал не только Пс.21, но и Пс.70. И здесь есть выражение, подобное словам все еще страдающего Иова, сказанным после откровения Божьего. И Иов, и псалмопевец говорят о делах Божьих, и оба называют их подобным образом – один чудными, другой великими.

Семидесятый псалом – мессианский. Скорее всего, такое представление было у Иисуса о происходящем с Ним – это великое дело Божье. Он совершает спасение. Это все неслучайно. Бог всем управляет. Бог все знает. А Иов к концу книги начал считать, что происходящее с ним – чудное дело Божье.

Иаков о вере и сомнении

И здесь я хочу перекинуть мостик к размышлениям нашего церковного разбора о вере и сомнении. Иаков ведь пишет не о сомнении в существовании Бога, но о сомнении в качествах Бога. На молитву по воле Божьей Бог точно ответит, молитва о мудрости – это молитва по воле Божьей, поэтому не надо сомневаться в том, что Бог на нее ответит.

Дальше в этой главе Иаков еще говорит о характере Бога: всякое даяние доброе исходит от Бога. Или изменить порядок слов: от Бога исходит только доброе даяние. Нельзя в Боге сомневаться, в Его характере, в Его постоянстве.

Иов сомневался большую часть книги, но в конце перестал сомневаться, назвал происходившее с ним чудным делом Божьим – и Бог остановил его страдания. Иисус на кресте не сомневался в том, что все, что с Ним происходит – великое дело Божье.

Чем именно опасно сомнение в Боге

Я хочу сделать последний шаг в рассуждениях и показать, почему именно сомневаться в характере Бога опасно. Для этого опять вспомним стихи, которые мы разбирали на последних разборах.

Сомневающийся похож на морскую волну, которую поднимает и развевает ветер. С морем взволнованным в ВЗ сравнивается нечестивый: «А нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь» (Ис.57:20). Т.е. нечестие происходит от сомнения в Боге, от неверия. Сомнение верующего опасно тем, что может привести его к нечестию.

Иак.1 – о двоящихся мыслях, а в 4-й главе о двоедушии, и там предупреждение строже – о вражде с Богом, а это и есть состояние нечестия.

Павел предупреждает в послании Ефесянам об опасности колебаний и сомнений: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14). Т.е. колебание, сомнения происходят от обольщения.

Вот почему Бог не удовлетворился тем, чтобы возвратить Иову здоровье и богатство. Иов высказал сомнение, и Бог захотел восстановить его веру. Потому что сомнение – уже путь к будущему нечестию. Сомнение приводит к нечестию, вера – к праведности.

Без этого вразумляющего откровения из бури Иов мог бы стать снова здоровым, богатым, благополучным, но из-за зародившегося сомнения его вера могла в будущем разрушиться или деградировать, а это привело бы его к потере благочестия, к нечестию. Бог упреждает это и укрепляет его веру, поправляет теологию Иова.

Песня Агнца

Перестав сомневаться в Боге, чудными назвал дела Божьи Иов, а псалмопевец назвал их в мессианском псалме великими. Как красиво, как прекрасно, что эти два эпитета соединяются в одном стихе, а именно – в песне Агнца: «и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (От.15:3).

А мы сегодня вспоминаем об Иисусе Христе именно как об Агнце. Повторим вслед за Ним слова Его песни: «велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель!»

Если в нашей жизни происходят дела Божьи, то это точно великие и чудные дела, даже если нам они кажутся незначительными либо неприятными. У великого Бога нет невеликих дел. И так можно и нужно говорить не только о благословениях, когда мы что-то получаем от Бога – удивительное и желанное для нас. Но и о потерях, страданиях, если мы понимаем, что это тоже дело Божье. Иов и автор псалма, о котором я сегодня вспоминал, называли великими и чудными дела Божьи именно во время страданий.

Иисус – наш корень

Владимир Солоухин в книге «Письма из Русского музея» рассказывает такую историю:

«Взрывали Симонов монастырь. В монастыре было фамильное захоронение Аксаковых и, кроме того, могила поэта Веневитинова. Священная память, перед замечательными русскими людьми, и даже перед Аксаковым, конечно, не остановила взрывателей. Однако нашлись энтузиасты, решившие прах Аксакова и Веневитинова перенести на Новодевичье кладбище.

Так вот, сохранился протокол. Ну, сначала идут обыкновенные подробности, например: «7 часов. Приступили к разрытию могил... 12 ч. 40 м. Вскрыт первый гроб. В нем оказались хорошо сохранившиеся кости скелета. Череп наклонен на правую сторону. Руки сложены на груди... На ногах невысокие сапоги, продолговатые, с плоской подошвой и низким каблуком. Все кожаные части сапог хорошо сохранились, но нитки, их соединявшие, сгнили...»

Ну и так далее, и так далее. Протокол как протокол, хотя и это ужасно, конечно. Потрясло же меня другое место из этого протокола. Вот оно: «При извлечении останков некоторую трудность представляло взятие костей грудной части, так как корень березы, покрывавшей всю семейную могилу Аксаковых, пророс через левую часть груди в области сердца». Вот я и спрашиваю: можно ли было перерубать такой корень, ронять такую березу и взрывать само место вокруг нее?»

Конец цитаты. Иисус сказал о Себе так: «Я есмь корень и потомок Давида» (От.22:16). Он был корнем Давида, Он является корнем каждого из нас, кто верит в Него: «будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут» (Рим.15:12).

Заключение

Этот корень проходит через наши сердца, если мы верим, как Он верил, если мы говорим, как Он говорил: «велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель!» – имея в виду дела Божьи в нашей жизни – и не сомневаемся в Боге.

Проповедовал 02.09.2018


Рецензии