Жених для феоны. глава первая

 Посвящается моему прадеду- Устину Ковалеву, с любовью




  Феона ( в семье ее ласково называли Феней) , в девичестве была еще та штучка. Отец ее, Кузьма Феропонтович, видя, что дочка перебирает купеческими женихами , дескать, все они как один "лавошники" и не могут отличить жасмин от сирени, как-то возьми да и пригрози своей любимице: смотри, Фенька, отдам тебя замуж за Илью-орясину ! На что дочь фыркнула :
     - Ну и отдай ! Илья, хоть и орясина, зато с ним рядом стоять не стыдно, не то что эти, недомерки прилизанные!
      Отец, плюнув с досады на слишком строптивую дочь, ушел к лошадям.
     Зубовы держали постоялый двор. Рядом с хозяйскими хоромами нашлось место и для внушительной пристройки, в которой на первом этаже располагалась буфетная, где можно было перекусить , выпить чаю из всегда горячего самовара, а ежели у кого есть желание или время- то чего и покрепче. Жена, Степанида, никому не доверяя, сама делала настойку из вишен и слив. И гостям, пожелавшим отведать той, хозяин самолично преподносил на подносе запотевший графинчик с сияющими чистотой внушительными стаканами.
     На втором этаже располагались номера, в которых можно было переночевать, если вдруг случится какая задержка. Но у Кузьмы Зубова лошадей было аж четыре перемены. А в те времена это считалось чуть ли не роскошью и многие проезжающие норовили свернуть на Егорьев тракт, так как всегда была уверенность, что лошади непременно будут и путешественник не застрянет на станции надолго.
     Помощников в таком хлопотном хозяйстве было двое. Плюс четыре кучера при лошадях. О них отдельный разговор. А вот в доме помогали буфетчик , да уборщица Марьяна, женщина средних лет. Она убирала в номерах, мыла посуду, стирала белье да помогала Степаниде на кухне. Ну и Феня без дела не оставалась. Ловкая, всегда готовая помочь то ли матери, то ли той же Марьяне. Правда отец , когда вдруг случался наплыв людей, строго выговаривал жене, чтобы та увела Феню в дом.
     - Не пристало хозяйской дочери тут находиться. Пущай вышивкой займется или  вон, фикус протрет в зале.
     Степанида улыбнувшись, взглянула на дочь. Та мигом выскочила во двор и направилась к крыльцу.
     - Спросить хочу, барышня, это и есть постоялый двор Зубовых ?
     Обернувшись,увидела коляску, запряженную двумя  лошадьми. А навстречу ей шел пожилой мужчина.
     - Угадали. Он самый.
     - Уж не вы ли будете хозяйкой ?
     - Это папенька мой хозяин, я только помогаю.
     - Феона! Марш в дом ! - услышала строгий голос отца.- Чего желаете, сударь ? Лошадок свежих или отобедаете ?
     - Сейчас спрошу у своих пассажиров.
     Феня, поднявшись в дом и спрятавшись за тяжелыми шторами, с любопытством рассматривала приезжих. Их было двое. Тот, что повыше, видимо был старший, а семенящий следом и подобострастно предупреждающий каждый шаг  своего, по всей видимости, начальника, был совсем молоденьким.
     - Что же, есть у вас свежие лошади ?- услышала Феня.
     - Как не быть, как не быть. Хоть сейчас в дорогу.
     - Это хорошо. Велите приготовить. А мы пока перекусим.
     - Не извольте беспокоиться ! Прошу !- широко распахнув дверь перед гостями, Кузьма увидел подол юбки дочери, одним махом взлетевшей на второй этаж. "Вот егоза ! Надо срочно жениха искать, а то как бы беды не случилось." Так думал, а сам, смахнув несуществующую пыль с дивана, приняв пальто, незаметно щелкнул пальцами. Буфетчик Яков, стоявший за стойкой, тут же ринулся к столу.
     - Сегодня у нас отменная солянка, жаркое из баранины, соленые грибочки...
     - Все неси, что есть,- прервал хозяин. И, повернувшись, добавил,- Попробуйте вишневую наливочку. Супруга делает. Исключительно хороша !
     - Наливочку с солянкой ? А покрепче есть что?
     - Сей момент ! Яков !
     Щедро накрытый стол располагал к приятной беседе. Но с подчиненным Семену Васильевичу Пономареву, чиновнику уездного города М., говорить не хотелось. Он не любил нарушать субординацию. Заметив его взгляд, хозяин снова подошел к высокому гостю.
     Тот стал расспрашивать Кузьму давно ли он держит постоялый двор, выгодное ли это дело. Спросил и о семье.
     - Что за молодица убежала в дом ?
     - Дочка моя, Феона, 19 лет от роду.
     - Замужем ?
     - Никак нет.
     - Что так ? Пора, а то ведь  девичий век короткий !
     - Строптива больно ! Перебирает...
     - Так уж и строптива ? А, может, умна не по годам ? Хочет судьбу свою связать с надежным человеком.
     - Кабы так, батюшка...А ей то ростом не вышел, то речью не блещет, то волос, прости Господи, на голове мало !
     - Волос говоришь, мало? - рассмеялся гость. - Ладно, пора в путь-дорогу. Спасибо за хлеб-соль, хорошая у тебя хозяюшка, Кузьма Феропонтович. А за дочку не переживай. На обратном пути заеду, поговорим.
     Феня все это время стояла на лестнице второго этажа дома и слово в слово слышала разговор отца с гостем. "Вот еще! Сама выберу суженого!"
     Кузьма поведал о разговоре с гостем Степаниде.
     - Да об чем он с тобой толковать будет ? О Феньке ? Так ведь если он или кто другой ей не по нраву- тут хоть говори, хоть не говори, на своем стоять будет! А ты что же, хочешь, чтобы деточка наша в замужестве слезами умывалась ?- запричитала в голос жена.
     - Ну все-все, будя ! Будя, сказал !
     Хлопнув дверью, Кузьма вышел во двор. Феня стояла возле сарая и кормила кур.
     - Много не сыпь ! - для порядка прикрикнув на дочь, пошел в конюшню.
     Феня не прочь была выйти замуж, да быть хозяйкой в своем доме. Отец и мать крепко любили единственную дочь и, что касается хороших манер, достойного воспитания, как в дому прибраться или щей наваристых приготовить- этому была обучена сызмальства. А потому и не боялась предстоящего замужества.
     Вот только где жениха найти такого,чтобы по сердцу был. В город, где у Кузьмы был дом, редко выезжали, разве что на Рождество или Пасху. На Троицу обычно ездили в село, стоявшее по-соседству с постоялым двором. Вот и томилась без подружек да дружка милого.
     Сельские же девчата, наоборот, обзавидовались ее жизни на постоялом дворе. Те были уверены, что у Фени женихов много, вот только она все нос от них воротит. Все любовь ждет. А какая в наше время любовь ? Откуда ? Испокон века батюшка подыскивал себе послушного зятя, а дочкам заботливого мужа.
     Но Феня думала иначе. "Только по любви выйду замуж! И никто меня не заставит жить с нелюбимым !" Мать, видя, какой у дочки характер, заводила с ней разговор о предстоящем замужестве, но девушка была непреклонна: отдадите насильно- убегу из дому, так и знайте.
     Пересказывая в очередной раз слова дочери мужу, неизменно добавляла :
     - Одна она у нас, Кузьма, что же, неволить будем дитятко? Ужо пускай ждет любовь, может и вправду сердчишко ее что подсказывает ?
     - Ага, влюбится в какого-нибудь шалопая и отдавай тому пОтом и кровью нажитое добро ! Ты смотри, Стешка, приглядывай за дочкой-то, с тебя ведь спрос будет, так и знай !
     "Ну а кто же, окромя   матери будет виноват. Ясное дело- Степанида. Вот наказание !" И она еще и еще стращала дочку, но та только отмахивалась.
     А через месяц, как и обещал Кузьме, приехал Семен Васильевич собственной персоной.


Лана Ковалева. Все права защищены.


Рецензии