Exitus letalis

   В жизни каждого практикующего врача, несмотря на все его старания помочь пациенту, обязательно случается грустный финал течения болезни - смерть пациента (exitus letalis).  Заканчивающий врачебную деятельность поневоле оставляет после себя скромное кладбище ушедших в лучший мир пациентов. По-разному встречают эту драму больные.

   В течение десятка лет мне приходилось лечить страдавшую митральным стенозом вначале девушку, превратившуюся затем в миловидную женщину.  Бросались в глаза яркий румянец, синюшность губ, частое дыхание. Характерное для такой болезни лицо называют facies mitralis. Больная терпеливо переносила все процедуры и охотно соглашаясь на обследование находившимися на занятиях студентами. К сожалению, помочь ей могла лишь операция на сердце – комиссуротомия (рассечение фиброзных спаек в просвете клапанного отверстия). Операция была короткой по продолжительности, на работающем сердце, а спайки быстро устранялись пальцем хирурга. Однако больная от операции отказывалась.

   При последней в ее жизни госпитализации она самостоятельно не могла подняться и была доставлена в палату на носилках. Лицо ее было цианотичным, губы почти черного цвета. Была она беспокойна, нетерпелива, как будто куда-то спешила. Слушать врача и медсестер отказывалась, требовала, чтобы ее лечил сам заведующий отделением. Я отлучился на несколько минут к студентам и когда вернулся с ними в палату, заведующий отделением и медсестра проводили реанимационные мероприятия, которые оказались безуспешными.

   Полной противоположностью был уход из жизни больного, страдавшего почечной недостаточностью. Инженер, эрудит, книголюб, с которым я с удовольствием обсуждал новинки художественной литературы, тихо лежал, погруженный в чтение Кирилла Булычева. Кроме невероятной бледности ничего не выдавало серьезности его состояния. Симптоматическое лечение, естественно, ему не помогало. Радикально помочь ему могла только трансплантация почки, а временно – гемодиализ. К сожалению, ни то, ни другое еще в городе организовано не было. Когда перед уходом домой я еще раз заглянул в его палату, он уже лежал без признаков жизни, а рядом – раскрытая книга К.Булычева.

   Так же тихо покидала мир моя любимая бабушка Ксения. По словам тети, рано утром она едва слышно произнесла: «Сегодня буду умирать». Сегодня уже не у кого спросить, а что происходило потом: успела ли она проститься с дочерью, могла ли еще двигаться, как скоро после сказанного произошел уход? Нет уже и тети.

 


Рецензии
И все-таки тяжёлая у врача профессия!Я думаю,что это очень сложно ,когда врач прилагает надусилия,чтобы помочь пациенту,а последние минуты жизни пациента уже сочтены.Или когда врач знает ,как помочь пациенту,а нет такой возможности,или пациент по каким-то причинам отказывается от помощи-это ,наверно,ещё сложнее.Какие же переживания одолевают врача при этом,а это ,ведь,целая жизнь...
Очень понравилась Ваша миниатюра!!!
С уважением ,Маша.

Маша Селебрити   09.09.2018 23:15     Заявить о нарушении
Спасибо. Василий Доценко

Василий Доценко   10.09.2018 15:57   Заявить о нарушении