Размышляя о скульпторе Лазаре

Прежде чем речь пойдет о скульпторе напомню что на фото написано: Знаете ли вы, что после 6 минут чтения стресс снижается на 68%?, на целых 68 % процентах?
далее о нем...
О Лазаре Дубиновского, выражаясь языком современности, можно смело назвать настоящим творческим "учеником Константина Брынкушь". Вошедший еще при жизни в когорту «классиков», он, помимо своей любимой скульптуры, архитектуры и живописи, серьезно увлекался  философией,  этнографией, оперой и балетом... Наверняка этот список имел продолжение... Неординарный, сложный, противоречивый, Лазэр Дубиновский во всем умел видеть Прекрасное.

А иногда он видел и вторую сторону медали...
А я его видел и разговаривал с ним  во время и после записи одной телепередачи, когда я работал  тележурналистом на молдавском телевидении, то есть, на телевидении бывшей союзной республики Советского Союза. Это  было давно, и тогда скульптор Лазэр Дубиновский был ещё при жизни и казался довольно интересным собеседником.

Теперь одни говорят что родился будущий гений в 1910 году в одном селе, недалеко от ныне районного центра Фэлешть, в скромной семье учителя. Родился, когда родные места находились  в составе Российской Империи. Его отец, рано разглядевший неординарные способности сына, уже в 7 лет отправил его в уездном городке Бельцы, в художественную школу. Через некоторое время слава о бессарабском вундеркинде долетела до Бухареста, и в 15 лет по приглашению тамошних профессоров Дубиновский уезжает учиться в знаменитую Академию изящных искусств Румынии. После её окончания блестящего выпускника направляют в Париж, где ему вызвался покровительствовать сам друг и ученик гениального Родена - Антуан Бурдель (кстати, именно у него когда-то обучалась мастерству ваяния создательница легендарного памятника в Москве: «Рабочий и колхозница» - скульптор Вера Мухина). Видите какие интересные  переплетения!

Но, отклонив немало выгодных предложений в Европе, Лазэр Дубиновский в 1930 году, за 10 лет до начала Второй Мировой Войны, возвращается в почти что родной город Бельцы (который, "так вонял", по словам одного заезжего писателя из Бухареста у которого имя - Жео Богза) и устраивается на работу в гимназию простым преподавателем рисования. Свою первую персональную выставку он отважится организовать только через долгих 9 лет. Скромность как говорится тогда у него было превыше всего.
Говорят, когда в начале июля 1941-го в Бельцы вошли германские войска и их румынские союзники, последние тщательно разыскивали среди местного населения человека по фамилии Дубиновский, который имел дерзость высмеивать королевский режим в своих графических работах предвоенной поры. Поиски были тщетны - молодой художник ещё в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт за Советскую Армию, естественно. В 1943 под Сталинградом его тяжело ранило и после мыканья по военным госпиталям его демобилизовали.

Далее в его творчестве статуи - Сталина, и менее известного, но похожего на Сталина - Котовского и Михаила Эминеску… И все они в воплощении скульптора Дубиновского Лазаря, а не другого, стали монументальными и неповторимыми. Ибо, после "дембеля", то есть, после демобилизации и окончание Второй Мировой Войны Дубиновский перебирается в Кишинёв в город почти полностью разрушенный и немцами и русскими, одни отступали, другие наступали и город особо нуждался в хороших архитекторах, скульпторах и художниках. До 1951 Лазарь Исаакович возглавляет государственное Управление изобразительных искусств, разрабатывая для молдавской столицы несколько концептуальных проектов, в том числе и знаменитую Аллею классиков румынской литературы. За это, ему бы, памятник поставить при жизни нужно было.
Но, никто тогда не спешил...

Однако, тогда Дубиновского вдруг срочно вызывают в Москву. На ковер?
Вовсе нет. Ему в числе избранных доверяют работу над монументальной статуей Сталина для Волго-Донского канала. По возвращении Дубиновского ждет не менее почетный госзаказ - запечатлеть в бронзе «красного Робина Гуда» и "гайдука" в кавычках - Григория Ивановича Котовского.
Эта работа настолько увлекла Мастера, что он стал днями и ночами пропадать в своей мастерской. До сих пор ходят байки, как Дубиновский, детально изучая анатомию лошади, случайно свалился с неё и, весь в ушибах и ссадинах, продолжал увлеченно работать. Кстати, с этим памятником, признанным впоследствии одним из самых лучших конных монументов Европы, у Дубиновского случился еще один любопытный конфуз. Легендарного комбрига и "гайдука" времен гражданской войны в послереволюционной России он посадил не на боевого коня, как ему положено было по чину, а на иноходца. Такие скакуны в русской армии, по причине особой дороговизны, тогда еще практически не водились — подобное удовольствие могли себе позволить разве что арабские шейхи.
Хотя если конь был украденный...
Так что, красота благородного животного настолько пленила скульптора, что тот решился поступиться исторической правдой.
Хотя часто "Правда" находится на дно моря...
Лазарь Дубиновский, тонко и глубоко разбирающийся в румынской, молдавской литературе (любимого Эминеску на румынском языке он мог наизусть декларировать часами), был тем, кто не только инициировал, но и собственно заложил в 1957 году Аллею классиков. Именно Дубиновскому город Кишинёв обязан появлением её первых экспонатов — бронзовых фигур Георгия Асаки, Константина Негруцци, Василе Александри, Михая Эминеску, Крянгэ, Кантемир...
К слову, и здесь знаменитый скульптор-балагур не удержался от творческого хулиганства. Если присмотреться чуть сбоку к бюсту автора «Лучафэрулуй», то можно разглядеть автопортрет самого Дубиновского. И таких засекреченных посланий в стиле Леонардо Да Винчи у молдавского скульптора множество.
И это тоже правда!
Ещё во времена студенчества в Бухарестской Академии искусств Лазаря Дубиновского, обладателя великолепного лирического тенора, друзья уговорили поступить в консерваторию, что он и сделал. В перерывах между лекциями своё вокальное мастерство молодой Дубиновский успешно оттачивал в местном казачьем хоре. После войны, уже в Кишинёве, страстный поклонник Мельпомены не пропускал ни одного спектакля, безумно скучая по опере. Во многом благодаря его участию, на основе Молдавского музыкально-драматического театра в 1955 году в Молдавии был создан свой Оперный театр. Одним среди первых конкурсный отбор в нём прошёл скульптор Дубиновский. Именно он вместе с Валентиной Савицкой солировал на премьере первой национальной оперы «Груя Грозовану». Но в историю отечественного оперного искусства Лазарь Исаакович вошел как лучший исполнитель партии месье Трике в «Евгении Онегине». Это в один голос признавала и публика, и взыскательная театральная критика. В 60-е годы молдавские телевизионщики даже сняли фильм «Поёт Лазарь Дубиновский».
Было дело...
- Как именитому скульптору, заваленному госзаказами, удавалось выкраивать время для профессионального пения, остаётся только догадываться...
А мы - неблагодарные потомки?
На его счету много монументов в том числе и монументальная композиция «Котовский» в Хынчештах, символ Бельц «Стрымбэ лемне» или "Мачеха" перечислять можно ещё и ещё! Работы Дубиновского украшают многие города бывшего СССР, они есть в Русском музее и в знаменитой Третья ковкой Художественной Галерее. Творческая «плодовитость» молдавского скульптора до сих пор считается своеобразным феноменом. Пусть сегодня его наследие многие называют пафосным, излишне каталогизированный,или не знаю ешё как выражаться иначе, но то, что это высокое искусство, вряд ли можно оспорить. И всё же, несмотря на такой весомый вклад в развитие национальной культуры, Лазарь Дубиновский так и не удостоился от потомков даже скромной мемориальной доски у дома где он проживал.
- Не пора ли нам уже кончать с этим позорным беспамятством?

Так спрашивают многие удивленные люди, так спрашиваю и я. И отвечаю:
- Правда, что пора. Иначе, так же поступят и с нами, возможно и через несколько лет или через года. Будущие поколения!
- Ах и эти поколения! Другие заботы и мысли у них. Наверно. Но, может быть всё это не совсем так?
Хочется верить.
И все же...
Дубиновский и Алея классиков,
Дубиновский и "Последний Гайдук" на арабском коне...(только вот всадник довольно спорный герой).
И ещё многие другие скульптуры...


Рецензии
Очень странно и ни одного отзыва. Не читается наверное. То, что написал...
В другой раз напишу иначе. пусть будет так...

Валериан Чобану   24.01.2020 17:57     Заявить о нарушении