Враги

      Дейл Карнеги писал о том, что, чем большего успеха в жизни добился человек, тем больше у него врагов. Известны также слова Христа о том, что враги человека - домашние его. Но есть и ещё одно, очень точное определение. Это- то, что каждый человек- первый враг себе самому. Исходя из этого, думаю, что, наверное, враги человека делятся на три вида. На третьем месте могут стоять коллеги, сослуживцы. На втором - те, с кем человек живёт под одной крышей. Но на первом месте стоит его внутренний враг. Люди же с улицы, случайные прохожие, даже враждебно настроенные, могут быть врагами в последнюю очередь.
       Тем не менее, как отдельный человек, так и целое общество занимаются поиском внешнего врага. Именно в нём люди видят главную опасность для жизни, считая его источником всех своих бед. Таким типичным внешним врагом бывают: люди другой национальности, природные стихии, инопланетяне, а также человек, плохо вписывающийся в общество, или, как его называют, «отщепенец». Образ внешнего врага застилает человеку глаза, и, мгновенно забыв о настоящей причине своих трудностей, он выливает на воображаемого противника всю накопившуюся от своих неудач злобу, бросая на борьбу с ним все силы и энергию.
      В любом случае, внешний враг- это тот, кто на вас не похож, его вы легко можете противопоставить себе. Им не может быть человек вашего круга, который для вас «свой в доску». Кроме того, люди запросто приписывают внешнему врагу собственные злостные или нечистоплотные побуждения, в которых себе они могут даже не сознаваться. Или же, если эти побуждения осознаны людьми, то они, настолько естественные для них, непростительны для их внешнего врага. Это, например: воровство, насилие, предательство. И много других вещей. Так, европейцы говорят, что представители азиатских стран - первые разносчики инфекции. От них ещё и все войны. Враждебное отношение люди другой национальности могут вызвать и тем, что у них другие обычаи. 
      Природные стихии непредсказуемы. Человек зависит от них, но подчинить их себе не может. Кроме того, от них, как и от любого внешнего врага, можно ожидать всего, чего угодно.
       Возможно, инопланетяне существуют. Есть теория, будто люди- дело рук инопланетян, которые управляют всем их поведением и вообще, ставят на людях опыты. Заинтересовавшись таким мнением, я стала собирать литературу об НЛО, показания сталкивавшихся с ними очевидцев. Удивительно, но среди них я не нашла случая, когда какой-нибудь инопланетянин причинил человеку вред. Напротив, общаясь с людьми, пришельцы из космоса были очень осторожны и предупредительны, ничего не делая с человеком против его воли. Лично я верю в то, что написано в одной из этих статей. Там есть слова о том, что инопланетяне обладают более высокой организацией, чем человек. Но они признают, что человек- существо совершенное и что у людей есть то, чего нет у них- духовность, любовь.
      Можно спросить: тогда почему же только люди совершают преступления, ведут войны друг против друга? Да, человек может быть хуже, чем животное. Нет большего хищника, чем он. Но он же может быть и самым лучшим существом.
       Человек, не похожий на других, раздражает. В общении он, сам того не желая, может задеть других уже одним тем, что ведёт себя не в точности так же, как они. « Задаётся», говорят люди, «и вообще, что он из себя корчит?» На людей, стоящих выше по положению - на начальство, «отщепенец» действует как красная тряпка на быка. Ведь начальник - из того же теста, что и его подчинённые, а кто-то непохожий ему не нужен- с таким человеком одни неудобства.
      Но тот, кто отличается от других, также может видеть в них, в первую очередь, врагов. Так, в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин говорит о том, что любит своих врагов, хотя и не по-христиански. Война с внешними врагами, интриги отвлекают Печорина, живущего без цели в жизни, от самого страшного врага - собственного, внутреннего. Любить же врагов по-христиански – значит желать им добра, видеть в них человеческое.
      Есть ещё один вид внешнего врага. Это - когда кто-то безнадёжно влюблён или же страдает от жестокости, невнимания предмета своего неравнодушия. Охваченный чувством, такой влюблённый испытывает невыносимые муки. Его терзает само чувство любви, но ему кажется, что это предмет любви мучает его, даже издевается. Будучи не в состоянии увидеть эту разницу, влюблённый надевает образ внешнего врага на того, к кому испытывает страсть. Но этот «внешний враг» продолжает прочно сидеть в душе, попавшего под его обаяние. Тогда в сознании влюблённого начинается целое противостояние  предмету своей любви. Твёрдо решив быть неприступным и отомстить своим равнодушием, презрением, влюблённый возводит внутри себя целые баррикады. При этом его неудержимо влечёт возможность хотя бы случайной встречи с тем, кто выпил у него столько крови. Одновременно человек, одурманенный  чарами своего внешнего врага, про себя же заигрывает с ним, кокетничает и сочиняет целый роман, в котором именно он, пострадавший, господин их отношений. На выяснение отношений с внешним врагом такого рода  иногда уходит целая жизнь.
.


Рецензии