История голландского коллектива Focus. Становление

       История этой голландской группы началась в 1969 году, когда известные на местной музыкальной сцене басист Мартин Дрезден и барабанщик Ханс Клеувер задумались о создании музыкального коллектива. Какое-то время они проработали в формате дуэта, пока к ним не присоединился клавишник и флейтист Тийс ван Леер. Он был выпускником Амстердамской Консерватории, набирал музыкальный опыт и оттачивал технику игры, работая в разных джазовых ансамблях. Это трио было задействовано для голландской постановки мюзикла «Hair» (Волосы). После работы над мюзиклом, ребята стали всерьёз задумываться о работе над дебютным альбомом, но им не хватало гитариста. На эту роль в коллектив был приглашён гитарист-виртуоз, бывший участник группы «Brainbox», Ян Аккерман. Ян с детства был поклонником таких джазовых музыкантов, как Уэс Монтгомери и Джанго Рейнхардт. Также, как и Тийс, он проходил обучение в консерватории и даже получал именную стипендию. После окончания учёбы он работал с такими коллективами как «The Hunters» и «Brainbox». Вот что говорил сам гитарист о периоде его работы с «Focus»:
-  «Focus» всегда для меня был одной из немногих групп, умеющих катализировать любовь к музыке. Нам удавалось превращать эту музыку в подобие театра. Я знаю, что никогда не расстанусь с гитарой и музыкой. Кому-то удаётся, и это - нормально. Каждый выбирает свой путь к Небесам. Не знаю, как попасть туда с помощью гитары, но это и не важно. Если кто-то говорит, что ему не понравилась моя музыка, это не причина бросать играть. Я это чувствую.
        В итоге, группа уже теперь в формате квартета собралась в Амстердамской студии для записи дебютной пластинки. Диск был записан в 1969 году в Амстердаме, а через год перезаписан в Лондоне. В целом альбом вышел более поп-ориентированным, по сравнению с последующими выпусками. Пластинка представляет собой смешение фолка, классики, джаза, рок-музыки с неплохими музыкальными находками, пусть и немного сыроватым по сравнению с со следующими релизами. Стоит отметить, что это единственный альбом группы, на котором Ян Аккерман не принял композиторского участия, композиторский дуэт Тийса и Яна начнёт формироваться на втором альбоме группы. Также большой вклад внесли Дрезден и Клеувер, которые наравне с ван Леером и подготовили материал альбома, получившего «In And Out Of Focus».
        Открывает лонгплей нежная «Focus (Vocal Version)», со спокойной мелодией и красивыми клавишными наплывами.
        Также заслуживает внимания вещь «Anonymus» с неплохой импровизационный работой всех участников коллектива.
        Закрученная композиция «Focus (Instrumental)» выбивается из поп-ориентированной музыкальной структуры альбома. Этюд в духе будущих творений группы.
        После выхода, пластинку ждал провал в чартах, в общем, она прошла малозамеченной. На лонгплее ещё не сформировалось «коронное» звучание группы и никаких хитов на ней не было.
        Некоторое время спустя, группу покидают сразу два члена ритм-секции – Мартин Дрезден и Ханс Клеувер. Вместо Дрездена на бас приходит Сирил Хаверманс, а на замену Клеувера за ударными приглашается коллега Аккермана по бывшей группе – Пьер ван дер Линден. В следующем составе группа вновь собирается на записи альбома под названием «Moving Waves» который принесёт ребятам настоящую Мировую Славу. На пластинке сформируется саунд коллектива. Пластинка была записана в апреле-мае 1971 года и вышла в октябре. Продюссированием альбома занялся Майк Вернон, который также будет работать с коллективом на протяжении фактически всех 70-х годов. Лонгплей представляет собой синтез джаза, хард и арт-рока, красивыми фольклорными виньетками.
      Открывает альбом визитная карточка группы «Hocus Pocus» с запоминающимся гитарным рифом Аккермана (вдохновлённым работами таких групп как «Black Sabbath» и  «Deep Purple»), прекрасными вставками Тийса на флейте и аккордеоне, также клавишник явил публике свой довольно сильный вокал в форме тирольских напевов (музыкант был поклонником формы пения под названием йодль. Также стоит отметить уверенную и математически точную работу ритм-секции в лице Хаверманса и ван дер Линдена.
     Прекрасный фольклорный мотив от Аккермана со вкусной гитарной работой под названием «Le Clochard». Слушается на одном дыхании.
     Продолжает плавное течение альбома композиция с мягкой игрой флейты от Тийса «Janis».
     «Moving Waves» одно из немногих вокальных произведений группы. Стоит отметить, что в за текстовую основу песни был взято стихотворение индийского поэта Иньята Хана.
     Закрывает альбом монументальное арт-роковый этюд «Eruption», который будет гвоздём многих концертных программ коллектива. Блистательная клавишная игра ван Леера, тихие соло ван дер Линдена и даже вставка гитарного риффа заглавной композиции от Аккермана. Красиво.
      После выхода альбома на группу обрушиться огромная популярность. Они проведут небольшое турне по странам Европы, в начале 1972 года посетят Великобританию. По окончании тура группу покинет бас-гитарист Сирил Хаверманс, чтобы заняться сольной карьерой (о творчестве этого музыканта будет отдельная статья). На его место придёт Берт Рюйтер и в следующем составе ребята займутся работой над пластинкой «Focus 3», которая выйдет в конце этого года.



                Владимир Курбалиев


Рецензии
Комментарий такой же, как и предыдущий!

Александр Ряхин   09.09.2018 22:47     Заявить о нарушении