История голландского коллектива Focus. Становление
- «Focus» всегда для меня был одной из немногих групп, умеющих катализировать любовь к музыке. Нам удавалось превращать эту музыку в подобие театра. Я знаю, что никогда не расстанусь с гитарой и музыкой. Кому-то удаётся, и это - нормально. Каждый выбирает свой путь к Небесам. Не знаю, как попасть туда с помощью гитары, но это и не важно. Если кто-то говорит, что ему не понравилась моя музыка, это не причина бросать играть. Я это чувствую.
В итоге, группа уже теперь в формате квартета собралась в Амстердамской студии для записи дебютной пластинки. Диск был записан в 1969 году в Амстердаме, а через год перезаписан в Лондоне. В целом альбом вышел более поп-ориентированным, по сравнению с последующими выпусками. Пластинка представляет собой смешение фолка, классики, джаза, рок-музыки с неплохими музыкальными находками, пусть и немного сыроватым по сравнению с со следующими релизами. Стоит отметить, что это единственный альбом группы, на котором Ян Аккерман не принял композиторского участия, композиторский дуэт Тийса и Яна начнёт формироваться на втором альбоме группы. Также большой вклад внесли Дрезден и Клеувер, которые наравне с ван Леером и подготовили материал альбома, получившего «In And Out Of Focus».
Открывает лонгплей нежная «Focus (Vocal Version)», со спокойной мелодией и красивыми клавишными наплывами.
Также заслуживает внимания вещь «Anonymus» с неплохой импровизационный работой всех участников коллектива.
Закрученная композиция «Focus (Instrumental)» выбивается из поп-ориентированной музыкальной структуры альбома. Этюд в духе будущих творений группы.
После выхода, пластинку ждал провал в чартах, в общем, она прошла малозамеченной. На лонгплее ещё не сформировалось «коронное» звучание группы и никаких хитов на ней не было.
Некоторое время спустя, группу покидают сразу два члена ритм-секции – Мартин Дрезден и Ханс Клеувер. Вместо Дрездена на бас приходит Сирил Хаверманс, а на замену Клеувера за ударными приглашается коллега Аккермана по бывшей группе – Пьер ван дер Линден. В следующем составе группа вновь собирается на записи альбома под названием «Moving Waves» который принесёт ребятам настоящую Мировую Славу. На пластинке сформируется саунд коллектива. Пластинка была записана в апреле-мае 1971 года и вышла в октябре. Продюссированием альбома занялся Майк Вернон, который также будет работать с коллективом на протяжении фактически всех 70-х годов. Лонгплей представляет собой синтез джаза, хард и арт-рока, красивыми фольклорными виньетками.
Открывает альбом визитная карточка группы «Hocus Pocus» с запоминающимся гитарным рифом Аккермана (вдохновлённым работами таких групп как «Black Sabbath» и «Deep Purple»), прекрасными вставками Тийса на флейте и аккордеоне, также клавишник явил публике свой довольно сильный вокал в форме тирольских напевов (музыкант был поклонником формы пения под названием йодль. Также стоит отметить уверенную и математически точную работу ритм-секции в лице Хаверманса и ван дер Линдена.
Прекрасный фольклорный мотив от Аккермана со вкусной гитарной работой под названием «Le Clochard». Слушается на одном дыхании.
Продолжает плавное течение альбома композиция с мягкой игрой флейты от Тийса «Janis».
«Moving Waves» одно из немногих вокальных произведений группы. Стоит отметить, что в за текстовую основу песни был взято стихотворение индийского поэта Иньята Хана.
Закрывает альбом монументальное арт-роковый этюд «Eruption», который будет гвоздём многих концертных программ коллектива. Блистательная клавишная игра ван Леера, тихие соло ван дер Линдена и даже вставка гитарного риффа заглавной композиции от Аккермана. Красиво.
После выхода альбома на группу обрушиться огромная популярность. Они проведут небольшое турне по странам Европы, в начале 1972 года посетят Великобританию. По окончании тура группу покинет бас-гитарист Сирил Хаверманс, чтобы заняться сольной карьерой (о творчестве этого музыканта будет отдельная статья). На его место придёт Берт Рюйтер и в следующем составе ребята займутся работой над пластинкой «Focus 3», которая выйдет в конце этого года.
Владимир Курбалиев
Свидетельство о публикации №218090901831