Голядь

Голядь - это название племени.

Цитата:

Го;лядь (др.-рус. Гол;дь) — балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI—XII веков, в верховьях реки Протвы (на территории современных Московской, Брянской, Смоленской и Калужской областей), между землями вятичей и кривичей. Археологически соотносятся к мощинской культуре.[1] Название племени (этноним) идентично прибалтийским галиндам.

Летописный регион голяди оставался недоступным для славянской колонизации до XV в., когда московские князья стали основывать города, что и привело к окончательной славянизации остатков балтского племени.[4]

По мнению ряда историков, первоначально (II век) голядь жила в Восточной Пруссии, а потом мигрировала на восток, в верховья Оки[5], где ассимилировала местных восточных балтов верхнеокской культуры. Возможно, одной из причин миграции была восточная экспансия бастарнов зарубинецкой культуры.

В настоящее время в Дмитровском и Клинском районах Московской области существуют деревни с названием Голяди.
В черте нынешней Москвы акты упоминают речку Голяданку, левый приток реки Москвы.
В окрестностях города Брянска известно село Голяжье основано в X веке (ранее переименнованное в Дмитриевское, ныне переименованно в Отрадное), впервые упоминаемое с начала XVII века.
В Комаричском районе Брянской области существует село Глядино с более чем тысячелетней историей.
---
А было ли это племя балтоязычным?
И не откочевало ли оно под влиянием того де славянского переселения из Западной Европы?
Куда-нибудь на юг, как например, аланы - осетины.

Очевидно, что в слове ГОЛЯДЬ - ЯДЬ - это множественное число, как например, в слове САФ-АТ-ОВО - где САФА - это огонь очага, АТ - много (см.тему "Истра и купола"). ЯДЬ - имеет внутри ЮС (см.тему "Юсы-лебеди"), что говорит о древности данного образования слова. О количестве - это окончание говорит и в небезызвестном, сильно распространенном до настоящего времени и нехорошем слове *л-ядь - при этом первая часть слова туманна.

Возможно, что и само-еды - это тоже само-яды - то есть их много.

В современном осетинском множественное число образуется присоединением ТЭ, как окончание слова. То есть аланский язык  в древности, возможно, был немного другим.

В мордовском языке такая же ситуация - множественное число образуется присоединением буквы Т.

--+
Я уже отмечала в теме "Самоеды", что ген данного народа (антропологического типа) имеет большой вес в генотипе уральских народов и других автохтонных народов Евразии.

Таким образом, ЯДЬ - наследие очень древних времён в названии племён и слов в русском языке.

---
Чего же много? ГОЛ - ов, САМ - ов, и в нехорошем слове - связей. Напомню, что путана - от слова "путаться", "запутываться" с связях, в том числе энергетических.

Как я отмечала ранее, ГОЛ и КОЛ - то есть шар и круг - одинаковы, только ГОЛ - трехмерен, а КОЛ - двухмерен. ГОЛ-ОВА(Л) - не совсем шар, немного вытянутый в виде ОВАЛа.

Где в топонимике или в словах есть еще "ЯДЬ" или "ЯТЬ"? Очевидно, что все те старорусские слова с буквой ЯТЬ, которые на сегодняшний момент эту букву "забыли" или выбросили.
---
Слова - существительные (я не беру глаголы), оканчивающиеся на ять:

 Слова из 4 букв с "ять" на конце:

зять пять

Оканчиваются на "ядь".

Слова из 4 букв с "ядь" на конце:

пядь

Слова из 5 букв с "ядь" на конце (4 слова):

*лядь глядь прядь

 
Слова из 6 букв с "ядь" на конце (4 слов):

голядь насядь пелядь челядь

Слова из 7 букв с "ядь" на конце (4 слова):

мокрядь рухлядь самоядь чернядь

Слова из 8 букв с "ядь" на конце (2 слова):

пестрядь стерлядь

Слова из 10 букв с "ядь" на конце (1 слово):

вдругорядь
---
Интересно, что голядь - много голов и челядь - много людей сразу встают в один ряд (где РЯД - тоже множество в одну линию).

---

Яд

Ряд

Слова из 4 букв с "яд" на конце (2 слова):

вряд уряд

Слова из 5 букв с "яд" на конце (4 слова):

заряд наряд обряд отряд

Слова из 6 букв с "яд" на конце (8 слов):

взгляд догляд зауряд змееяд навряд подряд разряд снаряд

Слова из 7 букв с "яд" на конце (2 слова):

перцеяд пригляд

Слова из 8 букв с "яд" на конце (7 слов):

боезаряд звукоряд недогляд перегляд подзаряд поднаряд подотряд
---

Слова из 5 букв с "яда" на конце (2 слова):

гряда наяда

Слова из 6 букв с "яда" на конце (2 слова):

коляда плеяда
--


Слова из 4 букв с "ята" на конце (2 слова):

мята пята

Слова из 5 букв с "ята" на конце (1 слово):

маята

Слова из 6 букв с "ята" на конце (2 слова):

ребята щенята (котята, лисята, крольчата и т.д.)

Слова из 7 букв с "ята" на конце (2 слова):

выжлята локаята

Слова из 8 букв с "ята" на конце (1 слово):

бесенята

Слова из 9 букв с "ята" на конце (3 слова):

дошколята коррелята чертенята




Все слова, оканчивающиеся на "адь", с "адь" на конце

11 слов из 4,5,6,7,10 букв (всего 11) оканчиваются на "адь".

Слова из 4 букв с "адь" на конце (2 слова):

кадь падь

Слова из 5 букв с "адь" на конце (2 слова):

гладь кладь

 
Слова из 6 букв с "адь" на конце (3 слова):

лещадь лошадь позадь

Слова из 7 букв с "адь" на конце (3 слова):

догладь площадь тетрадь

Слова из 10 букв с "адь" на конце (1 слово):

жилплощадь
---

ГОЛЯДЬ и ГЛЯДЕТЬ - получается, где-то одинаково.

Очевидно, что слова ЧЕЛ-ЯДЬ (ЧЕЛ - ОВЕК), ПЕЛ-ЯДЬ (ПЕЛЬ - ухо), ПЯДЬ (ПЫД - нога, стопа), РУХЛ-ЯДЬ (РУШ-ИТЬСЯ), СТЕРЛ-ЯДЬ, а также ЯД, РЯД (т слова, образованные от РЯД), ВЗГЛЯД, КОЛ-ЯДА - могут быть по происхождению ГОЛЯДСКИМИ. И даже слово ПЛЕ-ЯДЫ, казалось бы заимствованное - тоже.

Также обычное руское окончание ЯТА, АТА, АДА - в других словах может иметь окончание ЯДЬ.
Я не стала приводить слова на АТА, АДА. Слишком много.

---
Этимологию слова СТЕРЛЯДЬ привычно выводят из западных языков, но скорее всего это слово осталось от народа ГОЛЯДЬ. Возможно, этот народ имел не совсем славянский язык.

Цитата

Славянскую (русскую) этимологию слова «стерлядь» надо выводить, по-видимому, исходя из следующей структуры: корень, осложненный звуком [L], который может быть суффиксальным (Селищев отмечает -L- — суффикс существительных и прилагательных[26]), и суффиксом со значением собирательности -;dь[27]. По такой модели от корня *ruh- «движение» образовало рухлый «подвижный» и далее рухлядь «движимое имущество» < *ruh-L-ed.
Этот суффикс в современном русском языке выступает в двух фонетических вариантах: [’ад’] и (в говорах, не различающих заударные [’а], и [’е]) [’ед’][28]. Слова, образованные с этим суффиксом в литературном языке не многочисленны, в диалектной же речи распространены довольно широко[29]. В семантическом отношении существительные с этим суффиксом неоднородны, но среди них есть и такие, которые имеют собирательное значение[30].
Два существительных из тех, что образованы с суффиксом -ядь/-едь: пелядь (пеледь)[31] и трещедь[32] (трощадь[33]) представля-
111
ют собой названия рыб. Это значит, учитывая возможность областного оформления слов, что стерлядь/стерледь не является изолированным наименованием, а входит в, хотя и небольшую, систему слов,
Этимологическим корнем интересующего нас слова может быть один из следующих двух: *stьr- или *tьr-. При этом надо иметь в виду, что это фонетические варианты одного праиндоевропейского корня, представляющего собой соединение согласного звука с сонантным дифтонгом, имеющим ступени огласовки [е], [о] или нуль[34]. Чередование [st]/[t] обусловлено наличием или отсутствием так называемого подвижного [s][35] (ср. стенъ/тень (Даль IV, 351), сторчком/торчком (Даль IV, 332) в современном русском языке; стръбъкыи (Срезневский III, 562) трьпъкыи в древнерусском (Срезневский III, 1087).
Исходным у праиндоевропейского корня, выступавшего почти в сорока вариантах: *stei-/tei-, *stoi-/toi-, *sti-/ti-, *steu-/teu-, *stou-/tou-, *stu-/tu-, *stel-/tel-, *stol-/tol-, *st;-/t;-, *ster-/ter-,*stor-/tor-, *st;-/t;-, *sten-/ten-, *ston-/ton-, *st;-/t;-, *stem-/*tem-, *stom-/tom-, *st;-/t;-, было значение «стоять»;«торчать»;«шип»(т. е. нечто торчащее);«быть колючим»;«быть острым» и т. д., вплоть до отвлеченных переносных значений (ср., напр. *stьr-/*tьr-: стернь, стерня, др.-русск. тьрнъ «шип, колючка (Срезневский III, 1086), лат. stirps «ствол» (и т. д.). Представление о чем-то заостренном и было положено в основу названия рыбы, имеющей заостренные голову и хвост. О возможности именования рыбы по данному признаку свидетельствует обозначение одного из видов осетровых в русском языке словом «шип»[36], ср. также калмыцкое ;ow;leg «стерлядь» от ;ow°;er «острый» (Фасмер IV, 421). Латинское слово, предположительно обозначающее осетра, — acipenser,  — по мнению Эрну и Мейе, представляет собой сложение, в котором первая часть семантически связана со словами acies «острие» и acus «игла»[37]. Связь со значением праиндоевропейского корня «согласный + сонантный дифтонг» можно обнаружить в производных от него названиях и других рыб (не аципенсерид). Можно предполагать, что название ставрида восходит к др.-греч. ;;;;;;; «кол, шест, свая, крест», что щука имеет этимоном *steu-[38] (ср. др.-греч. ;;;;;;; «стою, нахожусь»). От корня с нулевой огласовкой дифтонга *stu-, возможно, образовано и древневерхненемецкое Sturio «осетр».
---

Чем может характеризоваться ГОЛЯДЬ? Конечно ГОЛОВАМИ. То есть поклонением солнцу (КОЛЯДА) и различного вида ШАРАМ (напомню, что ШАР с удмуртского языка - проявленный, где ШАЙ - тень, АР - год, годовой круг солнца).

Если вспомнить про неожиданное скопление каменных шаров в различных местах нынешней России (особенно в Карелии), то эти каменные шары имели сакральный смысл. Символизируя проявление тени в форму, зарождение разума в голове человека.

Также по слову ЧЕЛЯДЬ можно определить, кем оказались люди из народа ГОЛЯДЬ в жизни пришлых народов - в ряду слуг. Многие другие народы типа ГИЗЫ (см. тему "Гизы и звезды") оказались на уровне рабов, что осталось в словарях. Многие - попали в разряд неугодных, поскольку некоторые слова тюремного сленга имеют явное не русское, а уральское (удмуртское) происхождение (кореш, жиган, атас и т.п.)

Возможно также, что пляски ведьм на ЛЫСОЙ горе также относятся к культу поклонения ГОЛым шарам и черепам.
Говорящая голова из сказки Пушкина "Руслан и Людмила" возможно относится к той же серии, либо это была цепь круглоголовых сторожей для передачи сообщений типа башен у кавказских и других народов.
Черепа на заборе у Бабы-яги тоже скорее всего не для устрашения, а для поклонения ГОЛОВЕ и ШАРу.

---
Цитата:

Пе;лядь, или сырок[1] (лат. Coregonus peled) — озёрно-речная рыба, род сигов.

Длина тела до 55 см, весит до 3 кг. Обитает в бассейнах рек Северного Ледовитого океана от Мезени до Колымы. Питается ракообразными. Имеет промысловое значение, разводится также искусственно.
Пелядь легко отличить от других сигов по конечному рту, верхняя челюсть которого лишь незначительно длиннее нижней, и большому числу жаберных тычинок (49—68). Окраска пеляди: серебристая с тёмно-серой спиной, темнее, чем прочих сигов, на голове и спинном плавнике мелкие чёрные точки. Пелядь — высокотелая рыба, резко отличающаяся от вытянутых в длину, прогонистых ряпушек, тугуна и омуля. Тело высокое, сжатое с боков. Размеры пеляди — до 40—55 см, вес до 2,5—3 кг, реже 4—5 кг. Планктофаг. Пелядь населяет озёра и реки севера Евразии — от Мезени, на западе, до Колымы на востоке. В море она не выходит, лишь изредка попадаясь в слабосолёной воде Карской губы. Если омуль — проходной сиг, а тугун в основном речной, то пелядь можно назвать озёрным. Как правило, она избегает текучих вод, концентрируясь в поёмных озёрах, старицах, протоках. Нерестится пелядь также в озёрах. Эти особенности сделали пелядь желанным объектом акклиматизации в мелких озёрах прудового рыбоводства. В последнее время пелядью зарыбляют озёра северо-запада нашей страны, в которых раньше не было рыбы, кроме мелкого непромыслового окуня. У пеляди выделяют три формы: сравнительно быстрорастущую речную форму, которая обитает в реках и поёмных озёрах и созревает на 3-м году жизни; обычную озёрную, не покидающую озёр, в которых она родилась, и карликовую озёрную форму, с угнетённым ростом, обитающую в мелких озёрах, бедных кормовыми организмами. Карликовая озёрная форма редко достигает 500 г веса, как правило, гораздо мельче.

Озёрная и озёрно-речная рыба способна выходить в дельты рек Северного Ледовитого океана восточное Мезени. Весной, с подъёмом воды, молодь и взрослая пелядь расходятся для нагула по пойменным водоёмам — озёрам, затонам низовьев и устьевого участка. Со спадом воды происходит скат в протоки и реки.

Нерест — осенью, в период ледостава, с сентября по декабрь, в озёрах, в местах выхода ключей, и в реках, на галечном грунте. Плодовитость 5—85 тысяч икринок, диаметром до 1,5 мм. Развитие от малька до взрослой особи длится 6—7 месяцев.

Благодаря высокой пластичности и быстрому темпу роста пелядь широко акклиматизирована в озёрах и водохранилищах Центральной России.

---
И еще материалы по всяким разным шарам и конкрециям, и поклонение им.




Резные каменные шары — артефакты из раскопок Великобритании (в основном Шотландии), обычно круглой формы (реже овальные) с несколькими выступающими полусферами (от 3 до 160) на поверхности. Наиболее древние относятся к позднему неолиту (датировка основана на том, что они встречаются в контексте «лежачих кромлехов»), самые поздние — к раннему железному веку. На некоторых нанесён довольно сложный резной орнамент[1].

За пределами Шотландии отдельные экземпляры найдены в Ирландии у города Бэллимена, а также в Англии в Дархеме, Камбрии, Ловике и Брайдингтоне. Самые крупные шары (диаметром 90 мм) происходят из Абердиншира.

К концу 1970-х общее количество найденных каменных шаров составляло 387 штук[2]. Из них больше всего (169) было найдено в Абердиншире. К 1983 г. число возросло до 411 штук[3].

На абердинширских шарах обнаружены спирали или пластические орнаменты, подобные украшениям на желобковой керамике, характерной керамике позднего неолита, неизвестной на северо-востоке Англии, но распространённой на Оркнейских островах и в Файфе. Резьба на гробнице Ньюгрейндж в Ирландии обнаруживает значительное сходство с резьбой на ряде шаров. Треугольные и крестообразные изображения характерны скорее для шаров железного века, чем для более ранних[4].

Аналогичные каменные шары найдены на российском арктическом острове Чамп[1]. Также известны новозеландские валуны Моераки. Подобная крупная конкреция шарообразной формы диаметром 1,5 м обнаружена в Боснии.



Остров Чамп известен своими шарообразными крупными камнями — конкрециями[5], внешне схожими с каменными шарами Коста-Рики и шаровидными камнями многих других частей света. Конкреции острова Чамп иногда называют сферолитами, но это совсем не верно, так как, хотя эти камни и обладают шарообразной формой, геологи называют сферолитами совсем другое — шарики, состоящие из игольчатых кристаллов, растущих во все стороны из одного центра. Шаровидные конкреции образуются только на некоторых островах этого архипелага, причём крупные — лишь на одном или двух из 192 островов, составляющих архипелаг. Круглые камни разбросаны по всему побережью острова, выдвигаются всевозможные версии, в том числе фантастические — от результата омывания волнами до вмешательства инопланетян. Но механизм формирования шаровых конкреций таков: песчаники являются пористыми породами, при этом пространство пор заполнено минерализованными водными растворами. Если вода сильно минерализована, то со временем может начаться отложение растворённых в ней солей, в первую очередь карбонатов. Конкреции вообще и карбонатные конкреции в частности чаще всего начинают расти на какой-нибудь затравке (это вполне официальный термин). В качестве затравки (центра роста) для карбонатных конкреций могут выступать мелкие обломки ракушек (карбонатного же состава). Если карбонат отложился в каком-то одном месте, то это место становится центром роста, и последующее отложение карбонатов происходит рядом и вокруг.
Однако эти предположения не объясняют причин возникновения гранитных шаров. Хотя шары из песчаника, похоже, имеют естественное происхождение, гранитные экземпляры носят явно следы искусственного выравнивания и шлифовки.

Помимо Центральной Америки каменные шары обнаружены на побережье в Новой Зеландии, в Египте, Румынии, Германии, Бразилии, на Земле Франца Иосифа и в Кашка-дарьинской области Казахстана.

Гигантские каменные шары неизвестного происхождения обнаружены в Усть-Илимском районе (Иркутская область) рабочими Жеронского угольного разреза. Как рассказывают многочисленные очевидцы, летом 2008 года, при снятии верхнего слоя земли экскаваторным ковшом в стене вдоль борта, как в яичной ячейке, торчали шаровидные камни. При повторном срезе земли «мячи» выкатились один за другим.


В Крыму и на Кавказе можно встретить известные по всему миру «шары богов», как их окрестили сторонники палеоконтакта, причём некоторые из округлых камней действительно впечатляют своими размерами и правильностью форм. Но что это на самом деле — природные образования, так называемые шаровые конкреции, или всё же остатки материальной культуры наших далёких предков?
Крымские шарики

В Белогорском районе Крыма, недалеко от села Крымская Роза, можно встретить несколько шарообразных камней диаметром около одного метра. Они лежат на дне современного карьера, и считается, что шары образовались естественным путём подобно тому, как образуется снежный ком. Геологи называют их шаровидными конкрециями, и это довольно редкие для Крыма природные образования. Хотя в мире известно множество мест, буквально усеянных шарообразными камнями разного диметра, — от Земли Франца Иосифа до Новой Зеландии. Если говорить о каменных сферах в Коста-Рике, идеально круглых, то об их происхождении и предназначении учёные спорят до сих пор. Если прежде выдвигалась теория о том, что камни приобрели шарообразную форму естественным путём в результате действия воды, то сейчас доказана её абсолютная несостоятельность. Историки пытаются приурочить шары к тем или иным археологическим культурам Центральной Америки и датируют II–I тысячелетиями до нашей эры. Есть предположение, что это были символы небесных светил либо обозначения границ между землями разных племён.

---
Цитаты по Лысым горам:



Лы;сая гора; — элемент восточнославянского фольклора, связанный с колдовством и сверхъестественными силами.

Согласно легендам, ведьмы и другие сказочные существа регулярно собирались на «лысых горах», где устраивали шабаши.

Достоверных сведений о происхождении культа лысых гор нет. В списках исследователей числятся десятки предполагаемых «лысых гор» на Украине и в Польше. Наиболее известной из них является Лысая гора в Киеве. «Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится, собственно, на Украине, а Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш…» — писал В. И. Даль в работе «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа»[1]

Восточнославянские страны — Лысая гора
Польша — Лыса-Гура
Германия — Brocken, Blocksberg
Швеция — Bl;kulla, H;klefj;ll
Норвегия — Bloksberg, Domen
Дания — Bl;kulla, H;klefj;ll, Bloksberg
Исландия — Vala kyrkja
Финляндия — Ky;pelinvuor

Само не хорошее слово *лядь - стало нехорошим не так давно с введением запрета Екатерины второй на употребление этого слова. До того оно широко использовалось в церковном языке для обозначения ереси и богопротивного. Судя по наименованиям Лысых гор в различных культурах (см.выше), то *лядь - это была женщина-ведьма как раз с Лысой горы. Самое интересное, что она связана с БЕЛым цветом, как раз потому, что поклонение производилось солнцу.

---
Возможно, что слова "лошадь" и "площадь" также голядские.

Площадь - много плоских камней?
А вот лошадь?

---


Очевидно, что САМО-ЕДЫ  (см. тему "Самоеды")  это трансформация ЯДЬ (с ЮСОМ) на конце. ЮС в данном случае обозначает такое же множественное число, как в словах ГОЛ+ЯДЬ, САФ-АТ-ОВО.

Таким образом древнейшее население имело немного не совпадающее с нынешними мордовским и осетинским языками окончание для множественного числа. И естественным образом, находится вне балтийских языков и других языков, которые образуют множественное число присоединением буквы С.

Я, конечно, не лингвист. Только, наверное, можно провести параллели, исследования, которые укажут на принадлежность данного народа к современным потомкам. Скорее всего, под натиском с запада, как САМОЕДЫ, так и ГОЛЯДЬ - ушли с хорошо обжитого места в тайгу на севере, востоке, или даже откочевали на Кавказ.

Так называемый "самоедский" ген (аллель) присутствует во всех автохтонных народах Севера России, Урала и Сибири в разном соотношении. И потому, возможно, что голядь и голядский язык вовсе не умер, а существует в данное время под другим названием.

Ну а то такие САМО+ЯДИ - это не те, кто ЕСТ, а те, которые САМ-остоятельны и их много.

---
Возможно, что МОН-ГОЛ-Ы имеют родство с ГОЛ-ЯДЬЮ, поскольку тоже имеют в своём названии ГОЛ. И тогда можно ожидать, что шабаши на Лысой горе свойственны и этому племени. Впрочем, шаманство у монголов до сих пор не исчезло.

Возможно, что ГОЛ-ЛАНДЦЫ - это и есть те самые ГОЛЯДИ, которые остались в истории на территории современной России.


Рецензии