Жизнь поэта 8-я книга стр. 61-80 пр. 3

ми и через десять минут сели на проходящий экскурсионный автобус. Водители всегда подрабатывали и делились с гидом. Нанули, попрощавшись, осталась, а мы поехали дальше. Ведь мы были законными мужем и женой, по закону гор.
   Час, до отхода моего автобуса, пролетел, как одна минута. Когда объявили посадку и все пассажиры расселись по местам, я всё ещё висела на его шее и плакала, а он, молча, вытирал мне слёзы своим платком.
-;;;;, ;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;? (женщина, это ваш муж?)
-;;;, ;; ;;;;;;; ;;;! (Нет, это брат мужа!) ;; ;;-;;; ;;;;;. ;;;;;;; 4 ;;;;. Он уходит в армию,  моряком, на четыре года.
-;;;;;;;, ;;;; ;;;;;;;;;;! – сказал водитель, а затем тоже самое  повторил  на  русском:  Ничего,  скоро вернётся.
-Но его забирают в Японию, в какой-то Владивосток, и его там могут убить проклятые  японцы – сказала по-русски я и вновь заплакала. Я не хотела расставаться и умышленно тянула время.
-Не плачь Этери, я там женюсь на японке и привезу  оттуда узкоглазого сына – япончика. – сказал он тоже по-русски и сузил глаза руками. Пассажиры, наблюдав-шие за нами, засмеялись, даже те, кто совершенно не понимал русского языка.
;;;;;;;! – (Поехали!) – сказал водитель и стал включать скорость.
  Ванечка еле оторвал меня от своей шеи и затолкал в автобус.
-Я тебя люблю! Береги себя! –крикнула я, в пока ещё не закрытую дверь автобуса.
-;; ;;;  ;;;;;;;;;! ;;  ;; ;;;;  ;;;;;;;;;;;;! – Я тебя  люб-
61
лю! И не забуду! – крикнул он.
-Женщина, это не брат твоего мужа! Это – твой муж!! Зачем ты обманываешь нас? – сказала по-русски одна  из пассажирок.
   Автобус тронулся.
-;;;;;;;; ;;;! –(счастливой дороги) – крикнул он вслед, и слёзы навернулись на его глазах.
   А потом он написал мне в письме:
   Автобус отдалялся, а я долго смотрел ему вслед. Сердце стучало и говорило: ты навсегда провожаешь свою любовь, настоящую любовь. Ведь ты полюбил её? Смотри, она стоит у тебя перед глазами.
   Этери, действительно стояла у окна и махала мне рукой, но сзади неё стояла Людмила и презрительно улыбалась. Так кого же из них я любил? Так кого же из них я люблю?
   Да, Этери! У вас была красивая встреча, красивая любовь и красивое расставание. А у меня с ним, получасовая глупая встреча, сумбурная любовь с белыми и чёрными полосами, и такое же глупое расставание. И из твоего, неполного рассказа, я поняла, что и по праву и по закону гор, он принадлежит тебе. Давай выпьем за тебя и за него!
   Мы выпили.
-Люда, сейчас, он никому не принадлежит! Ни мне и ни тебе! Как небо, море, земля, воздух. Всем и никому. Но встретившись с ним и ты, и я, познали чуточку счастья. И за это нужно сказать судьбе спасибо! А почему ты кусаешь себе губы, даже кровь выступила.
-Хочу сама себя сожрать!  Почему  же  его  так  долго нет!
62
-Мало ли что может быть? Машина сломалась, пробка на дороге и всякое другое.
-Он вчера снова нализался дармового вина из этого их марани. Ты знаешь, сколько там больших тысячелитровых бочек? А кувшинов больших и маленьких?
-Люд, у нас тоже свой виноградник, правда, небольшой участок, но муж работает на колхозном, и приваровывает. Все воруют. Так у нас в марани, тоже две тыся-челитровых бочки.
-Так, вот он вчера напился и пьяным сел за руль. Я боюсь за него!
-А я боюсь за Назико! Чтобы с ней ничего не произошло?
-А что с ней может произойти? Пашет, сейчас с дедом и родителями на винограднике.
-Посмотрим, что скажет Бесико, когда приедет. А он, кажется, приехал, слышала сигнал?
-Выгляни в окно!
-Мои шалопаи уже на заднем сиденье машины.
-Собираемся, Этери!
-Давай, позовём Бесико и расспросим. А он уже и сам чуть ли не бежит сюда.
-Здравствуйте, девочки! Извините, задержался.
-Вчера снова было застолье?
-Как обычно, Люд, но скромное. Я вчера не перепил.
-А почему тогда задержался? Подвозил Колю-ботаника в юбке?
-Из-за Назико. С ней творится что-то непонятное.
-Говори, быстрее, что с ней!
-Люд, помолчи! Бесико, присядь за стол, вот я налила тебе полный бокал, а нам, с Людой, по половинке, и спокойно всё расскажи. Начни с вчерашнего вечера. Ты не заметил, какие нибудь странности у неё, Назико?
63
                ЖУЖУНА.
-Нет, вроде ничего! Хотя подожди! Я, как приехал, тётя Жужуна сразу спросила, а где Люда. Я ответил, что осталась у подруги Этери, с которой вместе отдыхаем на море. Она язвительно улыбнулась, но ничего не сказала.
-Бесико, зато я знаю, что она подумала. Помнишь, когда мы приехали, в первый день, и ты открывал ворота, чтобы загнать машину, пятилетний Мишико побежал к бабушке и закричал: «-бебиа руси бози мовида!» А что такое бози я уже знала.
-Люд, не стоит на это обращать внимания! Сказал и сказал, и что с того?
-Он же на меня сказал, Бесико, а не на тебя!
-Люд, помолчи, а? А то мы перейдём на грузинский.
-Что за ультиматум, Этери? Я могу и выйти к машине. Говорите хоть на грузинском, хоть на китайском.
-А что было дальше, Бесико?
-Мы с бабкой готовили ужин и разговаривали о моих родителях. А, потом, когда все пришли с виноградника, ходили в душ, согласно, их ранга, и садились за стол.
-А Назико? Ты рассказывай о ней всё подробно, раз с ней что-то творится, как ты сказал, надо понять почему?
-А потом появилась она, нарядная и, как обычно хотела сесть возле матери, но потом пошла к бабушке и что-то тихонько спросила. А та, так же тихо ей ответила. И тогда Назико пулей умчалась к себе наверх и больше не появлялась. А утром отказалась со всеми разговаривать и выходить на работу. Когда Ждумбери с сыном и невесткой ушли на работу, Жужуна позвала меня, и мы пошли к Назико.
-Зачем вы пришли, уходите!
-Ты, заболела, внучка?
-Отстань, бабушка?
-Давай, вызовем врача!
-Не нужен мне никакой врач, уходите! Все уходите, я не хочу никого видеть!
64
   Когда мы вышли, тётя Жужуна, сказала, что пойдёт на почту и оттуда вызовет из Махарадзе врача. В деревне же поликлиники нет.
-Зачем врача? Он неизвестно когда придёт. Надо вызывать сразу скорую! Поехали, я довезу до почты, а оттуда поеду на море.
   Из поликлиники ответили, что машина скорой всего одна и на выезде. Будет часа через три четыре. И участковому врачу, тоже не на чем ехать, если у вас есть машина, приезжайте сами за ним, или привозите больного.
-Тётя Жужуна, я съезжу в поликлинику и привезу участкового врача. Сама она в поликлинику не поедет.
   В поликлинике я полчаса ждал, пока участковый врач, старик, лет под шестьдесят принимал двух больных.
   Когда Назико увидела врача в белом халате, чуть не запустила в него тарелкой с лобио, что ей принесла бабка. Мы целый час уговаривали её, а она молчала и только большими своими красивыми глазами смотрела в потолок. А в них стояли слёзы.
-Извините, любезный, но больная отказывается от осмотра. Или сажайте её насильно в машину или подпишите вот здесь – отказ.
   Я подписал и повёз врача, в Махарадзе, а оттуда к вам. Вот так полдня и прошло.
   Я сидела, сжавшись, как мышь перед кошкой и дрожала, то ли от жалости к Назико, то ли от жалости к себе, то ли от страха. Сучка же я! Втянула юную глупую девчонку, почти ребёнка, в эту историю. В противозаконную  половую любовную связь. А Этери – Молодец! Не бросает на меня презрительных взглядов.
-Бесико, я знаю её болезнь!
   Я испугалась! Сейчас она всё выложит Бесико. И я уже сегодня поеду в Батуми покупать билет на самолёт, или на теплоход до Одессы. Зато там, потрахаюсь с морячками.
-Этери,  он,  участковый  врач,  с  его тридцатилетним
65
стажем, видя больную на расстоянии вытянутой руки, не смог определить её болезнь, как могла определить ты, не видя её?
-Сколько ей лет, Бесико?
-Бабушка сказала, через две недели будет шестнадцать, но ты знаешь, что грузинки созревают быстро. Ей можно дать и все восемнадцать.
-Да, зато грузинки и увядают быстро. Иногда, в сорок лет становятся старухами.
-Тебе тоже около сорока, а ты не выглядишь старухой!
-Потому, что не рожала детей и не делала аборты. А ты в шестнадцать, хотел девочку?
-В это время нет парня, который не хочет девочку.
-Это у мальчиков. Но им, красавцам, девочек, часто заменяет спорт или другие развлечения, а у девочек, в это время кипит вулкан между ног. Вот и у Назико, её вулкан Везувий,  проснулся, и она начала бесится. А такую болезнь лечат только двумя способами, первым – выдают замуж, укладывая её в постель самца или вторым – перекрывают ей задвижку на манде из головы, внушая, ей, что нужно остепенится, подрасти. Первый метод отпадает, так, как у неё нет жениха.
-А, может, у неё есть, жених, Этери!
-Люд, закрой свой рот! И сиди, помалкивая! Значит, остаётся второй способ утихомирить её, внушением.
-Этери, это всё из области научной фантастики. Мне в это не верится!
-Ты – мужик, Бесико, можешь не верить! Я, кроме того, что преподаю литературу, в школе, ещё и занимаюсь такими подростками, особенно девочками. Умею находить к ним подход. Бесико и Люда, если вы хотите, чтобы она выздоровела, я могу поехать и попробовать ей помочь. Но для этого придётся оставаться у вас, хотя бы сутки. Конечно, как и всякий врач, я гарантии не даю!
-Люд, ты - за?
-Я, как скажешь - ты! Ты же муж!
66
-Тогда я пишу записку Нанули, чтобы меня не теряла, и в путь!
   По пути в Махарадзе, я заснула в машине. Пьяным бабам чаще всего окружающие события до лампочки.
-Бесико, как приедем, зайдём с тобой к Назико вдвоём.  Люду, к Назико не пускай! Иначе она, своими, иногда, не своевременными шутками и выходками, может ис-портить всё. А меня представишь Назико, как знакомую, что училась с тобой в Киеве, хотя я там никогда не была, в педагогическом институте, который находился рядом с твоим строительным институтом и наши общежития были рядом. Бабке скажи тоже самое. Пусть лучше она, обеспечит врачу её внучки жильё на сутки. И врачу и её детям. После нас, запустим к Назико моих мальчиков, они почти - ровесники. Мои шалопаи на полгода старше.
   Бесико сразу подошёл к тётке и что-то долго ей объяснял. А потом разбудил Людмилу, и мы втроём пошли по лестнице на второй этаж.
-Я хочу  поздороваться с Назико!
-Остынь, Люд! И не зли меня! Сиди в комнате и не высовывайся! Я добрая грузинка, а когда меня разозлят, в общем, ты поняла!
   Мы вошли вдвоём в комнату Назико.
-Бесико батоно, кто эта женщина и что ей здесь нужно?
-Это – Этери, мы с ней учились в Киеве. А, сейчас, она отдыхает в Кобулети с детьми, и я пригласил их к нам.
-А зачем ты привёл её сюда, ко мне в комнату?
-Она работает в грузинской школе преподавателем литературы и психологом,  и помогает таким девочкам, как ты, разобраться в своих чувствах.
-Мне её помощь, не нужна! Я сама разберусь! Пусть уходит!
-Она не собирается делать тебе уколы и назначать лекарство, только хочет поговорить с тобой.
67
-Я не хочу с ней, ни о чём говорить! Пусть уходит!
-Бесико, посмотри, чем там занимаются мои сыновья! Пусть не выходят со двора.
   Когда они остались вдвоём, Этери сказала:
-Девочка, а ты даже намного красивее, чем говорила Людмила!
-Она приехала? Где она? Я хочу её видеть!
-Назико, давай поговорим о наших с тобой секретах.
-У меня с тобой нет никаких секретов!
-Верно! Секреты у тебя с Людмилой!
-А тебе, какое дело?
-Большое! Она жена твоего дяди и моего старого хорошего друга, и я не хочу, чтобы они расстались из-за тебя! А ты хочешь?
-Нет, не хочу! Я не хочу, чтобы кто-то причинял Людмиле боль!
-Добавь – моей Людмиле! Ведь она же, сейчас, принадлежит тебе, а ты ей?
-Откуда ты знаешь?
-От Людмилы.
-Значит, она предала меня и ушла к тебе и вы вчера ночью всё время были вместе, а я - страдала.
-Да, мы вчера всю ночь были вместе, и она всю ночь плакала, так хотела встретиться с тобой, а я её не пустила.
-Зачем ты делала это?
-Чтобы спасти её и твою честь, и вашу репутацию. Ты её сильно любишь?
-Она самая красивая на свете!
-Она мне говорила то же самое, что ты самая красивая на свете. И вы были обе правы. Вы самые красивые женщины на свете.
-Но ты тоже красивая, хоть и старше Людмилы.
-Лёд тронулся!
-Я не поняла!
-Ты читала книгу об Остапе Бендере?
-Кто это такой?
68
-Один красивый парень из Москвы. Он очень любил красиво жить, и когда ему это удавалось, говорил, что лёд тронулся. А в Москве много зимой льда. Ты, если станешь усиленно учить русский язык, можешь поступить в институт, в Москве.
-Мой дедушка тоже хочет, чтобы я учила русский язык.
-Он правильно тебе говорит.
-Меня учила Люда. Но я и сама учила, чтобы говорить ей красивые слова: -Я тибе лиублу.
-А она тебе говорила по-грузински: -Какие у тебя красивые губы!
-Да, почему Людмила не заходит? Я хочу её видеть!
-Ты лежишь под покрывалом совсем раздетая, даже без трусиков?
-Да, откуда ты знаешь?
-Я же психолог и вижу насквозь таких юных и влюблённых девушек. Значит, ты хочешь видеть Людмилу?
-Очень!
-Сейчас, я зайду в её комнату, скажу, чтобы она тоже совсем разделась и приведу её к тебе. Она устроится у тебя под покрывалом, и вы станете любить друг друга.
-При тебе?
-Я – уйду! Зачем мешать влюблённым? Зачем вам мешать?
-Ты, что сошла с ума?
-Это вы сошли с ума! Вам нужно забыть друг друга!
-Я её никогда не забуду!
-Она тебя тоже. Носит твою фотографию с собой. Которую ты ей предлагала как пот (опли). В грузинском языке буквы Ф нет. Скажи фото!
-Пото.
-Фото, фото, фото!
-Пфото.
-Тебе нужно учиться, а не заниматься глупостями!
-Любовь – это не глупости!
69
-Да, любовь – это не глупости! А состояние души!
-Ты, сейчас, сказала по-русски и я ничего не поняла!
-;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;;.
-Наверно так, я не знаю. Я не психолог.
-Но твоя душа, твоя психика ещё очень слаба, как  цыплёнок у наседки.
-Как индюшонок, они слабее и их намного труднее вырастить. Бабушка кормит их из рук насильно. Но многие погибают.
-Ты тоже можешь погибнуть, если станешь любить только женщин и девушек. Такая любовь не приносит счастья. Если узнают о вашей красивой, но грешной любви, то будет плохо всем. Особенно твоим родителям и бабушке с дедушкой. Даже пострадает твой маленький брат Мишико. Ты его любишь?
-Сильнее всех на свете!
-Сильнее Людмилы? Что ты молчишь? Отвечай!
-Да.
-Видишь, всем станет плохо. А больше всех пострадает Людмила!
-Почему?
-Ты ещё несовершеннолетняя. А за совращение малолетних положена тюрьма. А у неё есть маленький сын, чуть старше Мишико. И она уже полтора месяца носит в животе ребёнка Бесико.
-Но она меня не совращала! Это я первая потащила её в свой тайник и там стала целовать. И о детях она ничего не говорила.
-Потому, что ты не знаешь русского, а она грузинского. Девочка, тебе нужно с ней расстаться! Забыть о ней, только тогда ты спасёшь и её и себя. Но женщины в её возрасте слабее в любви, чем такие девушки, как ты. Ты сильнее её и должна первая перестать с ней общаться, только вежливо здороваться и делать вид, что не заме-чаешь её.
-Я, наверно, не смогу!
70
-А ты попробуй! Ты же сильная!
-Тётя Этери, а ты не скажешь Бесико о нашей любви с Людмилой?
-Если бы хотела, то давно бы уже сказала. Хочешь, я позову сюда своих мальчиков? Они твои ровесники. Два брата близнеца: Алик и Шурик, Александр.
-А они красивые?
-Красавцы, Только ты их не сможешь различать. А ещё они очень весёлые и смешные.
-Но я, же раздетая и не причёсанная.
-Встань и оденься.
-При тебе?
-Я не мужчина, а женщина. А, потом, вы видели друг друга с Людмилой, голыми и даже лежали друг на друге.
-Она тебе и это рассказала? Предательница!
-Женщины не умеют держать секреты. Поэтому о вашей любви скоро все бы узнали.
-Хорошо, я стану одеваться при тебе, но вначале причешусь перед зеркалом. Что ты на меня уставилась?
-Какая ты стройная и красивая! Я бы тоже не удержалась?
-От чего?
-Чтобы пригласить тебя на роль героини, если бы была режиссёром и снимала индийские фильмы.
-Они тебе нравятся?
-Да, а тебе?
-Очень! Особенно когда показывают свадьбу и кладут в кровать невесты цветы.
-А когда у тебя будет свадьба, ты хочешь, чтобы у тебя на брачном ложе были цветы?
-Не знаю! Я за мужчину замуж не выходила.
-Боже мой, какой же ты ещё глупый ребёнок?! Красивый ребёнок! Но это уже Этери сказала по-русски.
-Тётя Этери, я надену вот это платье, в котором я два раза приходила к Людмиле. Оно ей очень нравилось.
-А мне не нравится. У Людмилы  совсем  нет  вкуса! И
71
моим мальчикам оно не понравится. Примерь другое!
-Вот это.
-Это лучше. Надевай. А когда вы встречались с ней, какую причёску ты делала?
Просто распускала волосы. И Людмила ими играла, то с плеч убирала на груди, то с грудей на плечи.
-Такая причёска тебе тоже не идёт. Заплети их в косу и пусть она свисает сзади, как у всех грузинок.
-Вот, так красиво?
-Очень, я зову мальчиков?
-Зови!
-Мальчики, заходите!
-Мам, а она, правда, красивая! Я уже поспорил с Шуриком, на пять мороженых, что она будет моей.
-Мам, Алик проспорит.
-Тётя Этери, они, что русские? Я опять ничего не буду понимать!
-А они красивые?
-Да, оба.  И оба одинаковые.
-Вот это - Алик, а вот это - Шурик.
-Если бы они были грузинами, или, хотя бы понимали наш язык!
-Назико, -сказал по-грузински Шурик, - я ещё никогда не встречал такую красивую девушку!
   И он взял её за руку, а она не отняла. И они стояли и смотрели друг на друга.
-Мам, а я, кажется, проиграл пять мороженных этому барану.
-Сынок, ты почти всегда выигрывал у него пари, а в любви он тебя обскакал, потому, что ты оболтус, а он джентльмен.  Но вы из-за неё не ссорьтесь и не ходите с ней в деревню, иначе вам за неё начистят морды. У такой красавицы немало поклонников.
Алик молчал, но его мозг усиленно работал. Он взял со стола кисть чёрного винограда, подошёл к ним, смотревшим друг на друга, и сказал уже по-грузински:
72
-Назико, мой брат Шурик, сказал, что ты самая красивая. Но он не заметил главного, что твои чёрные глаза, чернее этого винограда, а губы слаще его! Открой рот и я положу туда его.
   Она открыла, и он положил ей в рот виноградинку.
   Тогда она отщипнула две штуки и положила им в рот. И они засмеялись. Вот так и приходит любовь. Настоящая любовь между мужчиной и женщиной.
-Назико, ты присматривай за мальчиками! И ничего им не позволяй! Если они захотят тебя поцеловать, разреши им только по разу, нет, по два раза, только в щёку.
-Назико, а меня ещё и в губы, потому, что я в тебя влюбился.
   И Алик взял её руки в свои.
-Шурик, -сказала Этери по-русски, - опять Алик тебя обскакал, это потому, что ты не любишь рыбу и совсем её не ешь. Поэтому твои мозги так плохо работают. Придёт-ся тебе отдавать ему своё мороженое.
   Алик тоже перешёл на русский:
-Мама, я выменяю его мороженное на поцелуи, если она захочет нас поцеловать, в щёки, разумеется.
   Они, хохоча, вышли из комнаты, забыв обо мне. А я взяла другую кисть винограда и пошла в комнату Люды.
   Они сидели, взявшись за руки.
-Этери, мы слышали смех ребят и Назико, что ты с ней делала?
-Промывала мозги, Бесико!
-Ну, и как промыла?
-Промыла, Люд, только не полностью. Маленькие пятна ещё остались. И если их спровоцировать то они превратятся в большие и вылезут наружу и тогда все увидят, что это за такая странная болезнь. Так, что лучше их не провоцировать.
-Этери, вы говорите какими-то загадками?
-Бесико, это об особенном строении женского организма. Можешь обрадовать бабку, об излечении внучки.
73
-Тогда я пошёл.
-Этери, спасибо!
-Люд, мне сегодня хочется отмыться от твоего дерьма, то есть напиться!
-Пошли и мы к бабке. Они, с Бесико, уже, наверно, отмечают её выздоровление.
   Когда мы подходили бабка, злобно сверкнув глазами на Людмилу, что-то сказала Бесико.
-Этери, что эта жаба говорит? Явно обо мне.
-Она сказала ему:
-Пока птенчик ещё только оперился, прыгает, но не умеет летать, блудливая кошка всегда будет крутиться рядом.
-Интересно, и к чему она это сказала, Этери?
-Откуда я знаю, Люд? Я же не слышала начало их разговора.
-Дочка, Бесико сказал, что ты не против остаться у нас переночевать?
-Да, если вы не будете возражать? Меня зовут Этери.
-Я знаю. Бесико уже говорил.
-Бесико, ты посиди со своей... женой, а я покажу комнаты для Этери и её мальчиков.
   Когда мы стали подниматься на второй этаж, бабка сказала:
-Спасибо тебе, Этери! Я вечная твоя должница!
-Бабушка, но я, почти ничего и не сделала, Назико не болела, просто у неё было лёгкое женское недомогание.
-Я знаю об этом. А спасибо тебе, что ты спасла нас всех от позора!
-Какого позора? Я ничего не понимаю!
-Ты прекрасно всё понимаешь. Вот эта комната – твоя. Давай присядем на кровать, болят суставы, но не от старости, а от сырости. Я всегда эту комнату держу для  сестры Марго, которая младше меня на двадцать лет, матери Бесико. Когда она приезжает в гости, с мужем Гоги, всегда говорит мне:
74
-Жужуна, эта кровать – волшебная. Она лечит от старости. На ней Гоги залезает на меню каждую ночь, а то и по два раза. А дома, в Тбилиси, раз в неделю или даже в месяц.
   Когда Марго написала мне, телефон у нас только на почте, что Бесико встретил русскую женщину и они живут уже вместе, я ответила, скажи ему, пусть одумается и бросит эту русскую бози, разве мало красивых грузинок или армянок? Честных и преданных девушек или вдов, которые постоянно ходят в чёрном, после смерти мужа. А она мне ответила, что говорила с этой Людой по телефону и у неё ангельский голос. У Маквалы Вахнадзе, нашей соседки слева, тоже ангельский голос, а жало, как у змеи. Мы с ней не разговариваем уже полтора года. Мои индюшки пролезли через её забор, и она одной сломала ногу, правда, нестись она не перестала.
-Кто, Маквала?
-Индюшка.
   Было смешно и интересно слушать бабкин рассказ. Бедная старуха, целый день одна и разговаривает только с курами и индюшками и с внуком Мишико, когда он под-бежит к ней.
-И тут они приехали. Первым увидел их Мишико и закричал: «-бэбиа, бэбиа, руси бози мовида!». Бесико промолчал, а эта красивая бози не понимала по-грузински. А потом она ещё и обслюнявила меня.
-Бабушка, зачем ты это всё мне рассказываешь? Разве у тебя нет других дел?
-Полно, но я их, многие, запустила из-за них, моей милой Назико и этой бози Людмилы.
-Причём здесь они?
-Ты думаешь, что я старая, выжившая из ума бабка? Я ещё не старая и очень наблюдательная. Этери, ты спасла нас от позора и я должна тебя отблагодарить. Я хочу подарить тебе старинный браслет, который остался мне от матери.
75
-Тётя Жужуна, можешь ты, наконец, сказать, от какого позора?
-Доченька, если ты будешь терпеливой и выслушаешь до конца, то всё поймёшь. Или ты торопишься к ним, чтобы глотать с ними вино? Так, оно у Жужуны спрятано во всех углах. Так, давай мы откроем с тобой бутылочку, которая стоит закрытой уже год и винный Дух, который живёт в вине, просится наружу, ему надоело сидеть вза-перти. Ты будешь белое или красное?
-Я больше люблю красное.
-Я тоже! Хотя винный Дух живёт и в том и в другом вине, но в красном ему лучше, потому, что оно не такое сладкое, как белое, а он винный Дух, не сладкоежка, как мой Мишико. Только, вот перестал есть чурчхелу – обожрался. Я не люблю тосты! Пустая болтовня. А мой болтун Джумбери, заучил их пару десятков, и каждый день говорит одно и тоже. Он считает себя тамадой. И, хотя пьёт, даже больше меня, но его никогда, ни на одном застолье, не выбирают тамадой. Давай выпьем за тебя, Этери!
-И за тебя, бабушка!
-Не называй меня больше бабушка! Я, если этот болтун Джумбери, месяц не залезает на меня, сама тащу его на эту волшебную кровать и залезаю на него. И ему тоже нравится, когда я наверху. Почему ты смеёшься?
-Представила такую картину; бодрая бабушка катается на бодром дедушке. И долго ты так сидишь на нём, бабу.., тётя Жужуна?
-Пока из него, старого ишака не выйдет весь пар.
   Вино было прекрасным и глаза у бабки сразу загорелись блеском.
-О чём я тебе рассказывала, забыла?
-О том, что ты наблюдательная.
-Так, вот, когда у нас было первое застолье, эта Люда бози бросала взгляды на Назико, я думала, что она приревновала её к Бесико. А потом, она стала шептать что-то мужу, а он после подозвал Назико и тоже стал что-то  ше-
76
птать ей. И хотя я очень прислушивалась, но из-за этого крикуна тамады Джумбери ничего не было слышно. А, потом Назико схватила за руку Люду-бози и они убежали. Их не было больше двух часов. За это время можно было переловить всех светлячков не только в нашем дворе и винограднике, но и во всей Грузии.
-В Грузии светлячки не везде есть. Это теплолюбивые насекомые. А где холодно они не живут.
-Так, вот, когда они пришли, то у этой бози на ресницах сидели светлячки, а глаза излучали похоть. А моя девочка Назико, хотя и прятала взгляд, у неё тоже были ра-достные и счастливые глаза, как у меня, когда меня в первый и последний раз поцеловал Гурам, уходивший на фронт. Если бы он остался жив, разве я вышла бы замуж за этого болтуна Джумбери? Девочка, давай выпьем за Гурама! Он был самым красивым грузином Грузии!
-Даже красивее чем Вано?
-Вано был кривоногим и глухим, поэтому его и не взяли на фронт. А, потом, из-за глухоты, его переехала арба, гружённая кукурузой и он, промучившись, пять суток в больнице, в Махарадзе – скончался.
   Мы выпили и бабка прослезилась.
-А, что было дальше, тётя Жужуна?
-А, что дальше? А дальше пришли сваты, родители Джумбери и меня выдали за него. А через год и его забрали на фронт. Но я сильно плакала, потому, что полюбила его больше Гурама. С ним так хорошо было по ночам. Он даже и днём ловил меня в кустах и мы с ним, а потом, он сделал мне мальчика, Зураба, но он прожил всего неделю. А когда, Джумбери приезжал на пять дней в отпуск, после ранения, сделал мне Резо. Но у Джумбери тогда, было мало сил, и Резо получился не таким крупным, как отец.
-Тётя Жужуна, а может, Резо сделал не Джумбери, а другой кто-то?
-Думаешь Валико? Нет, девочка, с Валико мы встрети-
77
лись последний раз за месяц до приезда в отпуск мужа Джумбери, когда его, Валико, тоже забирали на войну, а Резо родился ровно через девять месяцев после отъезда мужа. А Джумбери, когда возвращался на фронт, а я плакала на его груди, успокаивая меня говорил:
-Не плачь моя девочка! Хотя, я и привык к смерти, там убивают каждый день, но я сильно хочу жить и выживу, и вернусь к тебе, а ты, если родится мальчик, назови его Резо, в честь моего друга Резо, из Зугдиди, которого убили в том бою, в котором меня ранило.
-А если родится девочка?
-А девочку назови сама, как хочешь. И ещё, моя дорогая, если меня не убьют, то я не стану слушать всякие сплетни и слухи о тебе. Жизнь такая прекрасная и быстро проходит.
-Ну, а потом, что было потом, тётя Жужуна?
-А потом, когда провожала Джумбери, в Махарадзе, встретила там молодого курсанта Сосо и мы встречались с ним, пока и он не уехал. А сейчас он генерал, в какой-то Белоруссии.
-Тётя Жужуна, ты уже рассказала мне обо всех своих любовниках, что было дальше, на второй день застолья?
-Тебе что не интересно было слушать о моих любовниках? Ты не представляешь, что такое война и когда нет мужчины под боком. Разве я пошла к кому-то, если бы был рядом Джубери? Но его не было, и я готова была побежать к хромому и глухому Вано. Но он меня не замечал. Ты не знаешь, девочка, как тяжело жить без мужчины! А у тебя муж есть?
-Автандил?
-Грузин?
-Да.
-Разве ты побежишь от него к другому? К русскому? Никогда! А эти русские бози, приезжают в Грузию, чтобы спать с нашими мужчинами. Потому, что их мужчины все курносые конопатые и пьяницы.
78
-Правильно, тётя Жужуна! А ещё, говорят, что у русских мужчин КЛЕ маленький, с мой мизинец.
-Не знаю, дочка, я русскому ни разу не давала. И не дала бы!
-Давай, тогда выпьем ещё по полбокала за грузинских мужчин, у которых члены, как у и ишаков.
-Этери, за грузинских мужчин, грех пить по полбокала. Когда Господь Бог распределял члены, забыл сказать, что, заодно, станет распределять и носы. Поставил перед мужчинами бочку вина и стал наблюдать. Грузины, как самые умные стали пить вино, не спеша, с тостами. А русские, как самые глупые, стали пить вино без тостов, стаканами, напились и вскоре заснули. А когда проснулись, у всех болела голова, у меня тоже болит по утрам, если я перепью, носы были курносые, с пуговку, а члены, вот, посмотри, как мой мизинец. А грузины стали выглядеть орлами. С большими носами. Конечно, лучше бы у моего сына Резо и мужа Джумбери, носы были поменьше, а члены побольше, было бы лучше. Я слышала, как они один раз разговаривали в душе, после работы. Резо сказал: 
-Натела, лучше бы было, если бы у тебя мутели (манда) была поменьше, не до самого пупка, а титьки побольше, не как сливы!
    А Натела ответила:
-Резо, лучше бы было, если бы у тебя нос был поменьше, а КЛЕ побольше! Ты один раз попробуй мне всунуть вместо КЛЕ – нос, может, он войдёт до конца? Что ты хохочешь, Этери. Натела сказала Резо вслух, то, что я   думала о Джумбери. А ещё я всегда думала, был бы у тебя, Джумбери, как у Валико, то ты бы был самым лучшим мужем на свете.
-Тётя Жужуна, я ещё не видела твоего сына Резо и мужа Джумбери и не слышала его тоста, как тамады, но думаю, что лучшего тамады, чем ты, в этой деревне нет, да и во всей Грузии тоже. За этот тост нельзя  не  выпить. Но
79
не только у грузин, но и у каждого народа бывают свои красивые и некрасивые мужчины, у которых большие или маленькие носы и члены, давай выпьем не только за грузинских мужчин, а вообще, за всех мужчин. Без них женщинам всегда плохо!
-Ты, наверно права, доченька! Я через год, как забрали Джумбери, поехала в Самтредиа, по каким-то делам. Тогда автобусы совсем не ходили. Я стояла на дороге и ждала, чтобы меня кто-то посадил. Остановилась «эмка», маленькая чёрная машина. Высунулся военный и стал что-то спрашивать, а я не понимала. Но когда он сказал, прочитав на бумажке Самтредиа, я заорала, да, да и схватилась за ручку дверцы.
Он вылез из машины, стройный, красивый, с волосами цвета спелой пшеницы, с прямым носом, как у нашего деревенского грека сапожника, которого почему-то не брали на фронт. На его погонах было две полосы и большая звёздочка, он открыл мне дверцу и любезно подсадил, у меня аж дрожь пошла по телу, закрыл дверцу и мы поехали.
А за рулём тоже сидел такой же красивый парень, почти с такими же волосами, его пилотка лежала рядом со мной на заднем сиденье. Они о чём-то говорили по-русски и, иногда, смеялись, а потом водитель протянул мне пачку печенья своей большой красивой рукой, она была даже больше чем у Джубери. Я всегда любила, когда муж держал её у меня на груди, и мне так захотелось, чтобы и рука этого мужчины легла на мою грудь. Если бы они захотели меня изнасиловать в машине, я бы не стала сопротивляться. А в Самтредиа, перед тем, как высадить, дали мне банку тушёнки и буханку хлеба. И не взяли, приготовленные мной деньги, за дорогу.
-Значит, пьём за всех иужчин?
-За всех, Этери, и пусть у них у всех, всегда хорошо стоит!
   Мы выпили. Она хотела начать рассказывать уже  сно-
80
Продолжение 4 следует.

На Стихи.ру публикуются мои стихи. Заходите. Не пожалеете!

Спасибо всем тем, кто помог мне материально
на лекарство!

Для отзывчивых и добрых моя карточка: 4276  6200  2106  2330
Буду рад каждому вашему полтиннику.


Рецензии