Восток и Запад в координатах -коллектив-индивид-

СТРАНЫ ВОСТОКА И ЗАПАДА В КООРДИНАТАХ «КОЛЛЕКТИВИЗМ—ИНДИВИДУАЛИЗМ»

Всегда при обсуждении частных проблем нужно выстраивать некую систему координат типа абсцисс и ординат в аналитической геометрии.
Например, при обсуждении темы свободы надо выстроить систему координат "необходимость-случайность". Иначе мы будем "плавать и тонуть" в различных частных значениях слова "свобода".
Или при обсуждении эгоистического, альтруистического или героического поведения важно выстроить систему координат «забота о себе — забота о других» ("любовь к себе - любовь к другим").

Или при обсуждении поведения русских и американцев, стран Востока и стран Запада мы должны выстроить такую систему координат как «коллективизм-индивидуализм»: см. рис. выше.

По оси абсцисс — индивидуализм от 0 до 10.
По оси ординат — коллективизм от 0 до 10.
 
По средней диагонали — оптимальное соотношение коллективизма и индивидуализма.
По диагонали «Россия» (слева от средней диагонали) — некоторое преобладание коллективизма над индивидуализмом.
По диагонали «Япония-Китай-Индия» — явный перевес коллективизма над индивидуализмом.

По диагонали «Европа» (справа от средней диагонали) — некоторое преобладание индивидуализма над коллективизмом.
По диагонали «США» — явный перевес индивидуализма над коллективизмом.
Из диаграммы видно, что нет чисто коллективистских и чисто индивидуалистических сообществ. Во всех странах имеет место то или иное соотношение-взаимодействие коллективизма и индивидуализма.

Европа внутри себя неоднородна. Если мы выстроим линию «Германия-Франция-Великобритания», то увидим, что Германия ближе к России не только территориально, но и ментально. А Великобритания ближе к США. Хотя в Западной Европе в целом имеет место преобладание индивидуализма над коллективизмом, тем не менее, есть нюансы, акценты. В Германии преобладание индивидуализма над коллективизмом менее выражено, чем во Франции. А в последней не так сильны позиции индивидуализма, как в Великобритании. Характерно, что у англичан любимая поговорка «Мой дом — моя крепость». В сущности, Великобритания почти как США по менталитету. Не случайно их объединяют под именем «англосаксы».

И в странах Востока есть некоторая градация соотношения коллективизма и индивидуализма. Япония знаменита своим государственно признанным (в период войны) институтом камикадзе. А в Китае или в Индии такого института нет. В Японии отдельная личность — почти исчезающая величина. Род, коллектив, общество, государство выше человека-индивида. Это страна с ярко выраженным коллективистским почерком.

Напротив, США — страна с ярко выраженным индивидуалистическим почерком. Философия индивидуализма в ней правит бал.

КОЛЛЕКТИВИСТСКИЙ ВОСТОК и ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ ЗАПАД

Писательница Асия Калинина сказала: «Базовой западной ценностью является индивидуализм, базовой восточной ценностью является коллективизм». По ее мнению, идет война между западным индивидуализмом и восточным коллективизмом.
Действительно, основное противоречие между Западом и Востоком — это противоречие между индивидуализмом и коллективизмом. Под Востоком имеется в виду Азия и отчасти северная Африка. Под Западом — Западная Европа и Северная Америка. Причем, можно говорить о разных степенях укорененности коллективизма и индивидуализма в разных странах.

Наиболее ярко выраженные коллективистские страны — Япония и Китай. Наиболее ярко выраженные индивидуалистические страны – Англия и США. В США индивидуализм — чуть ли не национальная религия.

Россия не относится ни к коллективистскому Востоку, ни к индивидуалистическому Западу. Она соединяет Восток и Запад, но при этом несколько тяготеет к восточному коллективизму. Отсюда все несогласия России с Западом.
Для коллективиста жизнь индивидуума – ничто или почти ничто. Отсюда обычаи камикадзе или харакири самураев в Японии, шахидизм (как смертничество) на мусульманском Востоке.

Для индивидуалиста жизнь индивидуума — всё, священна. Западные идеологи провозглашают основным правом человека право на жизнь. Если индивидуалист идет на смерть, жертвует чем-то, то скорее из-за куража-азарта, а не для для-ради другого.
Мы, русские, как я уже говорил, где-то посередине, но ближе к коллективизму.

Украинцы такие же по менталитету, как и мы. То есть предпочитают коллективизм индивидуализму. И чего это они сейчас стремятся в индивидуалистическую Европу? Какое-то умопомешательство. Думаю, это временное явление. Натура украинцев, их коренная ментальность всё же победит это противоестественное стремление в Европу. В конце концов, украинцы объединятся с нами, в том или ином виде.

=======================================
См. также здесь, в Проза.ру: Свобода в координатах необходимости и случайности - http://www.proza.ru/2012/12/03/833
___________________________________________________

Опубликовано в "Трудах членов Российского философского общества", выпуск 20, М., 2018, стр. 64-67. См. электронный текст "Трудов" на Гугл-Диске: https: //drive.google.com/open?id=1rpz6UFzC_sHiDpDma_UJKN4q86NESG5Q


Рецензии