Ергаки. Поход к Висячему камню
И вот, наконец, учтя все необходимые условия, подготовив нужное снаряжение, я наконец, собрался! Уже накануне вылета в Абакан, а было это в середине августа, я позвонил в местное турагентство, организующее экскурсии по Хакасии и югу Красноярского края и забронировал экскурсию. Места были. Единственное, что внушало некоторые опасения, это нехарактерная в это время для Хакасии дождливая и холодная погода. И действительно, в день моего прилёта в Абакан было и холодно, и дождливо. Однако именно в этот день к вечеру небо очистилось, немного потеплело, и затем, с каждым днём, а до поездки было три дня, погода неуклонно улучшалась. В итоге к моменту моего старта в Ергаки, погода была без преувеличения прекрасной. Невероятное везение!
Для начала несколько слов о Ергаках. Ергаки — это природный парк на Юге красноярского края, особо охраняемая природная территория.
У народа Ергаки снискали популярность благодаря фантастически красивым и при этом весьма необычным пейзажам.
Необычность тамошних пейзажей настолько велика, что уфологически настроенные люди говорят о рукотворности Ергаков, вспоминая при этом об инопланетянах, атлантах и других представителях древних цивилизаций Земли.
Находятся Ергаки вблизи от федеральной автомобильной дороге Р257 «Енисей», ведущей из города Абакана в столицу Тувы Кызыл, на расстоянии двухсот километров от Абакана.
Свой путь в этот замечательный уголок юга Красноярского края мы начали от расположенного почти в центре Абакана туристического агентства, организовавшего нашу экскурсию.
Наша небольшая группа, состоящая преимущественно из местных, удобно разместилась в белом микроавтобусе "мерседесе", и мы отправились в путь. За окнами поплыли виды готовящегося к Дню города утопающего в зелени утреннего Абакана.
Спустя несколько минут мы миновали мост через реку Абакан, а ещё через некоторое время — мост через Енисей. Затем пересекли границу Хакасии и выехали на трассу Абакан — Кызыл.
Несмотря на то, что трасса узкая, всего одна полоса, сама дорога находится в хорошем состоянии.
За окном автобуса цветным калейдоскопом сменяли друг друга замечательные южносибирские пейзажи и редкие небольшие населённые пункты.
По пути мы сделали небольшую остановку в населенном пункте с экзотическим именем Танзыбей, чтобы перекусить. Многочисленные здесь кафе выглядят вполне "по-городскому", однако кухня, на мой взгляд, оставляет желать лучшего.
Ещё примерно сорок минут пути, и нашим взорам открылись зазубренные хребты Ергаков.
Этимология названия этого прекрасного места, как всегда в таких случаях сложна и неоднозначна.
Согласно распространенной версии, название «Ергаки» восходит к тувинскому слову «эргек» («улуг-эргек») — большой палец. Возникла эта версия благодаря пику — Звёздный, отдаленно напоминающему большой палец.
При этом, в тувинском языке, как, впрочем и в других языках тюркской группы, много похожих слов. Например, есть «иргек» — крупный медведь; «эргил» — праздник; «эргин» — порог.
Наиболее правдоподобной представляется версия о том, что в название произошло от слова «ыргак», имеющее значения: кривой, искривленный, согнутый, изогнутый, что вполне соответствует характерному виду горной гряды. В хакасском языке эта местность называются "ыргах-таргах", что можно перевести как "крюковатый-гребень".
Нужно сказать, что вид на заповедник со стороны дороги существенно отличается от того, как выглядят окружающие его горы.
Легендарную "Полку" — своего рада крышу над дорогой, защищающую проезжающие машины от нередких в этом месте камнепадов, мы проехали без остановки, затем миновали живописное озеро, находящееся справа от дороги, объехали небольшую гору, съехали с трассы, и остановились у Визит-центра, расположенного неподалеку от дороги.
В Визит-центре наш гид зарегистрировал группу, мы проехали еще некоторое расстояние до начала тропы.
Первое, что сразу бросается в глаза, даже в самом начале маршрута, — это потрясающие по красоте пейзажи Ергаков.
Начинается маршрут с отсыпанной коричневой щебёнкой тропы, ограниченной по краям деревянными планками.
Пройдя примерно 100-150 метров, мы ступили на тропу в виде дощатого настила.
Сначала я не сообразил, почему она выполнена таким образом, однако когда мы прошли по тропе десяток метров стало ясно, что она проложена по болотистой местности. Снизу хлюпала вода, а время от времени тропу пересекали ручьи.
После равнинного заболоченного участка начался подъём. В его начале тропа проходит по лестницам, сваренным из арматуры и уголка. Гид несколько раз предупреждал, чтобы мы берегли ноги, ввиду того что ступеньки разной высоты и размера.
По относительно ровному участку мы дошли до потрясающей красоты озера Радужного. С его берега открывается прекрасный вид на Спящего Саяна.
Большие участки территории вокруг озера огорожены лентой. К самому озеру можно подойти только на небольшом участке его берега. Потом я узнал, что в этом месте выращивают молодые саженцы, высаженные взамен деревьев, уничтоженных любителями шашлыков на природе в 90 годы.
Первооткрывателями Ергаков называют нескольких красноярских художников — Владимира Мешкова, Тойво Ряннеля, Рудольфа Руйга и других. Тойво Ряннель впервые побывал здесь в 1949-м. В связи с этим, многие местные названия так или иначе связаны с художниками: озеро Художников, перевал Художников и пр.
В 50-60 годы это место начинают активно осваивать красноярские "столбисты" и туристы. Они и прокладывают первые маршруты по территории Ергаков.
В семидесятых годах здесь проводятся различные альпинистские и туристские семинары, а в восьмидесятые организуются первые палаточные лагеря. С этого момента поток туристов сюда только возрастал и достиг своего пика в девяностые годы. Это обусловило необходимость защиты уникального уголка природы от неразумного поведения в ней человека. Поэтому в 2005 году решением губернатора Красноярского края, Ергаки были объявлены особо охраняемой природной территорией — природным парком, а в следующем году было создано краевое государственное учреждение «Дирекция природного парка «Ергаки».
С этого времени в парке ведётся системная работа по его охране и восстановлению того, что было уничтожено людьми в девяностые годы.
После непродолжительного привала у озера Радужного мы двинулись дальше, и сразу начался крутой подъём. Как выяснилось впоследствии, это был самый трудный участок.
Тропа здесь гораздо экстремальнее, чем например, в Непале, или на Триунде в Дхарамсале. Прежде всего потому, что она весьма неровная и представляет собой нагромождение камней разного размера. Кроме того, её в изобилии пересекают корни деревьев, о которые путники беспрестанно запинаются. Наконец, по тропе текут вниз ручьи самых разнообразных размеров, что создаёт серьёзную опасность промочить ноги, если конечно вы не в сапогах на скользкой подошве. Справедливости ради следует сказать, что все перечисленные факторы присутствуют не всегда единовременно, и сам этот подъем не очень длинный.
Не без труда преодолев, а этот подъём, мы сделали ещё один небольшой привал в весьма живописном месте теперь уже перед "штурмом" самой "вершины".
Во время привала мы с тревогой обнаружили, что с северо-запада к нам приближается плотный облачный фронт темно-серого цвета.
Появление этих облаков, обещающих скорый дождь, заставило нас ускориться.
Дальнейший подъём оказался не менее крутым. В двух местах приходилось даже карабкаться. Однако облегчало нашу участь отсутствие порядком досаждавших нам ранее ручьёв. Помимо того подъём оказался коротким, и вскоре мы достигли нашей цели.
Вид, точнее виды, открывающиеся во все стороны с этой точки пространства поистине потрясающие.
Не меньше удивляет и сам Висячий камень, хотя остроту ощущений от встречи с ним слегка смазывает, изрядное количество фото и видео просмотренных мною накануне. Тем не менее лицезреть это чудо природы вживую весьма интересно. Особенно впечатляет малая площадь соприкосновения Висячего камня со скалой.
Не успели мы сделать несколько фотографий этого удивительного феномена, как нас накрыл подоспевший дождь, который через несколько минут перерос в довольно крупный град и ощутимо похолодало.
На вершине к этому моменту собралось несколько групп. Часть людей укрылось от непогоды непосредственно под нависавшей частью Висячего камня; часть — в дождевиках и куртках стояла под дождём.
Продлился дождь примерно 15 минут, за которые мы успели перекусить и собраться в обратный путь.
Когда дождь прекратился, мы сделали еще некоторое количество фотографий и направились вниз по примерно той же тропе.
На обратном пути один из членов нашей группы всё-таки упал прямо в лужу, а я зачерпнул изрядно воды одним из кроссовок.
Постепенно небо стало очищаться от облаков, и пейзаж заиграл яркими красками.
Более продолжительный привал с пакетным чаем, который оказался неожиданно вкусным, и не менее вкусным привезённым из дома перекусом, мы сделали на том же самом озере Радужном.
На этот раз мне удалось обследовать окрестности и подойти к берегу, а одна из девушек, несмотря на весьма холодную воду даже отважилась искупаться.
Несмотря на запрет употребления в Ергаках алкоголя, возникшего, очевидно, как мера против шашлычников из девяностых, две женщины (не из нашей группы) открыли на берегу бутылочку вина, похоже, для того, чтобы усугубить эйфорические ощущения от созерцания фантастической красоты озера и окружающего его ландшафта.
После привала, как принято выражаться в таких случаях, усталые, но довольные, мы отправились к дожидавшемуся нас на стоянке автобусу.
Солнце начало опускаться к закату, и в его свете всё засверкало золотистыми оттенками.
Собственно, на этом наше незабываемое знакомство с Ергаками завершилось.
Мы сели в автобус, который помчал нас в Абакан.
С собой у меня были гигабайты видео и фотографий, и необыкновенно яркие впечатления от посещения этого уникального уголка сибирской природы.
Абакан — Москва, август — сентябрь, 2018
Свидетельство о публикации №218090900586