Прометей на поводке

Имеется на Ютубе очень интересное видео: в нём можно посмотреть на обезьяну бонобо (карликовый шимпанзе), которая научилась разводить костёр и даже готовить еду на огне. Обезьянин пользуется зажигалкой, ломает ветки, орудует сковородкой - ну совсем как человек! А на место пикника приходит со своим рюкзачком.

Вот это видео, посмотрите сами - всего три минуты длится. Удивительно! Восхитительно! Экселенц!
 
Действительно, экселенц, как приговаривает хозяйка бонобо при каждом его правильном движении. Высший класс, то есть, на английском если. Восхитительно, превосходно, суперски. Только вот...

Шимпанзе всё это проделывает на поводке. И под чутким руководством то ли дрессировщицы, то ли воспитательницы. И, между прочим, все эти человеческие действия выполняет как-то без энтузиазма и всякого интереса - типа, ну ладно, сделаю, раз эта старая перечница в очках того желает. Хозяйка, всё-таки... Надо... Обязан...

Временами кажется, что этот почти человек даже вздыхает, страдая от непонятной для него рутины. Интересно, о чём он думает? Может быть, о поводке? Или о том, что он делает совсем не то, что он хочет делать? И чего же он хочет?

Да понятно, чего: к чёрту этот поводок, костёр и сковородку, к чёрту дрова, эту мымру, которая изо всех сил восхищается тем, чем сам изображающий пионера-пикниковца примат восхищаться не может - к чёрту всю эту цивилизацию, отцепить поводок - и на дерево! Жрать бананы, столько, сколько захочешь, и поливать жидким калом свою мучительницу. Или благодетельницу? Да всё равно! Он хочет жить не по планам учёных, а по-человечески... то-есть, по обезьяньи. Как и прописано ему природой.

Не дорос бонобо до огня. Эволюционно не дорос!

Вот так, при просмотре этого небольшого фильма, я пришёл к некоторым выводам относительно... нас, людей, в частности - моих соотечественников и самого себя, и даже к выводам о жителях других, весьма успешных сегодня государств. И выводы эти весьма грустны и неприятны, должен я заметить.

Этот шимпанзе может рассматриваться как Прометей мира приматов, освоивший обращение с огнём, которому его научил Человек. Да вот только нужно ли это искусство самому Прометею и, тем более, всему остальному роду обезьяньему? Для чего ему огонь и умение с ним обращаться? Для радости экспериментатора? Всего лишь?

Этот Прометей несчастен по своей сути, хотя, может быть, даже не догадывается об этом, ибо он живёт не своей жизнью. И это становится ясно всего по одной маленькой детали, по поводку и ошейнику. Надетым на него, надо полагать, с самыми благими целями: чтобы в лес не убежал.

А теперь представим себе, что порвался поводок и убежал Прометей в лес. И стал сам по себе, получив то, что мечтал. Дерево, бананы и возможность обосрать старую мымру за всё, что она для него сделала. Классно! Экселенц! А дальше что?

А дальше окажется, что на этих деревьях водятся и другие обезьянины. Которые в течении жизни не зажигалками и сковородками баловались непонятно для чего, а оттачивали своё умение распоряжаться бананами. И самками. И выживать, не пуская чужаков на свои пальмы.

Что, дорогой Прометей, несладко? А обратной дороги уже нет: ты прогнал свою старую сушёную рыбу и обидел её смертельно. Живи теперь в лесу. Без зажигалки, которую ты бросил. Без сковородки. Без поводка и рюкзачка, в которых хранились самые лучшие книги. О вкусной и полезной пище.

Куда он денется теперь, этот обезьянин, самый умный среди всех? Какова его дальнейшая судьба?

Его приспособят к своим потребностям вожаки, не баловавшиеся разведением пионерских костров. Он окажется на самом нижнем ярусе социальной пирамиды своего родного общества. И будет всю оставшуюся жизнь мучительно скучать по зажигалке, старой вобле в очках, её "Экселленц! Браво!", по своему поводку и вполне сытой жизни в клетке. Где его никто не унижал, а только восхищались. Но разжигание костров так и не стало, да, наверное, и не станет его любимым делом!

Между тем, в лесу, за пределами поляны эксперимента, живут разные обезьяны - и некоторые приглядывались к тому, что выделывал бонобо под чутким руководством своего идеолога. И ведь знаете, кое-кто из них чухнул важность огня и приготовления пищи, и даже освоил, перенял некоторые навыки - вприглядку! И теперь пользуется этими знаниями от души. Пусть и не в том объёме, что могло бы быть при неусыпном надзоре воспитателей-дрессировщиков, при руководящей роли и так далее. Но, главное - они освоили это САМИ. Без поводка.

Это не их изобретение. Но они сами хотели этому научиться. САМИ. Им это было интересно! ИМ самим! Прометеями их не назовёшь, они лишь прагматики - но именно они создают настоящую новую цивилизацию. Лишь в силу того простого обстоятельства, что делают это по своей доброй воле. И, что ещё важнее - не согласно чьей-то идеологии, а по простому хозяйственному расчёту. И считают эти действия принадлежащими именно им, а никакой не Партии и Правительству.

А наш Прометей плачет, просится к костру, хочет жареных бананов, да увы - не пускают его. Теперь он изгой и среди людей, и среди своих сородичей.


Рецензии