КонЪ сегодня автор - Кишинский Константин Юрьевич

Вы никогда не думали о том, что слова Икона и Закон имеют один и тот же корень – «кон»?
При этом, данный корень имеет еще много интересных производных: исконный, посконный, поставить на кон, кончина, конец, спокон века, из покон веков.
Что же означает данный корень? И почему производные от него слова имеют такую разительную разницу значения и смысла?
В некоторых толкованиях говорится что данный корень исходит из вышедшегоиз употребления существительного - конъ (предел, начало, конец, граница). Если примерять к такому значению слова конец, кончина, то возможно, но слова икона и исконный никак не могут произойти от слова с таким значением. При этом происхождение слова «икона» приписывают греческому слову «ейкон» (образ, изображение). Даже если это и так, то все равно, это слово производное от какого – то другого слова (кон). Что оно означает? Почему от него происходят такие различные по смыслу и значению слова?
В глубь веков уходит история возникновения слова закон. Это общеславянское слово восходит к праславянскому *zakonъ «закон», которое образовано с помощью приставки za «за-« от *konъ «предел, начало, конец, граница», производного от глагола   *kenti/*kьnti  «появляться, наступать». Первоначально, как предполагают этимологи, оно имело значение: «то, с чего все начинается, на чем все основывается». Совмещение двух противоположных значений в одном и том же корне (начало и конец), как считает Преображенский, объясняется основным значением корня *ken-  ; «появляться, наступать»: если следует ряд предметов, то первый (крайний) и последний (тоже крайний) могут быть названы началом или концом. Ср.: «из конца в конец» (Преображенский, 1958).
Если предположить, что закон - сущность чего-то особо важного для людей, состоящего от начала до конца человеческой жизни и всего, что людей окружает, а также вспомнить о сказанном: я есть альфа и омега, начало и конец, то закон означает – бог, суть божьего промысла в жизни людей.
Таким образом, закон – это не просто устоявшаяся как обычай или установленная правителями норма поведения людей, это суть бога – жизнь в божественном состоянии, которое содержит в себе бережное отношение людей друг к другу, к миру животных и растений, к природе в целом и к самому себе. Но не потому что так хочет кто-то из людей, или это кому – то выгодно, а потому что это единственно возможное состояние жизни человека – божественное оно же и законное бытие.
А теперь вернемся к производным. Что на сегодняшний день означает слово «закон»? В соответствии с теорией государства и права «закон» - это —обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Т.е. исходя из буквального прочтения определения, «закон» - это акт, т.е. документ. При этом, его принятие, изменение, отмена никак не обусловлены ни религиозной моралью, ни божественным промыслом, ни даже сколько – нибудь взятыми из церковных богослужений обрядами или атрибутами. Как например, в некоторых странах Европы или в США до сих пор в соответствии с процессуальными нормами свидетелей и иных участников судебного процесса привлекают к присяге на библии.
Понимая под законом только акт – бумажный документ, который не обоснован морально – религиозной или хотя бы морально – светской нормой поведения (как на сегодняшний день принято большинство законов в России), человек одновременно осознает малозначительность, а порой и ложность нормы права с точки зрения реальной человеческой природы и божьего промысла.
Например, если человек вырубил у соседа без разрешения елку на новый год, он понимает, что совершил правонарушение не только в отношении человека, у которого похитил его имущество, за которое может быть привлечен к административной ответственности. Он также совершил грех – нарушил религиозную норму, а равно совершил нарушение самой природы, вырубив дерево. В данном случае лицо уверено в противоправности своего деяния, т.к. норма права основана на религиозной норме (грех кражи) и светской норме (беречь природу), и как правило, лица с обычным (средним если хотите, если это вообще измеримо) уровнем правосознания не идут на такие поступки.
Рассмотрим другой пример.В некоторых регионах введены нормы ограничения производства домашнего скота и птицы на личном приусадебном подворье жителями без регистрации предпринимателями. Продажа товаров, осуществляемая в нестационарной розничной сети, в неустановленных для этого нормативными правовыми актами
Или такая - продажа товаров, осуществляемая в нестационарной розничной сети, в неустановленных для этого нормативными правовыми актами местах.
Люди не понимают таких норм: «- почему я не могу вырастить у себя во во дворе с десяток уток или пяток свиней, чтобы обеспечить продовольственную безопасность своей семьи? Кому от этого плохо? Богу? Обществу? Природе? Кому?!!!
Или, например, почему я не могу продать собранную у себя в огороде клубнику или молоко от своей коровы прямо из своего дома, свежее, натуральное, полезное? Почему я должен ехать на какой-то рынок, тратить время, платить плату за место, платить за санитарные анализы, оформлять разные там санитарные книжки?
Многие граждане не соблюдают такие нормы, поскольку они не обусловлены ничем другим кроме финансовых интересов заказчиков издаваемых нормативных актов.
Приходится наблюдать, что современное законотворчество чрезвычайно далеко от своих истоков – законов благоразумия и справедливости, человечности и милосердия. Стремление «приспособить» нормы права под финансовый интерес той или иной властной структуры, выражающей волю финансовой «элиты», порой доводит до абсурда. А небывалая «плодовитость» федерального законодателя привела к тому, что на местах, органы местного самоуправления в первую очередь, просто не успевают привести свою деятельность и нормативную базу в соответствие федеральным законам, и, работают как придется. Это происходит потому, что на федеральном законодательном уровне, которые должны применяться и исполняться на территории всей России, принимаются акты, цель регулирования которых направлена их создателями на решение вполне определенных вопросов конкретных лиц. А грядущие за ними последствия, которые происходят затем по всей стране, мало кого интересуют. Очень хорошим примером являются принятые законы, получившие рабочее название «дачная амнистия» и «лесная амнистия». Например, «дачная амнистия», так называемый упрощенный порядок государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного фонда, дачные и садовые дома и участки под ними. Вроде как бы хорошо. За довольно небольшой период - миллионы зарегистрированных прав на объекты с минимальным объемом документов. Но вот и последствия. По дачной амнистии было зарегистрировано огромное количество объектов, которые даже отдаленно не подпадают под упрощенный порядок: торговые комплексы, коммерческие бани, автомойки, магазины и т.п. А регистрация прав на участки в упрощенном порядке, который не требовал обязательного межевания земли, привела к возникновению огромного количества судебных споров по границам участков.   
А не соблюдая одни нормы, человек постепенно становится равнодушен к законодательству в целом, т.к. не чувствует его необходимости как основного регулятора общественных отношений. В результате понижается уровень правосознания и в целом уровень нравственного разума как способности самостоятельно решать нравственные задачи. Человек становится не способен отличить хорошее от плохого, полезное от вредного, главное от второстепенного.
Когда норма права не продиктована назревшей необходимостью нормативного регулирования тех или иных общественных отношений, она не усваивается людьми как норма естественного поведения, соблюдение которой обеспечивает спокойное, безопасное, выгодное и комфортное сосуществование людей в обществе. Такая норма не становится частью правосознания людей и, как правило, такие нормы либо не соблюдаются, либо соблюдаются из боязни наказания, осуждения, иных негативных последствий. А ведь правосознание  - это основа законности и правопорядка. Наказание и его жестокость – это только одно из средств поддержания законности и правопорядка, причем не самое эффективное. Правосознание, как это не дико звучит, является одним из самых ярких признаков отличия человека от животного. Люди общества, в котором за длительный период (а это века, мои дорогие) сформировался высокий уровень правосознания, не нарушают закон не потому что за него предусмотрено наказание в виде преследования правоохранительных или иных властных органов, а потому что это просто выгодно и безопасно. Например, нормы в Правилах дорожного движения о светофорном регулировании движения. На красный свет двигаться нельзя – невыгодно и небезопасно. И люди с высоким уровнем правосознания не пересекают проезжую часть, если горит красный свет светофора, даже если на дороге ни души, не потому что боятся штрафа (полиции и камер тоже нет), а потому что они усвоили норму права – «красный» - стой. Человек сам понимает, один раз прошел или проехал на красный свет, второй, потом будешь делать это не замечая, а потом – «бац» авария. Кроме того, дети смотрят на взрослых и копируют их. Отрицательный пример очень быстро усваивается в юном возрасте. Давно подмечено, что дурной пример очень заразная штука. Это еще один очень важный фактор правосознания – его социальность, люди в обществе воспитывают друг друга, в т.ч. соблюдать законы.
 Правосознание, а за ним и соблюдение законов, формирующих состояние законности и правопорядка в обществе – это доверие к власти. Люди верят в правоту власти, принявшей закон. Уровень правосознания, который также зависит от удовлетворения властями ожиданий людей, отсутствия обмана со стороны правящей элиты, укрепляет устойчивость власти. И наоборот, если со стороны власти звучат обещания (как правило, перед выборами), которые не исполняются, влекут недоверие и неуважение к руководству, снижению правосознания людей, нежеланию соблюдать и исполнять законы, что, в свою очередь, приводит к «разжижению» законности и правопорядка. Что, в общем-то, сейчас и происходит.


Рецензии