2 изд. Род. И. Гл 2 Дети Алоиса Ч. 6-7 Нашлась

СВЕТЛАНА  И  МИХАИЛ  ФИРСОВЫ


ИСТОКИ   - РОДОСЛОВНАЯ  ИРАИДЫ
(ПЕРЕИЗДАНИЕ – 2018 год)
ГЛАВА 1  МЕЙСТРИКИ
ЧАСТЬ 6–7 СВЕТЛАНА  НАШЛАСЬ

Когда была ещё жива Фаина Алониевн, она и мои родители регулярно обменивались письмами.

Когда её не стала, письма вместо мамы писала – Светлана. А когда не стало моих родителей, связь со Светланой прервалась на долгие годы.

И вот, спустя пару  десятков лет, кажется – я была инициатором поиска Светланы. Поиска, потому что письма по старому адресу в Большой Мартыновке – возвращались.
А причина оказалась тривиальной. Дом был тот же, а изменили название улицы. И письма просто – терялись.

Но, вот, наконец, одно из писем почтальон доставил  - по прежнему адресу и связь между Светой и мной не просто возобновилась, а стала – долгой и прочной...

Хотя теперь возникли трудности получения писем мной, так как в это время наша дочка Стэлла уже забрала нас с Виктором на постоянное место проживания – на свою дачу в Подмосковье, в деревню – Подольниха. Почты там нет. До ближайшего села – Марфино можно доехать только на такси.

Выход был найден. Света присылала до востребования письма – Олегу или внучке Люде, а они уже привозил письма нам...

Первые письма касались сумбурных воспоминаний о событиях нашей прошлой жизни, о которой Светлана ничего не знала...

Ниже приведённое письмо, которое Света получила от меня, неожиданно «съехало» на очень грустную тему – о забытых и будущих могилках…

2008 год            
                СВЕТОЧКА,   ЗДРАВСТВУЙ!

Спасибо за письмо. Спешу ответить, хотя от начала написания и до получения его тобой пройдёт не один день.

Ну, во - первых об адресе. Мы живём в местности, куда почту не доставляют. А в Москве мы квартиру свою сдаём. Пенсия и деньги за квартиру позволяют нам с Виктором жить относительно не зависимо. Поэтому писать по адресу нашего прежнего проживания не стоит. Но у нас есть на почте абонированный почтовый ящик. Но опять же, мы не бываем в Москве. Виктор ездит 1, максимум 2 раза в месяц – снять пенсию со сберкнижки и купить лекарства, на которые мы с ним подсели, как на наркотики. Поэтому почту вынимает Олег, тоже приблизительно пару раз в месяц, и потом привозит её к нам. Если извещение кинут в этот ящик, а Олег приедет на почту не скоро, письмо отправят назад. Поэтому остаётся последний вариант - писать письма на адрес Стэллы, на имя - Люде. Там постоянно живёт Людочка.
Я только вот думаю, что, может быть, нужно писать на конверте её имя – АНУФРИЕВОЙ  ЛЮДМИЛЕ  (для ДУДКО И.В.). Тогда она сможет получать письма на почте, а потом через маму передавать нам. Ну, вот видишь, только начала письмо, а тема адреса заняла половину страницы...

Ты написала в своём письме многие вещи, которые не просто дополняют, а в корне изменяют мои знания о твоём дедушке, а моём прадеде. Как странно звучит. А для моих детей Алоний Алониевич (Антонович) – пра-прадед, а для внучат – пра-пра-прадед. Это уже шестое поколение.

Когда-то мы с Витей и родителями тоже посетили Астрахань, когда плавали на теплоходе, и останавливались в Астрахани на два – три дня. Папа (Воля), в основном, знакомил нас со своими родственниками по линии Степановых. Ходили мы на кладбище. Очень долго искали и всё-таки нашли фамильный склеп Степановых. Мне запомнился вросший в землю, чуть скособоченный домик в виде пирамиды, без окон и дверей. Наверное, он был из меди, так как позеленел от старости, как будто оброс мохом. По низу этого строения можно было разобрать надпись старинным шрифтом  -  СТЕПАНОВ… Не помню что и как там было написано. Папа очень расстраивался, что могила так запущена. Конечно, стал обещать, что вернётся сюда ещё раз и восстановит склеп.

Если раньше ты приезжала в гости к моим родителям, то сейчас мы отвезли бы тебя на наше кладбище в Дзержинск.
Там, в одной ограде покоятся – бабуся, Боричка, папа и мама. Милочкин муж похоронен на другом кладбище, под Москвой, в Щербинке. Вторая жена Олега - гражданская, звали тоже - Татьяной) – похоронена тоже под Москвой, но уже в другом месте.
Могила Юры, мужа Стэллы и его матери – на Долгопрудненском кладбище. Оно расположено по дороге от нашей дачи в Москву. И от Москвы туда быстро можно добраться на маршрутке.

Поскольку мы уже относимся не просто к пожилым, а скорее – к старикам, часто мысли возвращаются к этой печальной теме. Маму хоронили уже в Боричкину могилу. Конечно, может и ещё в Дзержинске быть одно захоронение, а через несколько лет и ещё одно. Но ситуация такова, что настанет момент, когда ездить туда будет некому. Милочка завещала – к Володе. Я и Витя сами не ездим. Нас кладбище раз в год. Мила ездит часто.

Исходя из этого, пару лет назад мы с Витей продали нашу последнюю машину – «Ладушку» за 2000 $ (Виктор ослеп на один глаз и плохо видит другим, поэтому ездить больше не мог). И вот, пользуясь оказией, на эти деньги купили участок на кладбище в Долгопрудном, рядом с Юриной могилой. Элка и Олег добавили по 1000 $, и теперь у нас «свой» участок на 4 места. Дача, на которой мы сейчас живём – принадлежит Стэлле и Люде. Поэтому по дороге отсюда в Москву, надеемся, Долгопрудное будут навещать чаще, чем Дзержинку.

Ну, раз уж коснулись этой темы, могу добавить, что за последние годы мы с Витей отдали свой последний долг ушедшим в мир иной родителям и родным.

Витина мама умерла на Украине, в Полонном, Хмельницкой области. Там и захоронена в 2000 году. Там проживает в одиночестве Витина родная сестра - Марта (Рита. Мы ей перевели деньги, и она установила памятник на могиле мамы.

Витин отец (батя) жил в Бресте. Там и захоронен. На том же кладбище похоронен родной брат Виктора (по отцу) – Женя. В прошлом году Олег свозил меня и Виктора в Брест. Там живёт Женина жена – вдова Тоня и их двое взрослых детей. Мы гостили у них несколько дней. Навестили могилки и оставили Тоне денег. Теперь у бати заменили памятник на новый.

А уже в этом году мы все сложились, и обновили могилки в Дзержинске: покрасили ограду, поставили скамейку, поправили провалившуюся мамину могилу, укрепили на постаменте Боричкин памятник.

Ты извини, что тема почему-то пошла грустная. Но, наверное, рано или поздно, всё равно эти строчки вылились бы в письме на бумагу.
 Кстати, могу вспомнить любопытный случай. Я перенесу сюда отрывочек из раздела – «Сны».

Сон под 5 апреля.

Вижу во сне, будто мы живём в доме, где мы жили в Дзержинке. В среднем подъезде, в большой трёхкомнатной квартире. Крайняя комната слева – в ней на кровати лежит больная бабуся. В глубине комнаты на чём-то стоит что-то (вроде бы, какой-то приёмник). Кто-то входит и это что-то уносит. Бабуся мне говорит, указывая пальцем на то, на чём стояло что-то, и говорит – «Это очень меня смущает». Я подхожу и вижу, что это большой пень, вернее, толстое бревно, не ровное, желтоватого цвета, лежащее на полу.

6-го апреля Милочка поехала на кладбище. Наплакалась она там вволю. Во-первых – папа смотрел на неё, как ей показалось, с большим укором.
Здесь необходимо упомянуть, что с фотографий, которые находятся на памятниках, обычно глаза смотрят на тебя, в каком бы месте ты не стоял. Переходишь на другое место, а они опять смотрят на тебя.
Но главное, что поразило Милочку, «плакал» Боричкин памятник. Погода была солнечная, всё кругом сухо, все памятники сухие, и на Боречкином памятнике сверху тоже не было воды, а по острым краям памятника бежали струйки воды. Странно, ведь памятник мраморный, внутри не полый, сверху сухой. Откуда же брались эти струйки?

И вот теперь, когда рабочие приводили в порядок могилки, оказалось, что Боречкин памятник оторвался от пьедестала. Может быть, поэтому он и плакал? Его закрепили.

Может быть, во сне бабусю тревожило именно это?

До этого  ещё был случай.

Однажды я увидела сон, в котором мне приснилась бабуся. Она мне что-то взволнованно говорила, но слов я не разобрала.
В этот же день Милочка проснулась с явным чувством, что ей надо обязательно поехать на кладбище. Они с Серёжей приехали туда и видят, что бабусин памятник снят с пьедестала.  С обратной стороны его отколот кусочек. Кто-то проверял – из целого ли камня сделан памятник. Видно, его кто-то подготовил к тому, чтобы украсть. Мила сразу же подняла шум в конторе кладбища. Позже пришлось и Стэлле поехать, чтобы ускорить работы по его восстановлению. Памятник установили на прежнее место, посадили на цементный раствор. Всё вернулось «на круги своя».
Значит, бабусе удаётся во сне общаться со мной? И этот сон можно считать вещим.?

Ну, вот, совсем я тебе затуманила мозги. Кстати, как ты относишься к мистике?  Телевизор, надеюсь у тебя есть? Берёт он у вас программу ТНТ? Мы с Витей смотрим программу - «Битва экстрасенсов». Если смотришь, каково твоё мнение по этой теме?

Со мной ещё в детстве был такой случай. Мы жили тогда в Киеве. В спальне, в узкой комнате слева и справа у стенок стояли кровати. На одной спала я, а напротив меня – бабуся. Ночью вижу сон. Ж/д станция в Мартыновке. Я стою на перроне. Передо мной ряд ж/д путей. Они уходят куда-то вправо. Вижу старушку в белом платке. Знаю, что это бабусина мама (Прасковья Матвеевна). Она идёт, переступая через рельсы куда-то вдаль и вправо. Я знаю, что там кладбище. Оно за оградой и видна лишь густая зелень. Бабушка скрывается за этой оградой. Я утром рассказала этот сон бабусе. Она молча смахнула слезу. А днём принесли телеграмму от тёти Фани о том, что бабушка умерла.
Получается, что видимо перед смертью бабушка мысленно прощалась с бабусей, а я приняла телепатически её посыл…

Ты узнай – где можно прочитать наши публикации в интернете, которые мы тебе пересылаем  записанными на дискеты.

Чем хорош компьютер? У нас есть уже много файлов с фотографиями. У Вити есть цифровой фотоаппарат. Мы делаем снимки. Потом скачиваем их прямо на компьютер. Можно документы и фотографии вводить в компьютер со сканера. То есть, в наше время не обязательно иметь альбомы. При желании в любой момент можно распечатать любую фотографию с компьютера на принтере. Я это всё говорю к тому, что я буду рада принять такой дорогой дар, как твой домашний архив. Но, мне жаль тебя. Расстаться с тем, что у тебя есть, это кощунство. Может быть, мы как-нибудь организуем  временную передачу писем и фотографий? Я пересниму их и верну тебе. Это можно делать не спеша, частями.

Кстати, я отсканирую фотографию, которую ты мне прислала и могу выслать тебе её обратно, чтобы не разорять твой архив.

В каждом письме я постараюсь вставлять несколько снимков. Их качество зависит от чёткости фотографий. Я их буду уменьшать, чтобы меньше занимали места.  А такой фотографии у тебя точно нет.

В нашем  альбоме есть несколько выцветших любительских фотографий. На одной из них надпись: «В Уфе. 1910 г. Тётя Таня и тётя Капа». С ними Моря с Боричкой и ещё кто-то. Они перед деревенским домом в саду за столом. Кто они?
Есть ещё – на снимке написано: в Уфе: тётя Таня и дядя Дима. И ещё – тётя Таня, тётя Капа и Моря с Боричкой.
Похоже, в Уфе или снимали дачу или своя была? И тёти эти – со стороны Степановых или Мейстрик? Я помню - бабуся рассказывала про дом в Енатаевске, где они отдыхали летом. Может быть, была своя дача, а, может быть, тоже снимали?
Кстати, на многих фотографиях упоминается – Тата, или Таня – девочка. Это не дочь дяди Коли? А на одном снимке присутствует и сам дядя Коля…
Есть фотография бабуси в лесу в Хволынске. Скорее всего, каждое лето они Мариамна и Василий снимали дачу там...
               
В альбоме есть фотографии тёти Тони, дяди Вити, тёти Нади и тёти Лёли, дяди Коли и тёти Фани. Все они в форме, которую, видно, тогда носили гимназисты. На одной фотографии надпись – «Дочь Коли – Таня». А сейчас она где?
 
В общем, наверное, такие же фотографии есть у тебя.
 
Для письма набралось уже пять листов. Это много. Поэтому я закругляюсь. У меня предложение – можно не дожидаться следующего письма, а, если есть желание и хочется чем-то поделиться, то можно писать и несколько писем подряд.

Когда узнаешь – где можно на компьютере считывать информацию с диска, мы запишем на диск и перешлём тебе: дневники бабуси, описание событий по годам до 1959 года (до замужества), и последующие года, где-то до 80 года (мы на нём остановились пока). Правда, и эти разделы до конца не полностью откорректированы, но для первого чтения сойдут. Кроме того, есть законченный раздел об Олеге, до момента его женитьбы на Марине.

Есть описание нашей поездки с Олегом в Брест.

Есть большие по объёму разделы, рассказывающие о судьбе и жизни БАТИ (Витиного отца) и его сводного брата – Жени, который погиб, разбившись на машине, частично описаны детство и юность Виктора.

Но всё, что касается Виктора и его родственников, вероятно, тебе не интересно. Хотя там есть интересные моменты.

Виктор, будучи 11-летним мальчиком, убежал к отцу на фронт. В 2005 году о нём была статья в газете. Можешь посмотреть в библиотеке в подшивке – «Московский Комсомолец» за 6 мая 2005 года. Заметка называется - «Полевропы прошагал он, полземли».

Есть интересный рассказ о восстании в Семиречье (Средняя Азия). В нём участвовали братья БАТИ.

Есть воспоминания Витиного двоюродного брата о репрессированном деде Виктора. Он был священник и был расстрелян тройкой в г. Бузулуке Оренбургской обл. Был реабилитирован.

Это я перечислила то, что мы можем тебе скинуть на дискетку. Печатать затруднительно, так как, не говоря о том, что это 2–3 тысячи страниц, очень дорогие картреджи. Это печатающая лента. Чёрный картридж стоит около тысячи рублей, а цветной (для цветных рисунков и фото) – тысячи полторы. Очень быстро кончается цветной. Хватает на 20 – 30 фотографий. Поэтому я буду тебе в письма вставлять копии с фотографий, и в маленьком масштабе. Ну, а то, что при пересылке письма эти снимки могут попасть на сгиб листа, от этого никуда не уйдёшь. Но главное, ты будешь визуально иметь представление, о чём я пишу.
Отдельно буду понемногу рассказывать о нашей сегодняшней жизни, о Витиной гордости – он самолично выращивает каждый год огурчики и цветы.
Ну, а пока это письмо завершаю. Целую.               

          ИРАИДА.
Привет от Виктора, наших детей и внуков.            18 июня 2008 г.


P. S. Пользуясь тем, что страничка не дописана, хочу тебя спросить – тебе ничего не говорит фамилия Цихинштейн? Кажется, он музыкант – скрипач.  Когда мы с папой были в Астрахани, папа с мамой ночевали у тёти Маруси и дяди Лёвы Курдовых. А нас с Витей устроили в квартире Цихинштейнов, которые в то время были в отъезде. Скорее всего, об этом точнее может знать Вика. Она поддерживала одно время с этими родственниками связь. Они давно перебрались в Москву.
И от бабуси и от самой Вики я знаю некоторые подробности жизни дяди Вити Мейстрик. Наверное, ты знаешь то же самое.

Твоё письмо я занесла в компьютер. Теперь у меня выделен отдельный файл с нашей перепиской. Для меня это удобно, так как память у меня теперь уже не очень крепкая, и я могу запросто писать об одном и том же несколько раз. А так, я просматриваю свои прежние письма, так сказать, освежаю в памяти, о чём уже писала…  Ещё раз целую. Пиши. Жду. 

  ИРАИДА.

 30.07.09 г.
                ЗДАВСТВУЙ,  ЛАНОЧКА!
               
Так тебя называли в детстве и дома.
Ты знаешь, мы, ведь, с тобой долго не поддерживали связь. А теперь, когда я тебе передала дискету со своими воспоминаниями о своей прожитой жизни, я, как будто повидалась с тобой. Очень ценю твои замечания по поводу тобой прочитанного. И, каждый раз, после разговора с тобой по телефону, на меня наплывает чувство безмятежного спокойствия и теплоты. У меня много двоюродных сестёр по линии мамы. Но почему-то я не испытываю к ним каких-то особых чувств. И вот, мне подумалось, что в том, ином мире давно уже встретились Мариамна и Фаина. И сейчас они радуются нашим отношениям. Если помнишь, в дневнике бабуся писала, что очень хотела бы, чтобы мы дружили.

Вот видишь, кажется, их пожелания исполняются. Ну, хватит о моих чувствах. Надеюсь, что они взаимны...

11 сентября – свадьба у Олега с Мариной. Она нам  нравится. А главное, нравится Олегу. Характер, конечно, у него тяжеловатый. Но они вместе уже два года, после смерти его – второй гражданской жены - Татьяны. И вот теперь решили расписаться. У Марины есть дочка. Ей 6 лет. Надеемся, всё пройдёт хорошо.

У нас с Витей накопились все старческие болезни. Пьём каждый день «горстями» лекарства. И понимаем, что жизнь подвигается к крайней черте. Извини, что затрагиваю такую сложную, философскую тему.

Считай, что я подвожу базу под свои ночные бдения. Когда не спится, каляко-малякую стихи. Я хочу привести парочку здесь. Кстати их не так уж у меня много. Просто некогда...

Ты упомянула про детские сошки. Вот теперь можешь сравнить детскую наивность со старческим брюзжанием.

            З А В Е Щ А Н И Е

       Когда уйду я в мир иной,      
       Родня, не плачьте надо мной.
       Душа моя между - мирами,
       Я далеко, и рядом с вами.
       Бессмертен мой мятежный дух.
       Я вижу вас, остёр мой слух.
       И между нами связи нить
       Мне не даёт всё позабыть.
       И, может быть, на землю вспять
       Вернусь когда-нибудь опять.
       Прошу о милостях реальных:
       Не высекайте слов прощальных
       На мраморе над головой,
       Что в мыслях вы всегда со мной.
       Пусть высекут слова сначала
       Те, что я ниже написала.
       Я обращаюсь к вам, живущим,       
       Мимо меня сейчас идущим.            
       Постой ты рядышком со мной,       
       Зажги свечу за упокой,      
       И вспомни всех, кто был с тобой,
       А нынче в мир ушел иной.               
       Я передам им всем привет,               
       А ты  пред Богом дай обет:
       Любить Людей, свою семью,
       Природу, Родину свою.
       Поверь, вернётся всё к тебе
       На нашей праведной земле.
       А если вдруг придёт беда,
       Приди опять ко мне сюда,
       Открой все таинства души,
       И с Богом,  с Верою дыши!
       Надгробный камень – ворота,
       Чтоб проходить туда – сюда.
       Сегодня на земле живёшь,
       А завтра в мир иной уйдёшь.
       И так же, как и ты сейчас
       Кто-то придёт к тебе не раз.
       И примешь ты его поклон,
       Ведь, ты бессмертен, как и он.

А итогом этого стихотворения является моё пожелание, чтобы на памятнике было написано:

              ЭПИТАФИЯ…
       Остановись, прохожий!
       Постой немножечко со мной.
       Зажги свечу за упокой,
       Скажи кому – и в мир иной
       Я передам привет земной.
       Надгробный камень – ворота,
       Чтоб приходить туда - сюда
       Сегодня на земле живёшь,
       А  завтра в мир иной уйдёшь.
       Ну а пока – живи, трудись,
       Прощай, люби, БОГУ молись.
       И сбудется завет любой
       Коли начертано судьбой.

Но иногда мистические помыслы страшат. Представь, сделают такую надпись, и тем самым обречёшь себя на то, что  будешь вечным стражем – почтальоном между мирами. Может, всё отдать в руки провидения?

       Ну, перепишу тебе ещё одно сноблудие.

                БЕССОННИЦА

Ночью события давят на мысли.
Ложишься спать,  и не спится.
В голове  мысль -  в смысле
Это быль, или всё снится?
       До рассвета теребишь подушку,
       Думаешь – как бы заснуть?
       Потому что выворачивает душу
       Наболевшее это –  «чуть – чуть».
Чуть - чуть  не договорила,
Чуть – чуть не  доработала,
Чуть-чуть не доварила,
Чуть-чуть не «заработала».
        Чуть-чуть не поддержала,
        Чуть-чуть не поняла,
        Чуть-чуть себя не сдержала,
        Чуть-чуть  «предала».
И все эти чуть – чуть
Не дают уснуть до утра.
Взять  бы всю эту муть
И выкинуть навсегда.
        Но это легко  сказать...
        Закрываешь глаза и снова
        Мысли, как чёртово колесо
        Всё снова повторять готовы.
Стараешься убежать
От самых наболевших дум.
Пробуешь что-то решать
По логике, не наобум.
        И вроде бы что-то находишь,
        И вроде бы что-то решаешь,
        К какой-то мысли приходишь,
        За это молитву читаешь.
А перед рассветом, потом,
В какой-то миг непонятный
Проваливаешься в сон
Приятный, или не приятный.
        А сон, действительно снится,
        И во сне бывает тревожно.
        Что же со мной творится?
        Почему же в ночи всё так сложно?
Наверное, это старость,
И немощное бессилие,
Накопившаяся  усталость,
И тяжёлых мыслей насилие.
        Протянула бы свои руки,
        Обняла б и прижала к груди,
        Избавила б всех от муки...
        Если б знать только – что впереди?
Почему в бессонную ночь
Хочется смысл найти
 В проблемах, и  чем-то помочь
И решить – куда бы пойти?
        И вроде бы, всё понятно
        Что делать сейчас и потом,
        Но мысли уже невнятно
        Сквозь дрёму  уходят в сон.
А утром, с трудом проснувшись,
Думаешь – что же снилось?
Наверное, сон не важный,
Ведь то, что снилось – забылось.
         И странно, куда же девалось
        Желанье дарить всем   нежность?
        И снова  в помыслах -  вялость,
        В словах – всё та же  небрежность.
А день добавляет новых
Забот и других проблем,
Которых ночами снова
Не разрешить до утра совсем.
        И так всё идёт по кругу,
        И каждый горит в себе,
        Но как же помочь друг другу,
        Найти себя в этой СУДЬБЕ?
И вот иногда подойдёшь,
Рукой погладишь плечо.
Ты веришь, меня поймёшь,
Без слов, ощутив тепло?
        Или молча, на миг, обнимешь
        Как будто лень отдаёшь,
        И будто с души камень снимешь…
        То ли даёшь, толь берёшь?
Ну почему мы не можем
Отпустить чувства на волю?
Ведь мы любимым поможем
Даже, словом справиться с болью
        Но слова где-то там далеко,
        Прячутся  в глубине души.
        И их найти не легко,
        А иногда не хотим найти.
А ночью опять не спится,
И давят тяжёлые думы...
И снова под утро мне снится,
Что я думаю, думаю, думаю…

Не буду больше заполнять письмо всякой галиматьёй.
Я думаю, что грустных стихов и бессонных ночей хватает и у тебя. Я же помню, какие красивые и глубокомысленные стихотворения ты писала.

 Переменим тему.

Хочу тебя попросить. Дневник бабуси кончается, кажется 47-ым годом. Вместо предисловия я приводила перед каждым годом несколько фраз о событиях в стране в этом году. Я бы и дальше хотела в каждом разделе «событий», в начале привести абзац с характеристикой основных событий каждого года – с 1947 и по настоящий год. У меня нет подходящей литературы, чтобы можно было лаконично сделать такие выжимки. А очень хотелось бы, чтобы воспоминания каким-то образом ложились на реальную историческую быль. Тебе, как специалисту, это легко сделать. Я то, не выездная, поэтому, даже, живя в Подмосковье, куда и автобусы не ходят, не имею возможности посидеть в библиотеке.

Вот зимой, когда делать тебе будет нечего, предлагаю тебе поучаствовать в дальнейшем написании и в создании «Энциклопедии нашей жизни».
А для второй редакции «Нашей родословной», жду от тебя более подробных воспоминаний о маме и бабушке.


ДОБРЫЙ  ДЕНЬ,  ДОРОГАЯ  ИРА,  ИРАИДА!

Спасибо за присланную дискету с письмом и фотографиями.
Хожу в нашу библиотеку, где есть компьютер. Вставляю присланную дискету и погружаюсь в свидание с вами...

Вчера в очередной раз было свидание с «КОМПОМ»,  листала и читала родословную, потом страницы об Олеге, потом компьютер «завис», я устала ждать милости от него и ушла домой.
На улице был настоящий ливень, я наслаждалась погодой, укрытая зонтом, так как накануне задыхалась от жары 40 – 50 градусов со своей гипотонией.

Мысленно я давно пишу тебе, а вот реально лишь сейчас. Говорить легче, чем писать, эпистолярный жанр уходит в прошлое вместе с нами, нашим поколением.

Я восхищена тобой, той огромной работой, которую ты проделала, все письма, документы, фотографии привела в систему, всё по полочкам разложила, и вдохнула во всё это свою душу.

«Исполнен долг, завещанный от Бога...» (кажется, продолжается словами – «мне, грешному...» - примечание Ираиды.)

Молодцы вы с Виктором, объездили всю страну нашу большую. А я каждое лето проводила или на Кара-Даге, или Кавказе, и обязательно в Москве, которая была для меня наркотиком. Особенно внимательно поэтому читала я отрывки о Коктебеле, где бывала постоянно, но более я любила местечко рядом – на Биостанции, у подножья горы «Король и Королева», где был дельфинарий и Сердоликовая бухта... Волшебные воспоминания!

Конечно, в одном письме я не смогу написать всё, что могу добавить к твоему гигантскому труду, но буду понемногу кое-что, м.б., дописывать.

Итак, по поводу Мейстриков.
100 % не евреи (кстати, в школе меня тоже считали еврейкой, о чём я узнала много лет спустя, и, что несколько мешало в общении).

Алоис Антонович – настоящее имя АЛОИС  МИХАЛ.

Об этом я узнала в ответе на мой запрос в Чешское посольство в прошлом году. Высылаю тебе этот ответ, там данные о его родителях, братьях и сестре Анне Терезе.

На фотографии юного Алоиса, которую я тебе посылала, подпись Nachod  - название его родного города в Богемии (Чехии). Из этого я исходила в своём запросе.
Теперь по мелочам.

Стр. 3 – Магазин на Б. Исадах – это и есть аптека. Там был бакалейный отдел. Других магазинов не было.

Об Уварове, скорее всего, говорила не Прасковья Матвеевна, а её матушка, ибо Прасковья Матвеевна родилась уже свободной. Я, к сожалению, помню её плохо, помню, вечерами, на семейных чтениях, она читала нам с Мишей «Девида Копперфильда» Диккенса, книгу дореволюционного ещё издания с «ятями». Она хорошо шила, как и её мама. До сих пор помню красивые платьица и сарафанчики, и пальто из бархата с пелериной, которые я носила в раннем детстве.
Она была добрым и ласковым человеком, но в последние годы, как и М.А. была прикована к постели. К сожалению, её могила не сохранилась, так как часть старого кладбища была ликвидирована под строительство дороги.

Стр. 5 – Ж /Д в Мартыновке нет и не было. Связь – автобусы, такси, были самолёты в 70–ых г.

Стр. 6 – Виктор Ал. умер в 48, а не в 66 году.
Кстати он очень нежно относился к младшей сестрёнке Фаине, и игрушки, которыми мы в детстве играли – от него. Это заводные зверюшки, коляски, авто, ж / д – всё от него.

Сослан он был не в Ташкент, а Акмолинск, где была колония – поселение, в Ташкент уехал потом, м.б. ему запретили вернуться в Европейскую часть страны.
Наверное, он любил Марусю Гузикову, но, что она его любила, несомненно, ведь даже отчество сменила при крещении с Ионовны на Алексеевну (к прежнему вернулась через десятилетия, после его смерти). Наверное, он был бы рад, если бы внучку назвали Викторией, но имя ей дали – Вероника.

Я уже писала тебе, что одновременно в Питере, учась на юридическом, он посещал консерваторию. У тебя есть фото, где Виктор А. и Николай А. в 4 руки у фортепьяно. Мама говорила, что он очень любил Шопена.

Первая жена Николая А., мать Тани, она была дантистом, я ещё застала её, когда приезжала в   Астрахань. Расстались они из-за её болезненной ревности. Она даже приходила к нему на работу, контролировала каждый шаг.

Конечно, не были братья ни латышом, ни евреем. Почему их так записали, мы теперь не узнаем никогда.

Я узнала от тебя впервые, что их имена записаны в книге памяти. Значит, слава Богу, они давно признаны невиновными. Я уже давно хотела узнать, почему их арестовали. Теперь, спасибо тебе, знаю.

Стр. 15 – Жильцы каменного перестроенного дома Николая А. никого из Мейстриков не знали. Когда я приезжала в Астрахань и пришла к этому дому, они были напуганы тем, что, как думали, увидев меня, явилась наследница.
Те, кто знал Ал.Ал. -  другие люди, и жили в других домах, куда мы заходили с В.В. Парфёновой, моим гидом по Мейстриковским местам. Она снимала комнату в доме Алония Алониевича (Антоновича) и Прасковьи Матвеевны. Ведь, после смерти мужа, расковья Матвеевна должна была как-то жить, а потом дома и всё конфисковали.

У нас сохранилось фото Юры Мейстрик в 14 лет, он писал стихи, одно из них о дуэли Лермонтова долго хранилось в одной из шкатулок, потом куда-то исчезло.

Я не знала, что у Ал. Ал. было 10 детей, знаю, что из близнецов выжила Надя А., а Юленька умерла. Кстати, муж Н.А. Саша служил в Кр. Армии.

(Здесь Света ошиблась. Саша Виноградов – муж Надежды Алониевны служил не в Красной Армии, а в Царской, за что его и расстреляли вместе с Наденькой).

Дети Мейстриков рождались не каждый год, конечно, и воспитанием их занимались родители, все они много работали в аптеке (клеили, например, пакетики для лекарств). Моей маме было едва 8 лет, когда умер Ал.,Ал., Мариамна Алониевна., твоя бабушка, устраивая детские праздники для сыновей, всегда брала сестрёнку Фаину к себе.
Фаина Алоевна  была дружна с Борей  (старший сын Мариамны) очень, ну, а потом и с Волей (твоим отцом), когда они выросли.

Ну вот, пока всё. Продолжение следует. Буду посылать тебе постепенно всё, что смогу. И фото, которых, у тебя, может быть, нет.

Целую тебя и Милочку.

Привет Виктору. На фото вы оба хорошо выглядите.

Пока – пока.        СВЕТЛАНА.



8 декабря 2009 года.

                ДОРОГАЯ  ЛАНОЧКА!
Как и обещала, продолжаю предыдущее письмо. Один раз, недавно, это продолжение я писала целый вечер, до 3 ночи. И. забыла, пока писала, нажимать на клавишу – «ЗАПОМНИТЬ». Неожиданно, ночью, на полуслове у нас выключили в районе свет. Естественно, всё, что было написано за этот долгий вечер, пропало.
Вот теперь, опять дописываю письмо снова.

За прошедшее время произошло много событий. Хорошие сменялись печальными. В будущем надеемся опять на хорошее...

11 сентября, когда я лежала в больнице, у Олега с Мариной была свадьба. В больницу меня привезли ночью, с острым приступом подагры. Правая нога не работала, ступня вся раздулась, боли ужасные. Поскольку опухала она всё больше, Стэлла с Сашей отвезли меня в больницу. Попала я очень удачно, в отделение терапии с ревматологическим уклоном .
За неделю сильнейшими уколами сняли боль и отёк. Я уже начала ходить с палочкой.

Договорилась с врачами, что они меня нелегально отпустят на пол - дня, на свадьбу. За мной заехали Стэлла с Сашей. Привезли нарядные тапочки и выходное платье. А после свадьбы, в 12 ночи, они привезли меня обратно. Корпус был закрыт. Стучали – стучали,  не достучались. Пришлось идти в другой корпус, и через приёмный покой, подвалами пробираться в родную палату.
Подробно описывать, как проходила свадьба Олега, не буду, так как всё увидишь на фотографиях. К этому письму мы прилагаем дискетку со снимками наших последних событий.

Не на всех фотографиях подписано – кто – где. Поэтому поясню только следующее. За основным столом – Олег и Марина. Рядом – сын Олега, наш внук – Дима (сын Олега от первого брака) и его девушка – Катя. Женился  впоследствии он на другой – на Леночке). Рядом с Мариной – близкий друг Олега с женой.
 Дети – дочка Марины – Вероника, 5-и лет, и мальчик - сын брата Марины.
Весь зал ресторана поделён на две части. Два стола по 8 человек, вдоль окон – это родственники Марины. Мы их почти никого не знаем, поэтому, не поясняю.
За такими же двумя столами, по другую сторону зала – наша родня. Здесь ты увидишь  меня и Виктора, Беременную Людочку с Тёмой (её гражданский муж), Стэллу и Сашу, Татьяну, мою двоюродную сестру (мамину племянницу), и Серёжу, Милочкиного сына.

За следующим столом сидит родня со стороны Виктора – Курманаевы. Витина Тётя, украинка, в своё время вышла замуж за татарина. Их дети – Ганик, Равиль и Роза, сейчас все живут в Подмосковье. После распада СССР, им пришлось всё бросить, и перебраться в Подмосковье, где живёт родня их жен. Жены все русские. Живут они все дружно. Поэтому, если их мы приглашаем на наши какие-нибудь торжества, приезжают представители от их всех   семей. Я в шутку называю их татарской ордой. Так вот, за вторым нашим столиком сидели братья Курманаевы с женами и детьми.

Всё остальное увидишь на снимках. Фотографий нам не дали, их теперь не делают, всё с цифровых фотоаппаратов скидывают сразу в компьютеры.

После свадьбы Олега, мы сразу же начали готовиться к золотой свадьбе.

Мы тебе скачаем снимки с нашего венчания. Там всё подписано. На них ты увидишь нас всех в венчальных костюмах. Когда священник водил нас вокруг чего-то, он ходил быстро, мы за ним еле поспевали. Виктор задел тумбу, на которой стояли свечи и лампада. Тумба пошатнулась. Масло обкапало костюм Витин – рукав и брюки. Перед золотой свадьбой решили отдать костюм в химчистку. И, о, ужас!  На костюме – дырки. Сначала думали, что костюм сожрала моль... А потом, рассмотрев внимательно, поняли что дырки прожжены горячим маслом из лампады на пошатнувшейся тумбе, во время венчания...

Я думаю, что это нас Бог наказал за не совсем серьёзное отношение к венчанию...
Тем не менее, мы с Виктором из накопленных на сберегательной книжке денег, кроме затрат на свадьбу, выделили денежки на новую одежду. Нам Стэлла организовала две вещи.      

Первое - прямо из какого-то ателье привезла домой три костюма (Цена со скидкой, т.к. не через магазин). Мы приобрели два костюма – светлый и тёмный.
И - второе. Меня Стэлла отвезла на оптовую базу, где тоже со скидкой продавались вещи для полных женщин. Меня запустили в это сияющее всеми красками хранилище. Я мерила, выбирала, и, наконец, отоварилась по полной программе. Купила золотую блузку на золотую свадьбу, в тигровых тонах блузку на новогодний праздник, ещё одну красивую блузку, платье на своё семидесяти пятилетие. Кроме того купила современный спортивный костюм: мягкий, пёстрый (чёрный с белым), с капюшоном и другими нашлёпками, типа больших карманов и т.д. В общем, душу отвела по полной программе.

На золотой свадьбе, приглашенных было 43 человека. Присутствовало – 24. В связи с гриппом в Москве, большинство отсутствующих были больными. Поскольку фотографировали Людочка и Тёма, а Илья не даёт маме отдыхать, фотографии будут готовы, вероятно, только к новому году. Поэтому в этом письме мы их не имеем возможности прислать, запишем на другой диск только в следующем году.
Если коротко, то скажу, что Стэлла была ведущей, и всё было подготовлено на самом высшем уровне. Были лепестки роз, которыми вместе с монетами обсыпали нас. Был каравай, выполненный на заказ, также испеченный на заказ свадебный торт. Подарки были заранее продуманы, и все очень кстати: от Стэллы и Саши – новый компьютер, от Олега – рация  (Витя спит в верхней комнате, и, если кому-нибудь плохо, позвать друг друга мы не можем), Дима подарил новый японский аппарат для давления, и т.д. и т.п.

В общем, эмоции были только положительные. Среди гостей, первый раз за всё время, приехали на пару часиков только два молодых сына Ганика Курманаева. Дело в том, что у них умирала предпоследняя представительница старших рода ДУДКО – Нина Ефстафьевна Дудко, младшая сестра Витиного отца, родная тётя Виктора.
В прошлом году ей исполнилось 90 лет. И вот пробил её колокол.

Вот так и произошло. После нашего праздника, через неделю, произошло печальное событие. Она умерла 27 ноября. Стэлла, Саша и Виктор ездили на похороны...

К нам на золотую свадьбу приехала из Белгорода моя двоюродная сестра (по маме), Наташа Плешакова. Она переехала туда с Украины, несколько лет назад с больным, парализованным мужем. Их приняла её подруга. На деньги от проданных в Каменец-Подольском квартиры и дачи, Наташа купила в Белгороде маленькую квартирку, оформила российскую пенсию, и сейчас коротает век в одиночестве. Она приезжала к нам на венчание, и вот теперь гостит у нас до февраля. Ей тоже в следующем году исполнится 75 лет.

Тем не менее, она очень помогает мне. Всё мытьё посуды легло на неё, а также частичная уборка. Я уже не могу наклоняться. Кроме того, моя «мозговая» болезнь постепенно прогрессирует. Дрожат руки, голова. Первые несколько часов более-менее... А потом, устаёт позвоночник, и дрожание усиливается. Я вынуждена лечь, расслабить мышцы... Когда лежала в больнице, в неврологическом отделении, доктор сказала мне, что это не лечится, можно только затормозить болезнь. Но лекарства все будут влиять на мозговую деятельность, подавлять волю, память, мышление. Я отказалась... Так что, Наташина помощь мне очень пригодилась...
Позже оказалось. что - тремер (дрожание) было признаком начавшейся болезни ПАРЕНСОН...

Вот такие события произошли за этот год. Естественно, обо всём писать не могу.
Вике Смирновой (дочке Виктора Алониевича) передала твой телефон. Она обещала позвонить.

Павел Стариков (сын Ольги Алониевны) не пишет и не выходит на связь с ней тоже. Что-то случилось?

По твоей просьбе, привожу здесь самый короткий рецепт приготовления «моего» мяса.
Любое мясо – телятина или свинина. Лучше свинина: корейка, окорок или, карбонат.
Целый кусок кладёшь на доску. Две головки чеснока чистишь. Зубчики разрезаешь на продолговатые, заострённые дольки. Мясо шпигуешь со всех сторон. Разрезы делаешь глубоко и часто. Во время жарки разрезы от проколов затянуться соком и жирком и после остывания никаких проколов от ножа не останется, а чеснок будет только внутри.
Затем кусок мяса натереть солью и перцем. Вот и вся подготовка.
Кладёшь мясо на противень. Чтобы легче было его потом отмывать, можно на противень постелить фольгу. При температуре 200 – 220 градусов мясо запекается в духовке. Через 20 – 30 минут, когда сверху мясо затянется зажаренной корочкой, мясо переворачиваешь, и подливаешь стакан воды. Через следующие 30 минут, мясо опять переворачиваешь, подлив ещё водички, вместо выпарившейся.
Вообще-то  если не лениться, нужно не водичку подливать, чтобы мясо медленно "парилось", а часто поливать соусом...
Через 1,5 – 2 часа (зависит от толщины куска мяса), мясо выключаешь. Можно разрезать на кусочки и подавать горячим. Или - остудить, тогда это будет холодная закуска. Готовность мяса проверяется так. Протыкаешь его зубочисткой, или вилкой. Если выделяется розовый сок – мясо надо подержать в духовке ещё. Светлый сок – готово! Приятного аппетита!!!

Стэлла готовит мясо также, только - в рукаве или - фальге...

Учитывая, что до Нового Года, я едва ли ещё выберу время, чтобы написать тебе, пользуясь случаем, спешу поздравить тебя с Наступающим 2010 годом!

                Д О Р О Г А Я  Л А Н О Ч К А!!!

Я, ВИКТОР и все мои родные, ПОЗДРАВЛЯЕМ тебя с НАСТУПАЮЩИМ
Н О В Ы М     Г О Д О М   и   желаем тебе ЗДОРОВЬЯ,   ЗДОРОВЬЯ  и  ЗДОРОВЬЯ!!!

Желаем также  ИСПОЛНЕНИЯ  МНОЖЕСТВА  МАЛЕНЬКИХ  ЖЕЛАНИЙ!!!
Ведь, именно из многих сбывшихся маленьких желаний складывается сегодня наше
БОЛЬШОЕ   СЧАСТЬЕ. А,  мы,  наверное,  всё-таки  прожили счастливую жизнь,
и  сегодня  тоже  счастливы, правда,  каждый  по  своему.

               ПИШИ,  ЗВОНИ,  ЦЕЛУЕМ,  С   Н О В Ы М     Г О Д О М!!!

 
Жаль, что не можем приехать друг к другу в гости.

                ИРАИДА  и  ВИКТОР

Виктор посылает тебе свою книгу, записанную на дискету – «Первые 40 лет жизни В.А. Дудко».
Эту книгу он писал к своему 75-летию. 80 % текста – это история о его раоте в Научно-исследовательском институте, в Дзержинске. Книга существует, естественно, только на дискетке.

Своё 75-летний юбилей Виктор праздновал трижды. В день юбилея, мы встречались с бывшими сотрудниками лаборатории, которой он руководил 18 лет. Затем мы отмечали его юбилей дома. И уже весной, когда цвели тюльпаны, спирея, сирень и пионы, мы на даче принимали в гостях его бывших сокурсников – "маёвцев".
Во время этих встреч, Виктор каждому дарил, записанную на дискету - свою «книгу». Позже, одна его бывшая коллега из Дзержинки так оценила его труд – «В книге показано становление науки по внедрению вычислительной техники в разработку РДТ на примере одной лаборатории».

Она, как мне кажется, права. Значит, наш труд не пропал даром и попал прямо в цель.

Приятно... Я думаю, что многое тебе будет не очень интересно. Но кто знает? Кроме того, в книге вспоминается и наша семейная жизнь, и отпуска, которые мы проводили в автопробегах на машине. Я уже не помню, что мы посылали тебе из этих воспоминаний. Поэтому отсылаем тебе всю книгу, за исключением рабочих дневников.

Ждём от тебя отзывов на полученную информацию, которой на этой дискетке много.
Надеемся, что она дойдёт к тебе до Нового Года.

Ещё раз поздравляем. Желаем весело встретить Новый Год и РОЖДЕСТВО.

                ИРАИДА  и  ВИКТОР.


Боже мой! Публикуя эти три письма, передо мной пробежали основные события не из жизни Светланы, а события нашей с Виктором жизни за последние годы нового века.

Подробности всех этих событий, в сопровождении  фотографий я никак не соберусь опубликовать в последней книге нашей саги – «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НАШИХ ЖИЗНЕЙ» - «ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ»...

Обещанного три года ждут... Дойдёт время и до этих публикаций...Надеюсь...



Рецензии