Записки пограничного комиссара. Часть 32

Уход Ху Яобана,  и поездка в Хэйхэ


Китайцы приняли эстафету волнений у казахов. 5 января 1987 от 300 до 400 студентов Пекинского университета в знак протеста сожгли несколько сот номеров газеты "Бэйцзин Жибао", которая якобы искаженно отразила требования, выдвинутые ранее студентами по демократизации общества. В печати говорилось о требованиях студентов от улучшении питания в университетских столовых до свержения коммунистической партии.

События в Пекине имели свои последствия. 21 января состоялось расширенное заседание Политбюро ЦК, КПК, на котором была  удовлетворена просьба Ху Яобана о его отставке с поста Генерального секретаря ЦК КПК.  Было решено, что пост Генсека временно будет замещать премьер Госсовета КНР Чжао Цзыян. Одно из обвинений, предъявленных Ху Яобану, состояло в том, что «он проявил слишком большую снисходительность, имея дело с западными идеями».
 -А может за то, что Япония для него стала другом,  - высказался в кабинете Алекс.
 -Да не переживай ты за этих китайцев, - предложил, зашедший на перекур Олег Северюхин, смотри, что у нас творится и протянул газету.
В ней сообщалось о многочисленных перестановках.  Бывший Секретарь ЦК Борис Ельцин стал первым секретарем Московского горкома; мэром Свердловска назначили незнакомого Алексу Юрия Петрова; Андрея Громыко выдвинули на пост Председателя Президиума Верховного Совета, а Министром обороны стал маршал Соколов.
-Это пожалуй еще не все перестановки, - добавил Северюхин. - Я слышал, что первым секретарем Киргизии назначили Масалиева. Вот дела, не успеваешь ориентироваться!

-Вот закрутилось! - поддержал его Богданов. Это все потому, что и китайцы и мы долго топтались на одном месте. Реформы надо было проводить раньше и постепенно. Время упустили, вот и нагоняют.
-Это у нас, как правило, - согласился, заглянувший на шум Леонид Коновалов, - медленно запрягаем, но быстро ездим.
-А китайцы что? - поинтересовался Мощиц.
-Они и есть первые  консерваторы, все Конфуция изучают и книги древние, типа «Речные заводи», у них это в крови, - высказался Алекс и сел изучать китайскую прессу.
В Китае  Новый год, по ихнему Праздник весны. Алексу пришлось встретить его в городе Хэйхэ. Перед встречей  перечитал записки академика Сладковского по его поездке из Благовещенска в Хэйхэ (Сахалян) в 1917 году. Автор писал: «В городе Благовещенске еще не было прочной власти, граница, таможенный контроль находились в руках казачьих атаманов. Пропуск через границу осуществлялся через «рогатки» - КПП по  полученным накануне на выезд и возвращение в тот же день пропускам.

Пропуск осуществляли два таможенных контролера и один полицейский пограничный офицер. Пересечение границы осуществлялось на пароходе с обязательным возвращением к вечеру, иначе налагался штраф на сумму 5 рублей».
Вот и все тебе правила. С нынешними сравнивать не приходится, да их просто и нет – страны закрыты друг для друга. В Китае праздник Весны, а холод порядочный. Недалеко от старого здания управления отряда, от так называемого губернаторского дома на автомашинах, минуя ледяные торосы, пересекли Амур. Китайцы встретили советскую делегацию на берегу и проводили в представительский дом. Неожиданно затрещали петарды и засверкали многочисленные, разлетающиеся в разные стороны огоньки. Сколько раз Алекс общался с китайцами, но на таком праздничном фейерверке присутствовал в первый раз.

У китайцев существует поверье, что спокойно праздновать Новый год можно лишь тогда, когда из дому с помощью хлопушек будут выгнаны злые духи. Хлопушки китайцы использовали разные: маленькие однозарядные, многоразовые на пулеметной ленте, взрывающиеся от огня поочередно в течение одной двух минут, и крупные двухзарядные, взлетающие высоко от первого выстрела и затем, взрывающиеся второй раз, разбрасывая по сторонам бенгальские огни.
Вспомнились прочитанное о переговорах графа Муравьева-Амурского в Айгуне 16 мая 1856 года. «Айгуньский Амбань Дзирачинга был в парадном халате. Верхняя его часть — распашная кофта чаофу цвета индиго украшена белым «облачным» оплечьем юньцзян и расшита мелкими золотыми птицами среди цветов.  На голове островерхая шапка гуаньли с шариками цвета индиго. На груди амбаня красивая накидка буфан с головой тигра».

Переговоры тогда проходили по вопросу трактования прохождения границы между двумя империями. В российскую делегацию  входили: епископ Иннокентий, управляющий дипломатической канцелярией титулярный советник Бюцев, статский советник МИДа Перовский, управляющий путевой канцелярией губернии Карпов, подполковник ГШ Будоговский, начальник 1-го отделения Амурской линии подполковник Языков, губернский секретарь дипломатической канцелярии и переводчик Шишмарев и священник Алексей Седых и несколько помощников.
Ответные переговоры состоялись 8 октября в Мариининском посту. Переговоры вначале вел контр-адмирал Василий Степанович Завойко. Помощниками у него  были Крымский, Сычевский и Свербеев.

Читая, Алекс вспомнил об острове Сычевском на участке Хабаровского отряда. Не исключено, что и назван он именно  в честь упомянутого участника переговоров. Осталось только выяснить, на какой он состоял должности и какие выполнял после переговоров функции. Точно было известно, что станица Екатерино-Никольская на биробиджанском участке, была названа в честь жены генераал-губернатора Муравьева Екатерины.
Нашелся и Сычевский. Родился он в семье казака. Обучался в Иркутской губернской гимназии, но не закончил ее и в 1825 г. поступил на службу в штат Троицкосавского пограничного правления учеником монгольского языка. Через два года был прикомандирован к канцелярии Иркутского общего губернского управления для ведения переписки с заграничными представительствами.

Генерал-губернатором Восточной Сибири Сычевский назначается советником Троицкосавского пограничного правления. Исполнял обязанности советника 1-го отделения Иркутского губернского правления, а через год  был назначен чиновником особых поручений Главного управления Восточной Сибири. По распоряжению генерал-губернатора направлялся пограничным комиссаром в Кяхтинское градоначальство для дипломатических сношений с Маймачинским правителем.
Алекс про Сычевского выписал подробно. Как никак коллега по переговорам с китайцами, знал язык и вероятно их обычаи, раз прожил в Пекине около десяти лет. - Почитать бы его воспоминания, опыт его не помешал и сейчас, - мечтал Алекс. Мечта его сбудется много лет спустя, когда появится возможность заглянуть в интернет и получить справку по любому вопросу.

На упомянутых переговорах с китайцами Завойко вел разговор с соседями о возможной угрозе со стороны англичан и французов, корабли которых уже подошли к Камчатке. Русским нужно было  провести сплав войск  и артиллерии по Амуру к его устью. Цель — не допустить вход в Амур англичан и французов, участников Крымской войны, что угрожало и цинской империи.
Китайцам по Опиумным войнам было хорошо известно, что англичанам всегда тяжело живется, если с их противниками никто не воюет. Не сейчас, а позже они все же пошли на объединение усилий с Россией против Англии и заключили известный Айгуньский пограничный договор. На самом деле китайцы опасались не только англичан и французов, но и русских:   «... Вы завладели насильственно местами срединного государства, - переводил Шишмарев послание Айгуньского джангина, - и, как кажется, вовсе не для отражения англичан и как нам думается, без на то повеление императора...люди ваши крепкого сложения и склонности к спорам и дракам охотники. Поэтому вам следует пораньше возвращать их и поддерживать с нами дружеское согласие....».

Муравьев, по-китайски Мужавифу, предложил Айгуньскому амбаню по всем вопросам обращаться не к нему, а к господину Языкову, назначенному начальником, по рангу равному амбаню в Усть-Зею (нынешний Благовещенск). Языков туда еще не прибыл,  а командир поста сотник Травин докладывал, что за зиму он потерял 29 человек. Причины те же: тиф, цинга, народ мерз, потому как жил в сырых землянках. Выяснилось, что поблизости не было подходящего для строительства леса. Не отпетые покойники лежали в промороженном складе. Не было священников. - Эх, - вздыхал Алекс читая обо всем этом, - всяко стремятся русские решать глобальные проблемы, имея под носом тысячу не решенных.
Визит в Хэйхэ в 1987 году был рангом пониже и задачи переговоров у сторон стояли не столь грандиозные. Китайцы не в халатах, а также как и их коллеги в военной форме. У китайцев праздник и потому официальная часть заняла немного времени. Традиционный чай, разговор на дежурные темы о здоровье, об изменениях в личной жизни и служебной биографии. После разговора и уточнения программы дня началась прогулка по городу. Делегации сторон проехали мимо новых объектов строительства и посетили современное фотоателье, которое произвело на приглашенную сторону впечатление. Современная японская техника, чисто, аккуратно, а главное фотографирование прошло быстро и с комфортом.

Поразил всех и результат. В конце дня, когда советская делегация возвращалась домой,  всем вручили фотоальбомы и каждому по пачке готовых цветных высококачественных фотографий. Все это  было в новинку. Россия в этих мелочах отстала от Китая на 4-5 лет.
После фотографирования обе делегации проследовали в здание Педагогического техникума. Праздничная обстановка, радостная молодежь, концерт, танцы создавали приподнятое настроение. Сценарий встречи был построен на совместных традициях, и имеющих ранее, культурных контактах.  Китайцы пели наши песни, гости тоже исполнили, известную им "Туаньцзе цзю ши лилян" ("Солидарность это сила"). Много было сказано теплых, искренних слов.

Особенно запомнилась встреча с ветеранами, которые делились впечатлениями о характере братских отношений  двух стран в 50-е годы. В 80-е годы, как казалось Алексу,  еще была возможность объединиться СССР и КНР на социалистической  платформе, но время для этого было сознательно упущено. Социализма и коммунистической партии в России не стало. Она, вслед за Китаем, бросились навстречу Западу. И тогда, когда  Китай в Западе уже разочаровался, а ельцинские россияне, как слепые, пошли по той же скользкой дорожке. Обидно. Так долго шли друг другу навстречу, вроде появился момент сближения и вдруг опять разворот на девяносто градусов.
-Любят в нашей стране оригинально мудрствовать и ударяться в различные политические крайности., - пришел к выводу Алекс. Однако надежды окончательно не терялись и были они связаны с назначением на пост посла в Китае опытного дипломата, не политика, Трояновского.

Китай в 80-е годы уходил от политики, переходил на экономические рельсы, а потому главное место в их пропаганде стала занимать демонстрация роста экономики, туристического сервиса и рыночного ширпотреба. Китайцы уже активно работал на бизнес, их соседи никак не могли освободиться от политической и демократической зашоренности.
Ранее китайцы принципиально не поддерживали советскую идеологию и боялись "тлетворного влияния", которое могло бы разложить революционный дух военных представителей на границе. С середины 80-х ситуация резко изменилась. Откровеннее и напористее стали соседи. Отдельные их представители даже стали признаваться, что имеют отношение к спецслужбам и тем самым вызывали собеседников на откровение. А что такое откровенность? Откровенность это как наживка при рыбной ловле, забросил крючок и жди когда клюнет. Советская наживка с козырями закончилась, забрасывать приходилось все реже и реже, теперь соседи наступали, российские офицеры чаще молчали, уйдя в оборону, и стали похожи на китайцев 70-х годов. 

На западных примерах китайцы "раскрепостили сознание" («цзефан сысян»), а  их соседи  оставались на старой марксистко-ленинской базе.  Хотя, не от всего отказывались и китайцы. В связи с этим небезынтересно было Алексу узнать, что они «одобряли произведения В.И.Ленина с 1 по 35 тома 4-го издания и работы И.В.Сталина, начиная с 1938 года. Почему именно в таком раскладе, Алексу разобраться не удалось.
Встреча в Хэйхэ закончилась за праздничным столом. Главное блюдо новогоднего стола свинина и курица, приготовленные на пару. Китайцы эти блюда изрядно сдобрили перцем: перченая свинина (лаодэ чжоу), перченая курица (лаодэ цзи). Далее последовали традиционные пельмени (цзяо цзы) довольно крупных размеров и жареная в кисло-сладком соусе амурская рыба сазан. На столе были и деликатесы: хайшен (трепанги), хайцай (морская капуста), хэймуэр (черный древесный гриб) и еще многое другое русскому человеку не всегда понятное.


Любовь к драконам

 «Кто поднялся на цыпочки не может долго стоять». 

                Лао-цзы.

Согласно официальным статистическим данным, к концу 1986 г. численность населения Китая составила 1.06 миллиарда. человек, то есть стала на 14 миллионов больше чем в предыдущем году.
В Москве  возобновились пограничные переговоры с КНР, прерванные 9 лет назад. Обсуждался вопрос о принадлежности островов в фарватере Уссури и Амура, а также проблема демаркации пограничной линии между СУАР и СССР. Как сообщила газета "Токио Симбун", стимулом к возобновлению пограничных переговоров послужило предложение об определении границы "по главному фарватеру" Амура, выдвинутое Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым в июле прошлого года во Владивостоке. Этому также способствовали заявления СССР о частичном выводе советских войск из Афганистана и Монголии.

Наши войска выводятся, а китайские модернизируются. Вместо 11 военных округов стало 7. Созданы межвойсковые подразделения по западному образцу. Открыта Академия национальной обороны. В 1987 г. планировалось демобилизовать более 700.000 человек, в том числе 410.000 солдат и 300.000 офицеров.
В Китае после шествий студентов началась кампания по борьбе с "буржуазным либерализмом". Председатель ВСНП Ван Чжэнь осудил студенческие демонстрации и заметил, что кампания 1983 года против духовного загрязнения «была направлена в верную сторону» и предложил ее продолжить. В связи с этим стала очень популярной притча о любителе драконов по имени Ши.

Суть такова. Одежда и кувшин для вина одного жителя Поднебесной по имени Ши были украшены эмблемами дракона. Все резные украшения в его доме также изображали драконов. Услышав об этом, небесный дракон опустился на землю, прополз через двор в дом Ши и просунул голову в окно. Когда господин Ши увидел голову дракона, он бросился прочь от него, побелев от страха, ведь на самом деле он любил совсем не драконов, а только их изображение.
Студентам намекали,что их увлечение западом чревато тяжелыми последствиями для страны и их лично. Запад — это тот же дракон. Тем не менее, студенты, а кое-где и рабочие, требовали на митингах свободы печати и соблюдения прав человека. Однако многие в Китае испугались реальной действительности так же, как упомянутый любитель драконов Ши при виде сказочного чудища. Это случилось и с российскими любителями демократии. Когда они почувствовали ее криминальный, грабительский привкус, а то и откровенный враждебный курс со стороны «демократического» мира, то они сразу от нее попрятались.

Это, правда, случится лет через десять, а пока агентство "Синьхуа" передало из Урумчи, что для жителей деревни Хоргос с населением 500 человек наступил туристический бум. Туристы со всего мира бродят по аллеям этой деревни, которую не один иностранец не посещал в течение десятилетий. Хоргос открылся в ноябре 1983 года и превратился в один из притягательных пунктов на древнем "шелковом пути", который соединял Китай с Европой с 200 года до нашей эры. В 1985 году почти две тысячи человек прибыли в Китай или же выехали из него через Хоргос, чтобы посетить родственников, 10 тысяч туристов прибыли сюда для осмотра достопримечательностей. Кто бы мог подумать! Пройдет год, и Алекс окажется в этих местах.


Рецензии