Яблочко, любимое и красными и белыми

«Яблочко» — русская песня-частушка, популярная среди революционных солдат, а также исполняемый под её мелодию матросский танец.  Известна своими многочисленными вариантами текстов периода гражданской войны: их пели и красные, и белые, и разные другие. Со временем «Яблочко» стало своеобразным матросским гимном, хотя со временем и переродившимся из матросской песни в матросский танец.  В годы революции и Гражданской войны была популярна народная матросская революционная поэзия. Это были прежде всего куплеты-частушки, которые можно было петь под гармошку.  Простота этой формы приводит к большой лёгкости переработки, при которой путём замены одного-двух слов достигается коренное изменение всей политической направленности произведения в целом. Таковы, например, известные частушки с зачином «Я на бочке сижу», «Эх, яблочко».
С конца XIX века в России у матросов стал популярен английский танец моряков хорнпайп — изначально очень далекий от моря, но к началу XVIII века стал популярным среди моряков. Затем танец появился на эстрадах кафешантанов под названием«матлот»(фр. matelote — «матросский»). Его исполнители, а иногда — исполнительницы, травести, включали в свои номера как обязательные элементы — «вытягивание каната», «подъём на мачту», «качалку» с ноги на ногу, воспроизводившую морскую качку, и т. п. В послереволюционные годы матлот обрёл всенародную популярность, сменив название на чисто русское: матросское «яблочко», по одноимённой песенке, распевавшейся по всей России: «Эх, яблочко! Да куда котишься?», став как бы символом революционного моряка. Главным в нём становятся ритмические удары и переборы ног — чечётка. Резко меняется и манера танца — став более энергичным, размашистым. Его танцуют на одном месте с заложенными за спину руками.
Танец военных моряков под названием «Яблочко» вошёл в балетную постановку на музыку Р. Глиера «Красный цветок», которая состоялась в 1927 году. Сцена Большого театра подарила танцу яблочко новую жизнь на профессиональной сцене. В годы Великой Отечественной войны в военных частях особенным успехом пользовались танцы на военную тему и народные пляски. Каждая воинская часть имела свой коллектив, и почти каждый коллектив своё «Яблочко». Сегодня матросский танец «Яблочко» — это концертный номер в сценических композициях и в репертуаре как профессиональных, так и самодеятельных коллективов.
В танце все движения выполняются на 8—16 тактов исполнения, а мелодия построена по специальному музыкальному квадрату. Темп танца может быть от медленного и до очень быстрого. Начинается яблочко медленным выходом моряков, широкими жестами рук. Танцоры соединяются в ряд, кладут руки на плечи друг друга, а ногами делают очень быстрые шаги и выстукивают дроби. Со временем темп увеличивается и здесь уже танцоры показывает свою технику. Для танца характерными являются русские переплясы, когда один из танцоров показывает какое-либо движение, а другой должен его повторить, а затем показать своё «коленце», что должен повторить первый танцор.
Есть версия, что прародителем основной его мелодии послужил английский танец под названием «хорнпайп», который и стал праобразом танца «яблочко».
Также существует версия, что мелодия зародилась на Черноморском флоте, где служили преимущественно украинцы, на основе украинской плясовой припевки.
 Ой, яблучко,
Куди ж котишся?
Пусти, мати на вулицю,
Гулять хочеться!
Большинство российских исследователей придерживаются версии, что танцевальный напев позаимствовали из молдавской зажигательной народной песни-пляски «Калач». Впервые ноты опубликованы в Ростове в 1916 году в издательстве Андрея Дидерихса под общим заголовком «Песенки настроения» Николая Тагамлицкого. На задней странице обложки было написано: «Большой успех! Песни улицы. Новый жанр». И далее перечислены песенки этого рода, среди которых было и «Яблочко». Самой старой известной записью является патефонная пластинка фирмы Columbia ( E9054 ) конца 1920-х с песней в исполнении Давида Медова (David Medoff).
В период Гражданской Войны в России появилась масса различных куплетов на мелодию этой песни.
Самый известный куплет:
Эх, яблочко,
Да куда котишься?
Ко мне в рот попадёшь —
Да не воротишься

В фильме 1963 года "Трое суток после бессмертия" есть особенно яркий эпизод. Пленный моряк, один из последних защитников Севастополя, со связанными сзади  руками танцует "Яблочко" на броне  танка. Таких людей  не сломить. Это хорошо понимает фашист, убивающий матроса, которого блестяще играет Георгий Юматов.


Рецензии
Прочла с интересом.
Валерий, спасибо за познавательный рассказ.
В подтверждении ваших слов, о популярности на фронте этого танца во времена ВОВ, хочу привести выдержку из фронтового письма отца о праздновании в 1944 г 27ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
.
«Праздник прошел хорошо. Вчера с утра был в подразделениях, видел, как солдаты, сидя в траншеях, делили Наркомовский паек - «Московскую». Смехотворные есть старики, когда выпьют, заявляют: «Эх, как хорошо пошло по пролетарским жилкам!» Присутствовать пришлось не долго, приехали на ВИЛЮСЕ, забрали меня и поехали туда, где был 7-го ноября.
За столом у командира части – Комкор, моё руководство и приехавший из госпиталя бывший начальник, которого постигло несчастье в августе месяце.
За столом было всего 8 человек, в землянке места много. Командующий артиллерией пригласил лучшего гармониста, который исполнял на аккордеоне любые вещи. Пришлось и мне станцевать «Яблочко».

http://www.proza.ru/2015/12/08/113
С уважением,

Таня Киселёва   18.10.2018 10:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.