Чёрный Ягуар. Часть 2. Прозрение

Обратно они шли ведя за собой длинные цепи пленников, рабы сгибались под тяжестью военной добычи. Его окружали не смотря на немилость владыки огромным почётом, в глазах и знакомых и незнакомых воинов он поднялся на неимоверную высоту.
Его звали в свои шатры военноначальники, жрецы проводили над ним священные обряды, окуривая листьями тунхи- табаком. От этого ароматного, горького дыма кружилась голова и сердце радовалось. Из всех воинов, что он привел с собой на битву уцелел только Красная Черепаха, но скорее всего его не донесут до города- ему проломили череп. И он не приходил в сознание, только тяжело дышал и временами бился в конвульсиях. За то он получил повышение и теперь под его началом было чуть меньше сотни воинов второго ранга, таких же, как недавно был он сам. Его и без того гордая осанка и взгляд стали ещё более величественными, и от его взора многие отводили глаза не в силах вытерпеть его мощи.
Обратная дорога была радостной, воина пели на ходу и плясали на ночёвках. По приходу в великий город их встречали жрецы оставшиеся в стороне от битвы торжественной процессией. Словно радуга- Кучавира опустилась на землю с небес- так пестрели перья всевозможных  цветов. А уж золото торжественных штандартов и вовсе слепило своим блеском. Опять звучали священные гимны, опять были сказаны торжественные речи, и только под вечер воины смогли разойтись по домам. В кладовых его небольшого двора не хватало места для военной добычи, ему некуда было девать новых рабов, и он отослал их на невольничий рынок под охраной своих новых подчиненных. В торговый день он обменяет их на золото и раковины, а пока он просто отдыхал, пил желтую сапкуа, заедая её различными фруктами, что приготовили к его возвращению жены и рабы.
Утром, когда у него ещё болела голова, к воротам его двора подошла небольшая процессия из младших жрецов и дворцовых воинов- Великий Правитель призывал к себе пленителя Сапы.
Времени на сборы было мало, ему наскоро заплели самую простую из дозволенных по этикету причёску, он накинул на плечи первый попавшийся из доставшихся в награду плащей, и в окружении почётного караула отправился к дворцу. Раньше он редко здесь бывал, да и то, дальше второй стены проходить ему не дозволялось по рангу. теперь же он оказался во внутреннем дворе утопавшем в живых и доставленных из джунглей цветах. С них собирали сладкий нектар крошечные колибри, их зелёные, красные, синие перья ослепительно сверкали на солнце. Они носились туда- сюда, замирая возле цветков. Крылья их порхали с такой скоростью, что невозможно было их заметить, казалось птичка окружена лёгким, прозрачным облачком.
Великий Пакаль так не удостоил его своей аудиенцией, с ним говорил жрец Суа..
-Через две луны настанет священный день, в оказание великой тебе чести ты поднимешься с нами на вершину Его пирамиды и своей рукой отправишь к Нему добытых тобой пленников. Камм- мо –Хиш не пожелал почему- то отправляться к Великому Суа, предплочёл откупиться тысячей рабов и изумрудом с кулак размером. Самое странное, что его сыновья тоже согласились его выкупить, вместо того, чтобы править самим после его ухода на небо. но это тебя не касается. И так честь слишком велика. Тебе придётся пройти очистительные обряды, пост и низшее посвящение. Так что приходи завтра на рассвете, мы будем тебя готовить… Проклятый жрец Кими! Как он вообще посмел сказать такое! Всё, уходи!
Два месяца священного  календаря Хааба он провел не покидая подземелья храма. Над ним творили чёрные чары Смерти. Редко ему удавалось вырваться от туда под предлогом необходимости священного бега в честь богов. Он действительно убегал из города, но направлялся не к священным озёрам, а в глухую чащу, где его ждали воины и обречённые рабы. Он приобрёл несколько обсидиановых ножей, и несколько рабов из тех, что сам же и продал совсем недавно, полученных в награду. Пришлось немало переплотить, но он решил, что оно того стоит. Четверо воинов хватали обреченного как четыре Чака, растягивали на диком камне. Они были сильнее жрецов, но имели меньше сноровки в таком деле, рабы дёргались и корчились, сложно было с одного удара попасть куда нужно.
Он сломал все купленные ножи, но ни разу ему не удалось проделать всё как положено. С осколком обсидиана возле сердца человек агонизировал, вырывался из рук подручных, один даже смог убежать шагов на пятьдесят, пока его оглушили палицей.
Тревожно было на сердце у Чёрного Ягуара.
Если такое произойдёт на священной вершине пирамиды, позор ляжет на его голову. Сейчас он считается сильнейшим воином, но что же станет с его славой после такого?
Спросить совета у жрецов он не мог, опасаясь их насмешек, но наконец, почти в отчаянии, он отправился в храм Кукулькана- Пернатого Змея. С этим жрецом он ещё не виделся, да и вообще он был всегда на особицу среди прочих, ведь в старину Кукулькан вовсе запрещал приношение в жертву людей. Заменяя их говорящими попугаями, а то и просто связками цветов и сапкуа.
Жрец был старый, сморщенны  и сгорбленный. Носил он простой белый плащ, обернувшись им как простолюдины. В храме на верху пирамиды было темно, пыльно и пусто. В последние годы культ этого бога приходил в упадок, все хотели войны и крови, к чему же тогда проповеди о науке и мире?
Чёрный Ягуар начал издалека, долго ходил вокруг да около, как внезапно Канн- Балам, который казалось его не слушал, а то и вовсе задремал, резко открыл глаза выцветшие от старости:
- Что, не уверен в себе воин первого ранга?
- В себе я уверен как и в воле Великих Богов, которым служу я всю жизнь!- гордо отчеканил побелевший от гнева Чёрный Ягуар.
- И всё же ты пришел ко мне. Или это не воля богов?
- Я служу Кими, Суа, Чиа и Вуицлапочтли! Не твоему Богу!
- Однако ты пришел к Нему. Твои боги слишком жестоки даже для тебя.
- Я воин первого ранга! Я пленитель Сапы! Я Чёрный Ягуар!
- Так ответь мне, Чёрный Ягуар, зачем же ты живёшь?
- Я живу что бы служить Богам и Повелителю Пакалю!
- А та сам не отказался бы занять его место?
- Святотатство!
- Разве? Ведь и он, и ты, и любой крестьянин, и даже раб рождены одинаково- в муках и крови матерей!
-Кощунство!
- И ты,и они, и Повелитель Пакаль неизбежно одинаково умрут, не важно от оружия, или старости.
- Я не боюсь смерти! Я служу Кими!
- Ты, верно считаешь, что ты большой специалист в этом деле?
- Я воин первого ранга!
- А скажи мне, воин первого ранга, зачем ты воин? Зачем убиваешь людей?
- Без людской крови Боги отвернутся от нас! Разве ты, жрец этого не знаешь?
- Разве боги сами сказали тебе это? Или это были их жрецы? А даже если это и так, то чем же люди для них отличаются от того же йомги и абы для нас? Раз они поедают наши жизни, так боги ли они, или просто хищники!?
- Но они и дают эти жизни! Они дают нам йомги и абу. Свет солнца, дождь и чувства.
- Другие племена, что живут в далёких джунглях не убивают кроме как для обороны, и солнце светит им так, же как и нам .
-Эти дикари!?
- Они так же рождены от отца и матери, а если ты считаешь их дикими от того, что они не строят каменных жертвенников и дворцов, так они им просто не нужны.
Они свободнее тебя, они не служат никому кроме себя и своего рода. А ты служишь множеству богов с их жрецами и Пакалю. Так же до того так прожил жизнь твой отец, его отец, и все, кто лежит в могилах нашего племени. Так зачем же они прожили свои короткие жизни, подаренные как ты сказал богами?
- То есть, жизнь мы имеем по воле богов! Ты сам сказал!
- Я и не говорил, что это не так, просто боги изначально благи. Они дают свет солнца, дождь и любовь. Это действительно так. Но они очень далеки, и по этому их место на вершинах пирамид заняли алчные и жестокие жрецы, они давно уже стали одержимы демонами, которые незаметно заслонили от их взора истинных благих богов, вот от чего приносятся в жертву столько жизней. Это коварные демоны пожирают наш народ. Причём как тела, так и души, ведь ты не видишь ни  красоты радуги, ни прелести цветов, не слышишь щебета птиц, вся твоя жизнь- лишь служение и война. Ты как будто идёшь по узкому ущелью с высокими стенами, и видишь только мёртвый камень, в то время как над тобой на высоте всего- то в рост живёт огромный прекрасный мир, но ты об этом и не догадываешься, ты знаешь только то, что должен идти этим коридором.
И пройдёшь им от рождения до смерти, как и все люди наших городов.
- Ты хорошо говоришь, старый жрец, но понимаешь ли ты, что если об этом узнает хоть кто либо меня тебя самого убьют на алтаре? Или утопят? Или сожгут? А может и просто стукнут по лысой башке палицей, а труп выбросят в сточный ров за стенами города? Ты не боишься говорить это мне, почему? Так указал тебе твой Кукулькан? А, старик?
- Вроде того… Хотя как я мог сам себе указать… Ты не думал, почему в отличие от всех чонталей я брею волосы?
Чёрный Ягуар взглянул в выцветшие стариковские глаза. Почти прозрачные в отличие от чёрных радужек всех прочих индейцев, даже стариков, на то, что кожа хоть и покрытая старческими бурыми пятнами на голых руках, остальное тело скрывал плащ. Глаза его выхватывали деталь за деталью, понимание охватило его как волна ужаса, он отступил к стене, упёрся спиной, и сполз на каменный пол. Старик был почти невиден в темноте храма, но от того, что он находился в одном помещении с Богом повергло его в священный трепет, которого он никогда не испытывал во время бдения на священных обрядах.
- Ты Кукулькан?!
- Да.
- Сколько же тебе лет?
- Много.
- Восемь раз по пятдесят два… четырестошестнадцать…
- Чуть побольше… Но это не важно сейчас.
- Но почему же не ты правишь чонталями? Почему не учишь их как в древние времена?
- Я уже учил вас. Вас, и все другие народы этой земли. Я обошел все земли от белого севера до чёрного юга, и как только я уходил, люди снова принимались за свои прежние дела. Когда я вернулся в этот город всего- то через тридцать лет после ухода, что я обнаружил? То же самое, как и до моего первого появления- дым и кровь на вершинах пирамид. Все мои дары люди употребили на усиление своих страстей, на расширение территорий, и войну. Богатства, которые я принёс всем скопились у немногих. И они стали повелителями, других нарекли рабами. Так что я отчаялся. И многие годы просто жил в ужасе от того, что происходило вокруг. За все эти годы лишь ты пришел ко мне, были ещё другие, но это было так давно, что о них не осталось никакой памяти.
- И что же дальше?
- Дальше? Если ты готов, то мы можем попытаться вновь, так как я стар, но ты молод,  обладаешь силой, славой и влиянием, вместе мы можем опять бросить вызов демонам, и снова принести мир справедливость и истинных богов этому городу.

Только теперь Кукульканом будешь уже ты!



Продолжение следует.




Пояснения.
В опиываемый период майа не контактировали с ацтеками и тем более муисками, но при схожести мифов этих трёх народов я позволил перемешать имена божеств и выбрал наиболее благозвучные для русского уха, а то именно майайские уж очень сложны.

Суа(муисск.)- Солнце.
Чиа(муисск.)_- Луна.
Владыки Шильбальбы(кечуа)- демоны повелитель преисподней.
Кими(майа)- Смерть.9Ах- Пуч- так же имя одного из владык Шильбальбы)
Вуицлапочтли (ацтекск.)- бог войны.
Кукулькан(майа)- белый бог, пернатый змей,(ацтекский Кецалькоатль, муисский Бочика- Виракоча) тот, кто научил людей земледелию, астрономии, даровал справедливые законы.
Пакаль- Халач- Виник- правитель майа классического периода, его гробница(есть версия, что не его, а сына) расположена под храмом ягуаров.
Канн- мо- Хиш- провитель города государства Паленке.
Сапа(муисск.)- повелитель.
Кучавира(муисск.)- богиня радуги.
чонтали- племя майа.
желтая сапкуа- нефильтрованное кукурузное индейское пиво.
По свидетельствам конкистадоров индейские воины действительно разбегались после плена или гибели их предводителя. То же подтверждает и свидетель конкисты дон Хуан де Гуатавита(муиск, наследник священного озера Гуатавита)

 


Рецензии