Путешествие в младенчество

« Анимистические убеждения – исполнение желаний, тайные силы, всевластие мыслей…
 Сегодня мы преодолели этот способ мышления.»  З. Фрейд

Ночью удалось каким-то образом мысленно перенестись в очень раннее детство, младенчество. Я держу какую-то игрушку, вроде человечка. Она пластмассовая.  На тонкой резинке, протянутой через тельце - ручки. Они легко вытягиваются, и резинка упруго втягивает их назад. Меня одолевает очень сильное желание повторять это движение, насытиться им. Это настоящее влечение, которое  невозможно преодолеть. В такие моменты я начинаю понимать детей, у которых отобралии игрушку. То, что ничего не значит для взрослого, обладает непреодолимой  притягательностью для ребенка.
Вот еще ощущение, которое удалось схватить: одновременно дотрагиваюсь до предмета и нет. Не могу различить эти состояния и испытываю от этого дискомфорт. Наверно, ребенок не отличает ощущение от  предмета,  находящегося на расстоянии, от памяти прикосновения к этому предмету. У него возникает ощущение касания, обладания, не подкрепленное сенсорными ощущением, и он плачет. Думаю, он не осознает, что предмет не находится в его руках и сенсорика приходит в противоречие с мнимым обладанием.
Для ребенка желание обладать и обладание – одно и тоже. Мысль для него всесильна, она формирует нужный образ, который не отличить от настоящего. Не там ли берет начало идея материализация мысли?
Для младенца все, что исходит из внешнего мира – единое цельное ощущение, единая пища, которую он не может разделить на составляющие. Один канал. По сути, он не разделяет свои ощущения, идущие от разных органов чувств. Просто испытывает их на себе как единое излучение внешнего мира. Вот кукла, вот звук, вот цвет.  Все эти вещи для него равнозначны и равносильны. Равноценны и одинаковы по воздействию и его отношению к ним. Словно механическое потребление пищи. Весь мир проецируется на какую-то одну плоскость – одномерен. Позже появляется многомерность. Многоканальность.
Необыкновенно интересно путешествовать по своему детскому прошлому, растворяться в нем и выходить из него с памятью ощущений восприятия мира.
Материализация мысли для младенца – следствие отсутствия разделения между мыслью и реальностью. Это пройденный этап в развитии нашего мышления. Но, видимо, оно как-то сохраняется, как след и напоминает о себе необычными мыслями, которые мы трактуем как духовность. Как только человек испытывает какие-то ощущения, которые не может рационально объяснить, то сразу начинает создавать миф об их происхождении.
Когда мне в этом перенесенном состоянии пришлось услышать очень резкий звук (сработала сигнализация стоящей под окном машины), то в том своем измененном состоянии сознания я восприняла этот звук, как предмет, как любой предмет вокруг меня, т.е., я не выделила его как звук. Просто, как "нечто", что окружает меня и, что я потребляю, впитываю в себя. Только позже, вспомнив все свои ощущения, я поняла, что это был звук, и какой именно.
Мое восприятие мира там: пространство вокруг меня неделимо, любая из окружающих стен  – это просто еще один предмет передо мной. Нет понятия замкнутости и разделенности, т.к. нет вообще трехмерного пространства. Попадаю ли я в автобус или в лифт – это всего лишь другая поверхность передо мной.
В этом состоянии мне удалось пережить ощущение, изменившее мое мировосприятие – ощущение своей психики со стороны.
Когда мне удалось перенестись в младенчество, на меня хлынул целый поток невербальных ощущений, соответствующих детскому восприятию мира. Он требовал конкретизации, узнавания, тревожил неопределенностью и необъяснимостью.
В тот период детства, когда ощущения еще недифференцированны, восприятие мира представляет собой единый импульс, как бы идущий от всего внешнего мира одновременно. Когда ощущение уже взрослого человека совпадает с какой-то частью этого импульса ,то это сразу вызывает весь  импульс целиком, как единое и непонятное целое. Это необъяснимое ощущение становится каркасом будущей вербальной конструкции, именуемой "миф о вселенной". На каждом этапе, и в зависимости от уровня развития человечества, мы заполняем эту конструкцию новыми знаниями о себе и мире.


Рецензии