Люцерн
Об этом однажды писал Марк Твен, когда-то посетивший Люцерн и назвавший это изваяние: «Самым грустным, но в то же время и самым трогательным каменным изваянием в мире».
Я фотографировал умирающего льва в Люцерне, может быть, с того самого места, с которого когда-то взирал на него тогдашний Сэмуэл Клеменс, ставший впоследствии Марком Твеном.
Снимая и отрывочно вспоминая запечатлённую в камне историю этого события, мне не слишком думалось непосредственно об Истории и швейцарских гвардейцах, когда-то отдавших жизнь за французского короля (здесь я был совершенно ни в чём не властен), но именно о том, что, в каком-то смысле, «я иду по следам Марка Твена», хотя об этом памятнике упоминал, к примеру, и Толстой, посетивший Швейцарию и это место в 1857 году, за несколько дней написавший здесь свой «Люцерн» и лишь кратко и сухо отметивший в одной из дневниковых записей, что ходил «на памятник Льва».
Мне трудно было судить о том, почему Лев Николаевич так сдержанно высказался об увиденном.
В этом отношении Сэмуэл Клеменс был мне ближе.
И я раздумывал над тем, как реалистически выраженные в скульптуре присущие жизни сюжеты, – смертельного ранения, боли, страдания, бессилия, неотвратимости умирания и смерти, – способны притягивать наш взгляд и возбуждать в нас непостижимые до этого чувства и мысли.
Свидетельство о публикации №218091001382