Философия, Беларусь, Возрождение и непостижимость

                ***

Сразу хочу сказать: я не белорусофоб. Местами я могу даже почувствовать себя лукашенкофилом. Но однажды мне показали тесты Белорусского государственного университета (Минск) по философии. Обычные тесты: все как у всех. Однако один вопрос меня потряс: каких Вы знаете философов Беларуси эпохи Возрождения? В этом вопросе для меня были три новости: 1. Что в Белоруссии есть философы; не преподаватели философии (они есть даже в Урюпинске), а именно философы – так, чтобы можно было продолжить ряд – Кант, Гегель, белорусские философы. 2. Что в Белоруссии была эпоха Возрождения. 3. Что философы были уже тогда!
На вопрос предлагалось 6 вариантов ответа (нужно было выбрать 2 правильных). К своему стыду, я знал только один из этих вариантов: Франциск Скорина, которого теперь именуют «белорусским первопечатником». Это был великий человек, но можно ли называть его философом? Как известно, Скорина издал в Праге раньше Ивана Федорова книги Библии. Правда, сам он себя белорусом не считал (считал себя русским), свой родной язык белорусским не называл, а изданная им Библия называется в оригинале «Библия руска», но никак не «белорусская». И разве 500лет назад, когда вышла Библия Скорины, - существовало государство Белоруссия? Был народ, считавший себя «белорусским народом»? Были люди, считавшие свой язык «белорусским»? Так нет же, было Великое княжество Литовское, т.е. это территория считалась Литвой – с таким же успехом Библию Скорины можно было бы назвать «литовской Библией», а его – литовским первопечатником. Или Библией Пражской - по месту издания. Затем было (с 1569) объединенное польско-литовское государство – но Белоруссии опять не было. Где же тут Белоруссия в эпоху Возрождения?
Да, на эти земли проникали идеи Ренессанса, но те люди из культурной элиты, которые этими идеями проникались, писали преимущественно на польском или на латыни – можем ли мы их за это назвать «белорусами из государства Белоруссия»? Нет, это реальность значительно более позднего периода. Но даже если люди, симпатизировавшие идеям Ренессанса, писали на «народном языке» (насколько народном, без польско-латинского влияния?), то это еще вопрос, насколько такой язык пятивековой давности можно называть «старобелорусским». Ведь люди, писавшие на нем – так не считали; они же не знали, что на основе их диалектизмов, полонизмов и латинизмов – через сотни лет образуется белорусский язык, и люди, говорящие на нем (хотя в нынешней Белоруссии в быту мало кто говорит на этом языке), будут именовать себя белорусами.. С не меньшим успехом можно доказать, что это была диалектная форма древнерусского языка – если не принимать в расчет иноязычные заимствования. В конце концов, в эпоху Петра у нас было тоже масса заимствований из европейских языков – означает ли это, что язык послепетровской эпохи не должен считаться русским? Поэтому: да, ренессансные ветры задували на ту землю, которую мы сегодня именуем Белоруссией. Но говорить о философии эпохи Возрождения в Белоруссии – это значит опрокидывать историю в прошлое, навязывая ему современные идеологические представления. И в итоге получается, что люди, не осознававшие себя белорусами, не жившие в государстве Белоруссия, не считавшие себя пишущими на белорусском языке – должны считаться таковыми против своей воли, потому что их далекие потомки себя таковыми считают. Но сколько таких же потомков – считают себя русскими? Кстати говоря, одна из аспиранток университета, где мне показали этот замечательный тест, писали кандидатскую диссертацию по теме «Белорусско-итальянские культурные связи в 16 веке». Ну да: Рафаэль, Леонардо и Микеланджело, и их связь с Белоруссией! Чудненько!!!


Рецензии
а нет ли здесь шовинизма?)

Гэндальф Дамблдорский   10.09.2018 22:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.