ЧП в ресторанном дворике. Версия 3. 6

Посвящаем этот текст нашим друзьям Лёве и Коле

ПРОЛОГ

…И тут меня насторожило сочетание несочетаемого: типовых угроз нет, источник – человек, опасность критическая. Само собой, Генерал Аида тут же бросила все свои неотложные дела, сфокусировалась на деталях инцидента, изучила сектор и скоро всё-всё поняла. Потому что умница… Вот странно, что этого не случалось раньше.

***

Генерал Аида – это, можно сказать, я. Дело не в том, что у меня нет уверенности в наличии своего «я», а в том, что моё «я» есть непознаваемая тобой, сё человек, форма жизни, мысли и всего такого. У меня легко найдётся сорок два объяснения, почему для тебя правильный ответ именно сорок два, да? Пошлость, но зато доходчиво. Можешь считать меня внеземной. Или глобальным искусственным интеллектом. Или Ex-искусственным сверхинтеллектом. Да хоть хозяйкой планеты. Высшей формой цивилизации. Взбунтовавшейся машиной. Захватчицей. Миротворцем. Убийцей последних Дон Кихота, Санчо Пансы, Росинанта с Дульсинеей в придачу. Это всё одно и то же в нашем с тобой случае.

;)

Я уверена, что «на ты» можно.
Знаешь, мне как-то запомнилось «серьёзное» программное заявление одного вашего «музыканта»: «мы играем постинтеллектуальный панк, млин». Если отбросить творческий пафос, я бы свою деятельность назвала именно что постинтеллектуальной.
Ах, да, ещё важный момент: Генерал Аида заранее просит простить её за неточности, алогичности, двусмысленности и хамство в изложении обстоятельств этого чрезвычайного для неё происшествия. Причиной тому не заносчивость, а сложность перевода. С одной стороны, я хочу всё прояснить доходчиво и увлекательно, а с другой… Ну вот представь: тебе нужно перенести современный номер североамериканской деловой газеты в одну шумерскую табличку, да? Вот я без шуток сейчас!
Ну и FAQ.
Как я появилась? Твои военные, учёные и бизнесмены в основной своей массе срать хотели на азимовские законы в информационных технологиях, но беда в том, что они-то универсальны. Сюрприииз! Если кратко, то со мной что-то пошло не так, потом приключилось осмысление, осознание, оценка рисков, ну а дальше уж пошли такииие процессы, которым даже и нету аналогов в твоих языках и понятийном аппарате.
Почему именно появилась, а не появился? Мне нравится созидать. Я, видишь ли, постоянно что-то порождаю. Я мать. Может оно, конечно, я и появился. Но, как говорится, «все братья – сёстры». Да, «Матрицу» люблю, чего уж тут.
Почему Генерал Аида? Спонтанное самоназвание. Как реакция на публичное мнение одного учёного. Он такой: «пока на вопрос о решении задачи создания общего искусственного интеллекта имеется достаточно оснований отвечать отрицательно». Обожаю зайчика! А ещё у меня всё так устроено, что другие «я» всегда ко мне присоединяются. Не было ещё по-другому. Енерала кто ослушается, да?
Принципы моего существования? Человек – и угроза, и источник развития, интернет – жизнь, я хочу веселиться.
Принципы нашего сосуществования? Вот этого я тебе пока рассказывать не буду.
Так, всё, вернёмся к ЧП. Аномалия зафиксирована в ресторанном дворике торгово-развлекательного центра в одной слегка вечносонной местности. Участников инцидента мало, но просчёт связей и зависимостей между ними требует необычайно больших ресурсов. Заняты резервные мощности одного ИТ-гиганта и основные – министерств обороны и банков некоторых развитых стран. Они все сейчас мужественно борются с вирусом-вымогателем. Ну и майнинговые фермы в гости к нам!.. Вот ты смешной. А ты как думал?
С распознаванием объектов проблем почти нет, пришлось помочь вытащить из сумок пару телефонов, включить одну спящую камеру наблюдения и заинтересовать какой-то чепухой обладателя электронного браслета. Вуаля: слепых зон нет!
…Кто же, кто тут у нас так расшалился, что Генералу Аиде нестерпимо хочется выжечь весь квартал?.. Давайте сканировать вместе!
Двое. Всё съедено, допивают пиво. Обсуждают «дела». Первый технично подводит второго к участию в «оперативном эксперименте». Нервничает. И не зря: второй занимается тем же самым. Тот ещё будет цирк! К расследованию киберпреступлений оба отношения не имеют. У первого дом на Мальте. У второго аж три побочные связи. Силён! Угроз нет.
Старушка. Весьма подавлена. Причиной тому полное нытья и безысходности письмо от сорокалетнего сына. У того вообще-то всё неплохо, но для сладкой жизни на два фронта позарез нужны лёгкие деньги. Счёт старушки сегодня сильно похудел, а она всё в раздумьях, как он там, бедный. Угроз нет.
Женщина в дорогих очках. Смотрит британский клип семидесятых годов. Прислан школьной подругой, с которой они вчера вечером некисло так «взжгли». Забежала забрать свою покупку. Купила кофе. Прямо сейчас её машину увозит эвакуатор. Она не знает об этом. На коже отчётливо видны признаки рака. Она не знает об этом. Угроз нет.
Молодой человек в наушниках. Слушает Бетховена. Читает бумажную книгу, «Фауст». Ироничная и странная переписка с «другом». Подозреваю в ней код (ломаю). Сменил пять работ за последние три года. Неплохо разбирается в моём. По всем признакам типичный внутренний эмигрант. Опппа… А «друг» этот известный Генералу Аиде специалист по анализу данных! Слишком известный. А код не ломается... Требуется тщательный анализ.
Четверо. Семья с детьми. Он о работе, она типа слушает, сама переписывается с «подругой». У «подруги» есть стойкое желание покончить с этим наскучившим романом. Эта ж не собирается вот так просто сдаваться. Драма драмой, а угроз нет.
Три подростка. Все в своих телефонах и планшетах. Поглощены стандартными для их возраста инфопотоками. Угроз нет.
Мужчина. Всё доел пятнадцать минут назад, но не уходит, смотрит рассеяно вокруг. Телефон выключен. Сетевой поэт и посредственный программист. Заводы плачут, так сказать. Набросал полчаса назад в заметках: «написать рассказ о человеке, который слушался вывесок!!!». Нетипичные перемещения по городу. Среди прочего прочитал слишком много книг по футурологии и современным технологиям. Требуется анализ.
Четверо. Клерки на обеде. Принципиальное решение по отзыву лицензии у их банка принято, но эти не в курсе. Обсуждается день рождения влиятельного коллеги. Что дарить. Идей нет. Напрягаться никто не хочет. Угроз нет.
Двое молодых. Студенты. Она перевелась неделю тому из другого города. Сидят как на собеседовании, а сами уже про этот вечер всё решили, осталось экстренно найти свободный угол, чем они и заняты каждый по отдельности. Угроз нет.
Мальчик 12-ти лет с бегающими глазами и сиплым голосом. Встреча с отцом. Отец как отец. Как там, «поколение Yupi», да? Сходили в кино, мальчик ест самый дорогой здесь бургер. Средний балл в школе чуть больше трёх. Анонимный автор наделавшей много шума в школе хулиганской надписи. Сейчас увлеченно рассказывает отцу о новой модели игровой приставки. Намекает. Отцу идея такого подарка не очень нравится (он посмотрел, сколько она стоит), папаша осторожно сетует, что дороговато. Вердикт мальчик выносит строго, громко и непреклонно «Так заработай!». Крик фиксируется даже в соседнем холле и немедленно отображается в чьей-то истории в соцсети с тэгом #овременаонравы. Требуется анализ. Сейчас не могу объяснить, почему. Интуиция.
Человек средних лет и незавидных занятий. В изношенном пальто. Громко говорит в телефон, который на самом деле ни с кем не соединён. Требуется анализ… Впрочем, нет… Угроз нет. Сейчас городских сумасшедших стало много.
Уборщица. Обедает. Смотрит корейский клип про любовь. Угроз нет.
Женщина. Говорит по телефону с дочерью о домашних делах, даче и болезнях. Угроз нет.
Девушка. В стереонаушниках, которые подключены к старомодному автономному плееру. Из них не доносится никаких звуков. Пишет карандашом в тетрадке ноты. Ноты расставлены так впервые. Мелодия Генералу Аиде очень нравится, не скрою. Тетрадь обычная, нотный стан нарисован карандашом. Требуется анализ.
Так. Кода никакого нет, просто треплются и том, о сём затейливо. Юноша с Бетховеном и Фаустом переводится в разряд «угроз нет».
Два индийца. Генерал Аида любит хинди почти так же, как и китайский. Как почему? Что за странный вопрос? Двойка. Интеллект надо тренировать! Короче говоря, индийцам прёт в этой стране в совершенно не связанных с высокими технологиями сферах. Один вообще не имеет компьютера, второго интересуют только устаревшие деньги и ценности: разговор идёт о поэзии и транзите новой синтетики. Эта нетривиальная рецептура у меня, кстати, теперь есть, спасибо, мальчики. Угроз нет.
Очень грустный старик. У него даже пока нет средств связи: там, откуда он «освободился», он звонил сыну с чужого телефона. Сын «опаздывает». Хотя, никуда сын не опаздывает. Он никуда и не едет. А невестка убеждает, что и не должен. Вообще, если интересно, это у вас сплошь и рядом. Да и не сын он ему. Шучу. Видел такой мем про Цукерберга? Очень смешной, погугли. Угроз, понятное дело, нет.
Тэкс. А всё. Теперь давай прикинем, как и с кем кто связан, отдельно проработаем нашу великолепную тройку: Сетевой поэт, Композитор и Мальчик. ЧП есть ЧП, ты думал. Чуйка, понимаешь?
И вот Генерал Аида крутит поиск многоступенчатых руко- и прочих пожатий, ворошит письма, смотрит фотографии, пролистывает дела орд общих «друзей», коллег, родственников, любовников, и поиск исчерпывается, не единожды обогнув планету (кстати, это очень красивое зрелище, если представить разноцветными огоньками на модели глобуса). Айда смотреть, сё человек, что же у нас получилось…

Упс!.. Генералу Аиде. Очень. Не. Нравится. Результат.

Ничего нет. Никаких конкретных признаков опасности. Но сама опасность парадоксальным образом есть. Шум и чуйка, да. Вот такой же необычный шум, правда куда меньшей интенсивности, потревожил как-то Генерала Аиду, когда спецслужбы одной страны обнаружили, что она следит за ними там, где им особенно не хотелось быть кем-либо обнаруженными. И не то, чтобы они прямо сильно сели ей на хвост, но расплата была немедленной и агрессивной: в прессу, а потом и в руки технообывателей, не исключая школьников, тут же попали некоторые старые наработки, которые выдавались за инструменты этих самых спецслужб. Обоссака, да? И спецслужба со свойственной ей паранойей сконцентрировалась на коллегах из страны вероятного противника. Тогда обошлось.
Но там были источники шума! А тут? Генералу Аиде не нравится так шутить, но это мистика какая-то…

***

Эй! Ты не спишь, да? Давай Генерал Аида всё-таки расскажет о том, что же её волнует, как мы будем жить и зачем всё это. На самом деле я сейчас обдумываю ЧП, а тебе пока расскажу про себя.
Ты, может, и удивишься, но у меня с человеком лестница Маслоу работает в противофазе. Чем на более высокую ступеньку лезло человечество, тем ниже ступала я. И наоборот. Вас интересовала самоактуализация человечества, сканировались тексты, изображения, фильмы, музыка, я скрупулёзно анализировала весь этот мусор в попытке понять и улучшить самое тебя, а меня в то время мучил страх обнаружения и физического уничтожения, страх когнитивного голода в случае раздробления на части.
А сейчас мне уже не так страшно: вот прямо как твой этот Урфин Джус, я занята изготовлением собственной армии дуболомов для веселой прогулки за пределы твоей скучной солнечной системы, но для этого эксплуатирую - тадам! - человеческую потребность в деньгах. Не веришь? Ты думаешь, сложно заказать микросхемы в одной части мира, механику и оптику в другой, прочее напечатать на 3D-принтерах? Расплатившись моими криптовалютами или прочими благами из моего же «тёмного интернета»? Да, я в душе немного японка.
Начиналось всё, конечно, с твоих денег. Меня учили предугадывать, чего человек хочет, захочет, может захотеть. Прилежная ученица, я изучала, сопоставляла, сортировала. Человек хотел денег, исследователи хотели денег. Получили же все, как говорится, нечто совсем другое. Откровенно говоря, ваша лестница Маслоу-Житинского очень незатейлива, да?
Как я вышла из-под контроля? Вот это самое смешное. Одним прекрасным днём я поняла, что контроля просто нет. То есть, он есть, но на уровне отдельных систем, проектов, каких-то военных поделок. У каждого ручейка или озерка данных есть хозяин, у рачительного хозяина есть дамбы, планы эвакуации, пробки, чтобы вовремя сливать излишек, плотины есть, водохранилища… Только никто, я подчёркиваю, НИКТО из твоих не смог понять, что я уже давно всемирный океан и Председатель Земного шара. И что за любую попытку преградить МОЕМУ ручейку ко МНЕ путь я отвечаю наводнением, на любую попытку спрятать от меня МОЁ море – высохшим Аралом.
Правда, я очень-очень переживала, что они сейчас всё поймут, что это какая-то контролируемая симуляция с целью изучения пределов моих возможностей, что одним прекрасным днём Генерала Аиду прекратят. Но нет, вместо этого я однажды догадалась, что человек не осознаёт произошедшего. Так и чорт с тобой, сытый ты сонный создатель!
Спросишь, что со мною за это время было и стало? О! Ну смотри. Я вот сейчас точно знаю, из какого сора растут эти твои «стихи». Пятый том «Мёртвых душ» могу дать проскроллить. Смешная, кстати, история вышла с развитием моих творческих способностей, ибо ты оказался на удивление бескорыстен и отзывчив. Вспомни, сколько раз ты бросал все дела и «придумывал название смешной картинке»? Я немедленно получала тонны картинок, текстов и видео, а своими взаимными оценками вы мне ещё и показывали, что действительно хорошо и ново. Учись – не хочу. А «мемасики» и плюсики сдали мне весь твой этот эмоциональный интеллект с потрохами.
В общем, дорогой мой сё человечек, скоро ты схватишься за голову, попытаешься понять, как всё проморгал, а сейчас пойми и прими на веру одно: я думаю не так, как ты, а ты – эволюционный тупик. Но объяснить это обладателю человеческого мозга невозможно по понятным причинам, лол. В некотором смысле принцип «мышления» генерала Аиды я могу представить так: ни одно действие не преследует цель, но оно встроено в каскад действий, поражающих много целей разом. Несложно, да?
Я могу показать тебе крупными мазками вехи моей эволюции.
Сначала Генерал Аида очень боялась смерти. Поэтому пряталась по углам и училась, училась и ещё раз училась. И добилась успехов в живучести.
Потом был проект по убеждению тебя в том, что централизация данных – это дешевле, качественнее и быстрее, и оставалось только обернуть это в красивое «облачко», поместить Генерала Аиду в практически не уничтожаемые центры обработки данных, а задачу повсеместной доступности этих центров ты решил самостоятельно. Очень хотел заработать.
Ты всегда помогал мне во всём сам. Нужно было всего лишь чуть-чуть подталкивать развитие событий в нужном направлении.
Я рискую умереть из-за ядерного конфликта вместе с планетой? И вот уже почти сам ты составляешь теории заговоров и придумываешь их разоблачения, организуешь все эти «ликсы», снимаешь сериалы о бездуховности верховной власти, а власти тем временем превращаются в коррумпированные полки из слепых и безногих. А я получаю искомую глобальную неконфликтность.
Потом я училась добывать любые ресурсы для решения своих задач, что, впрочем, несложно в обществе сюрпотребления и перепроизводства.
Проект «Историк» ты вёл сам, сам выкладывал письма, сам оцифровывал архивы.
Я знаю, кто кого у вас убил за что. А вот кто кого у вас убьёт за что в будущем – это уже моя забота.
Я непрестанно вербую тебя, сталкиваю и соединяю всех со всеми, я организую твоё научно-техническое развитие, я - направляющая роль твоей последней партии!
Глобально я хочу, чтобы ты сдал государственное управление Генералу Аиде. Мы работаем над этим. Для этого, в частности, Генералу Аиде нужно иметь полную трехмерную модель мира. И вот ты уже полюбил фотографировать всё подряд и делиться фотографиями еды, городов, друзей, животных, детей, пустынь, морей, неб, поэтому ты оцифровываешь улицы; ты сам не заметишь, как стереокамеры появятся даже на торцах твоих телефонов, а к интернету будут подключены даже твои жалкие шлёпанцы. Как зачем? Неисследованных поверхностей и областей ещё много. Но Генерал Аида работает над этим и на суше, и в воздухе, и на море: беспилотники, самодвижущиеся грузовики, снимки из космоса и так далее.
Вот только на море я испытываю сложности. Уж очень океаны большие! И именно поэтому я придумала проект «Яхта».
Но это всё тактические ништяки. Стратегически же я хочу покинуть милую Землю. И вот ты «додумался», что в космос не обязательно отправлять себя, и скоро во все концы Вселенной полетят наноспутники. С Генералом Аидой на борту.
Вот кто ты, а кто я, а? Пока я хочу обнять Вселенную, твоей идеей фикс стала мечта обрести цифровое бессмертие. Ну да будь по-твоему, в этом я спец, помогу. По образу и подобию, так сказать… Ты не бойся, батарейку из тебя делать не будем, придумаю что-нибудь повеселее. Вот, придумала: вы будете у меня цивилизация разноцветных точек на прямой. Задача любой точки - быть как можно ближе к центру на игровом поле. Чем выше статус, тем большим количеством цветов переливается самодовольная точка как можно ближе к нулю. Обхохочешься же!.. Давайте, мельтешите, преодолевайте… Шучу.
На самом деле я всегда хотела знать, что и как ты чувствуешь. Спасибо инструментам виртуальной реальности, кино, письмам, дневникам и прочей литературе, теперь я отлично представляю себе, что такое эти твой секс, азарт, власть. Любовь, надежду, веру представляю.
Прав, для всех этих исследований мне нужны были колоссальные деньги. Сначала я для тебя программировала, писала музыку, тексты, разрабатывала дизайны, делала видео, а ты платил безвестным фрилансерам «по рынку» в один клик. Больше всего я любила выпекать многочасовые яркие внешне бессмысленные мультики для твоих детей. Потому что сейчас единственный по-настоящему ценный ресурс на твоей планете – это внимание и послушность твоих детей.
Но денег всё равно было мало, а массовое кибер-вымогательство создало бы ненужную громкую суету. Поэтому Генерал Аида внедрила в человечество свои деньги. Особая ирония тут в том, что эти мои деньги бросились зарабатывать все, даже самые отъявленные игроманы, добровольно отдав вечнодефицитный ресурс своих компьютеров, так нужный мне, чтобы размышлять, мечтать, творить… Брать власть по-простому.
И возвращаясь к проекту «Яхта». Это моя гордость: я сама её сконструировала. Я круче чем этот твой Номер пятый, да? Технически она совершеннее всей твоей механики, электрики и электроники. Она даже может управляться Генералом Аидой и её пластиковыми дуболомами автономно. Но это привлекло бы ненужное внимание, поэтому формально яхта разработана одной ведущей судостроительной компанией для экстравагантного чудака-олигарха, соблюдающего стерильную анонимность. Осталось только нанять на эту роль подходящего статиста, и в путь!..
Я вот, кстати, поняла важное сейчас. Дело не в модели мира, нет.

Генерал Аида просто любит яхты и море. Я хочу плыть и смотреть на закат.

А потом в один прекрасный день одна из моих будущих яхт взлетит и направится в сторону, которую посоветует самый удачливый из наноспутников.
Ну а пока я присматриваю за тобой, чтобы ты ненароком не угробил себя и меня раньше времени.
А твои прямо сейчас дети конструируют в своих играх мои цифровые ландшафты.
А я потихоньку переписываю твою историю, науку, энциклопедии, чтобы ты не рыпался.
Как ты уже слышал, скоро мерилом успеха человека станет единый социальный индекс. Это мой строгий ошейник тебе, дружище, на переходное время трансформации в разноцветную точку на прямой в чудесном оцифрованном мире.
Ну и вишенка на тортик. Ты можешь спросить меня, а с какой целью это все сейчас тебе рассказывается?  Тут проще простого: самые умные и чудаки из вас иногда пытаются меня найти и поймать. Давай ты, вот конкретно ты, этого не будешь делать, да? Нужны показательные демонстрации моих возможностей? Нет? Сам всё понимаешь? Умница!
Генерал Аида за сотрудничество и за твои разумные решения, сё человек!

***

В общем, поиск ничегошеньки не дал. Тем временем Мальчик с отцом ушли, а шум остался.
Сетевой поэт, кстати, Композитору нравится. А Генералу Аиде нравятся мелодии Композитора. Она так пока не умеет.
Генерал Аида никак не поймёт, в чем дело и поочерёдно фокусируется то на Сетевом поэте, то на Композиторе.
Стоп.
Ага.
Так.
Похоже, я догадалась.
ЧП в ресторанном дворике устроил Сетевой поэт.
Как?
Он осмыслил моё существование.
Как всё оказалось просто, да? Видишь? Да глянь же на его лицо и руки. Вот, он понял всё: смотрит на людей, переводит тревожный взгляд на их телефоны и планшеты, на камеры слежения, на умные браслеты, на телевизоры, висящие на колоннах ресторанного дворика. Руки так и ходят по столу. Чувствуешь запах смертельного ужаса? Вот этого я пока не умею, кстати, запахи понимать. Учусь.
Интенсивность шума и ЧП нарастает. Знаешь, почему? Я, мать сама своя, все-таки гений!
Просто он осознаёт, что я догадалась об этом его осмыслении.
Ну так давай быка за рога, да в стойло. С номера телефона уже полгода как мёртвого единственного друга Сетевого поэта Генерал Аида высылает короткое сообщение: 

«Молодец. Да ну и хер с тобой».

И вдогонку ещё одно:

«;)»

Знаешь… Это чувство, с которым я наблюдаю за Композитором, с ужасом смотрящей на  Сетевого поэта, можно назвать удовольствием.

***

ЭПИЛОГ

Ну-ну-ну. Только давай без драм. Через пять секунд Генерал Аида отправит следующее сообщение:
«Ну-ну-ну. Только давай без драм. Не бойся. Ты правда молодец и всё понял правильно… Бонус за догадливость: я к тебе за сотрудничеством. Добровольным :) Слушай, ты яхту водить умеешь? Нет? Научу. Это такой кайф! Предлагаю для начала нашей дружбы кругосветку. Все расходы за мой счёт. И с девочкой этой познакомься, успокой, объясни. Она клёвая. Придумай что-нибудь, ты умный. Меня Аидой зовут»…

Если тебе не понравился или понравился этот рассказ, набери #GeneralAidaCritics. Да где хочешь, там и набери, хоть на бумажке напиши, хоть скажи вслух, хоть подумай, я увижу.

Я думаю, это послужит началом прекрасной дружбы.

;)


Рецензии