Тугой воротник

Трагическими последствиями обернулась особенность одежды сельского гостя при его пьяной ссоре, возникшей с обитателем городской квартиры.

Коротки летние ночи. Всего-то несколько часов за окном царит темень, когда не нужно защищать сон шторами на окнах. Но и этого покоя однажды лишилась  Вера Карпова когда в двери к ней начал громко стучать незваный посетитель.
Спросонья Вера Николаевна открывать не спешила. Поинтересовалась личностью того, кто столь бесцеремонно стремился попасть в чужую квартиру. Из-за двери донеслась самонадеянная просьба немедленно предоставить ему веревку и скотч.
Но голос был знаком. Потому хозяйка щелкнула задвижкой, выходя навстречу соседу с четвертого этажа Юрию Ладыгину, не слишком давно поселившемуся в их подъезде многоквартирного дома, где свою имевшуюся жилую площадь холостому молодому человеку, приехавшему из отдаленного села в пригороде Бийска, предоставила, съезжая по другому адресу, его родная тетя.
Сейчас парень находился в состоянии алкогольного опьянения. О чем можно было догадаться по тому, что изрядно заплетающимся языком он ответил на вопрос соседки о том, зачем ему эти вещи:
 – Поднимись и сама все увидишь!
Она выглянула за порог. Но и приглашающий жест молодого мужчины не прибавил женщины особого желания последовать приглашению. Хозяйка отказалась и решительно захлопнула перед полуночником двери на замок.
Тот снова принялся ломиться в дверь, пока даже с пьяных глаз не убедился в том, что женщина перестала отзываться на его назойливость. Но и когда стук незваного визитера прекратился, спокойствия на душе Веры Николаевны от этого все равно не наступило.
Размышления о столь странной просьбе привели ее к варианту, каким всегда пользовалась сама, оказавшись в непростой ситуации. По мобильному телефону Вера Николаевна позвонила старшему по подъезду. Когда тот через четверть часа был готов идти выяснять все обстоятельства странного происшествия, они встретились и вместе стали подниматься к тому, кто глубокой ночью искал средства, больше подходящие для лишения кого-то подвижности, нежели для бытовых целей.
Только до нужной квартиры дойти им так и не удалось. Потому что с лестничной площадки третьего этажа, до них сначала донеслись редкие звуки, явно, нездорового дыхания человека. А потом, когда общественники  преодолели еще несколько ступеней, то увидели источник хрипа.
При тусклом свете электрической лампочки, чуть пробивавшегося с потолка, они разглядели незнакомого парня, лежавшего спиной прямо на бетонных ступеньках, ведущих вверх по лестнице. Судя по кровоподтекам на лице, незнакомец был сильно, до потери сознания, избит и нуждался в немедленном спасении.
Поняв это, Вера Карпова, получив поддержку своего спутника, взялась за мобильный телефон.  Помогая друг другу подобрать самые убедительные доводы, они позвонили на станцию «Скорой медицинской помощи».
Диспетчер, пообещав тут же выслать по указанному ими адресу бригаду специалистов, не подвела. Медики появились уже через несколько минут. Уложив несчастного на носилки, санитары скорым шагом спустили его вниз по лестнице к служебной машине, в салоне которой, при достаточном освещении фельдшер принялась проводить, потребовавшиеся пациенту реанимационные мероприятия.
Однако ничто, к сожалению, уже не могло спасти жертву насильственных действий. Около четырех часов ночи он уже не подавал малейших признаков дыхания. Судя по следам сдавливания на шее, несчастный получил механическую асфиксию, в результате которой уже наступили необратимые последствия  с развитием отека ткани головного мозга.
Теперь уже медикам пришлось браться за телефон. Ведь, как и полагается по инструкции, нужно было вызвать сотрудников правоохранительных органов туда, где только что скончался жертва злого умысла.
Примчавшись к подъезду, откуда отъехала карета скорой помощи, полицейские из отдела уголовного розыска принялись устанавливать все обстоятельства случившегося. Опрашивали возможных свидетелей. Искали следы на лестнице и вокруг, по которым можно было бы выйти на душителя.
Непосредственной на площадке между этажами и на ступенях, откуда подняли пострадавшего, были зафиксированы следы бурого вещества, похожего на запекшуюся кровь, пряди волос, следы рук. А также под ногами оказалось полдюжины совсем еще свежих, не успевших окаменеть, окурков сигарет с фильтром разных наименований. От женских тоненьких «Play»  и «Allianc» до крепкого «горлодёра»  «Bond», обычно предпочитаемого брутальными курильщиками. Что наводило на предположение о самовольной курилке, устроенной здесь, вышедшей из квартиры, компании представителей особ разного пола.
В этой связи   особенно заинтересовали офицеров показания Веры Карповой. Она слово в слово пересказала полицейским странную просьбу соседа с четвертого этажа, просившего в столь позднее время веревку и скотч для необъяснимых целей.
К нему в дверь и постучали, застав хозяина готового к такому визиту. Поскольку он даже не ложился спать в своей квартире, носящей следы недавней драки, предшествовала которой попойка с участием большой компании. О чем можно было судить по следам ужина со спиртным на столе и даже на полу, куда улетела часть посуды, не устоявшая на скатерти во время ссоры бывших собутыльников.
Представившись Юрием Ладыгиным, мужчина в возрасте немногим за три десятка лет, предъявил паспорт с регистрацией в отдаленном селе пригорода. Рассказал, что сам уроженец Кузбасса, а в Бийск переехал, устроившись разнорабочим в коммерческую организацию.
Пока он отвечал на вопросы при заполнении протокола предварительного следствия, криминалисты добавили к собранным на лестнице вещественным доказательствам и все то, что удалось найти в жилище, оставленном племяннику щедрой хозяйкой недвижимости. Их заинтересовали, покрытое пластиковой пленкой сиденье табурета, опустошенная упаковка из-под томатного сока, пустая водочная бутылка, стакан и фарфоровая тарелка с отчетливыми отпечатками пальцев.
Когда оказалось, что принадлежат они не только Юрию Ладыгину, но и жертве удушения, труп которого обследовали эксперты,  то подозрения окончательно пали на ответственного обитателя квартиры, принимавшего гостей. Потому пришлось изымать и приобщать к материалам возбужденного уголовного дела его одежду, в которой он был с прошлого вечера.
Занялись специалисты и тем, что было на погибшем в подъезде многоквартирного дома Павле Шитовым, личность которого опознали родственники, проводившие его из села в соседнем районе на заработки в прибыльное сельскохозяйственное предприятие, откуда он получил приглашение занять свободную вакансию.
Судя по всему, Павлу добираться нужно было с пересадкой в городе на другой маршрутный автобус. А так как между рейсами оказалось много свободного времени, то его он решил скоротать, навестив свою бывшую сожительницу.
Это женщина и поведала следствию о том, что появление в доме недавнего гражданского супруга не заставило её поменять прежних планов на выходной день, который намеревалась провести в компании с приятелями. Предложила и Павлу присоединиться к ней, а также прочим, приглашенным «на огонёк» у холостяка Юрия Ладыгина, располагавшего благоустроенным пристанищем для друзей.
Знакомство хозяина с приведенным к нему Павлом Шитовым вначале ничего особенного не представляло. За веселыми разговорами все казались друг другу добрыми и отзывчивыми. Пока, поздно вечером не наступила следующая, уже не контролируемая разумом, стадия опьянения. Юрий с Павлом подрались.
Но их разняли. Дальше искушать судьбу гости не стали, Пошли восвояси. Кроме Шитова. Несмотря на уговоры бывшей сожительницы уйти вместе с ней, он решил остаться здесь ночевать. А больше живым все остальные участники застолья Павла не видели.
Что было дальше после ухода гостей, стало известно от самого Юрия Ладыгина. В своем заявлении, написанном о явке с повинной, он сообщил, что конфликт вспыхнул с новой силой из-за оскорблений в его адрес, на которые снова не поскупился сельский житель. Обиженному горожанину удалось несколькими ударами кулаком в лицо приезжего сбить того с ног. Затем, не желая давать сопернику ночлег, сгрёб его со стороны спины за футболку и вытащил из квартиры в подъезд, где и оставил на лестничном пролете ниже этажом.
Но затем основной фигурант уголовного дела изменил свои прежние показания. Стал утверждать, что это Шитов начал драку и принялся первым его душить. После примирения, проводив остальных гостей, Ладыгин, по пути обратно, обратился к соседке с шутливой просьбой одолжить ему скотч или веревку, чтобы утихомирить, оставшегося у него дома на ночлег скандалиста. Только обошелся и без того. Запомнил, что когда тащил Шитова из своей квартиры, футболка на нем собралась гармошкой и зацепилась под мышками. Доставала ли футболка спереди до его шеи, он не видел. Когда же оставил Павла на лестничной площадке третьего этажа, тот был жив и пытался ему что-то сказать. Он похлопал его по щекам, чтобы тот пришел в себя, и ушел домой. О том, что от его действий может наступить смерть нового знакомого, он не предполагал.
Установить истину помогли эксперты. Они дали заключение о том, что тупая травма шеи, приведшая к гибели Павла Шитова, образовалась при тугом натягивании ворота футболки с одновременным сдавливанием ею гортани под тяжестью тела жертвы преступления.
При проведении следственного эксперимента на месте происшествия эти выводы полностью подтвердились. И заключение судебной медицинской экспертизы о механизме образования телесных повреждений, повлекших смерть Шитова, подтвердило отсутствие в действиях подсудимого умысла на убийство. В итоге обвинение предъявили по двум статьям Уголовного кодекса России, предусматривающим ответственность как за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, так и за причинение смерти  по неосторожности.
 Среди прочего, смягчили участь обвиняемого его раскаяние, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, а также противоправное поведение потерпевшего, послужившее поводом к столь трагической развязке. По совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, в итоге приговорили осужденного к лишению свободы сроком 5 лет 2 месяца в исправительной колонии общего режима.


Рецензии