68. Спаси нас, Боже, по милости Твоей!

При пропускании псалмов через себя многое становится ясным. Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает.

Послание 69.

"Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей.
Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошёл во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня."
Утопаю я в трясине глубокой, и не на чем стоять, попал я в глубины вод, и поток увлек меня.

Вода – это символ милосердия, «хэсэд», но когда она подступает как наводнение, потоп, то становится «гвурот» – силой суда.
От «утопления» можно уберечься, лишь облегчившись от самости (эгоизма), и тебя вытолкнет из болота грехов.
Выплыть можно только приняв на себя свойство отдачи и любви, и отдавшись течению, которым управляет Творец – «…все воды Твои и волны Твои прошли надо мною».
Этот смысл заложен во всемирном потопе и в образе Ноя. Написано, что Ной был праведником, это ему позволило принять на себя обязательство продвигаться навстречу свойству отдачи и любви, доверившись Высшей воле, – и Ной спасается, и через него очищается мир.

"Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего."

Наш мир, люди и сам человек со своим внутренним миром, который заботит его более всего – всё это скрывает Творца. А задача человека в таком скрытии, называемом «наш мир», в том, чтобы изначально относить всё происходящее к Господу, и себя видеть как следствие Его действий.

Самое большое наказание для человека – когда он отключается от Творца.
Точнее – это Бог как бы не ощущает того, кто поглощён только своими шкурными интересами и желаниями.
Основная работа и забота человека заключается в том, чтобы постоянно помнить, что есть Всевышний и есть он, а между ними находится этот мир. Творец делает это, чтобы человек через ощущение Высшего над ним обратил все эти формы скрытия в раскрытия, обратил в себе и через мир.
Если мне удаётся проникнуть сквозь эту «обёртку» мира, каждый раз соотнося её с Господом, понимая, что это Он играет со мной, – то эта обёртка растворяется и начинается раскрытие.
Когда всё время стараешься раскрыть Его, – Он открывается тебе как добрый, творящий добро в каждой помехе, которую Он ставил (и ещё будет ставить) между Собой и тобой.

"Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать."

Вспомним главный «сюжет» христианства: тёмная толпа окружает крест, на котором распят Сын Божий. Его убийцы стоят перед Ним – и это люди, обязанные Богу самой своей жизнью, подвизавшиеся на служение Творцу.
Из-за грехопадения человека Бог вынужден ощущать страдания Своего Сына, а сам человек лишил себя смысла жизни, радости и общения с Богом.

Христос принёс жертву за наши грехи Своей кровью – Он отдал то, чего не отнимал. Он подвергся мукам, которые заслужили другие, которые и принесли ему эти муки. Через таинство Его смерти было восстановлено достоинство человека и «сделан пролом», через который каждый может войти в небесное Царство:
«Отверста дверь отныне…  Но всё ж - ушедший не оставил нас одних… Раздавший душу с каждым разделил его грехи и вытащил собой из бездны павших…».

И сам Давид страдал за то, чего никогда не совершал. Он избегал кровопролития и соглашался на мир, соблюдал закон о справедливости и чести: «…враги мои, преследующие меня несправедливо».
Спаситель то же самое говорит о себе: «…возненавидели Меня напрасно» (Ин. 15:25).

Давид был прообразом Христа, и отдельные стихи этого псалма относятся к пророчеству в духе о Христе, в Иисусе исполняются: «Придёт Машиах сын Давида, при поколении полностью виновном или достойном», и упоминаются в Евангелии.

"Боже! Ты знаешь безумие моё, и грехи мои не сокрыты от Тебя."

Даже достигший праведности не может сам очиститься от безумия (духовного, конечно) и греховности. Очищение начинается с осознания своего зла и понимания того, что без Господа сам не можешь спастись.

"Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев,"

Здесь Давид выражает страх Божий. Он боится, что кто-нибудь из верующих может преткнуться из-за него, из-за случившегося с ним унижения и одиночества.

"ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лицо моё.
Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,"

В этих стихах явная тождественность состояния Давида и Христа, когда Он понёс поношение, и люди пытались покрыть лицо Его бесчестием: «Он не угождал себе и злословия злословящих Бога пали на Него» (Рим. 15:3). Следование Высшей воле в этом мире несло Ему отчуждение, собственные сводные братья считали Его безумцем.

С позиции скрытых духовных смыслов речь идёт о свойствах «отец» (братья) и «мать» (сыны матери) как о двух источниках свойств души – «корне души». Свойства матери – забота и вынашивание.
Давид уже на другой ступени, и он стал «посторонним», «неродным». Тем паче Иисус, пришедший с высшего духовного уровня: «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:46).

"ибо ревность по доме Твоём снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;"

И Иисуса снедала ревность по дому Отца. Все злословия людей о Боге Он воспринимал на Себя. В Иерусалиме, когда Он изгнал менял из храмового двора, Его ученикам вспомнились именно эти строки: «Ревность по доме Твоём снедает меня» (Ин. 2:17).

"и плачу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне;
и возлагаю на себя вместо одежды вретище – и делаюсь для них притчею;
о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино."

«Поститься душою» – просто сказано, а какой смысл! Душа томится, не получает наполнения среди эгоистической суеты и безумия этого мира. 

«Сделать вретище одеждой своей» – содержит не менее ёмкое значение. В сакральном смысле одежда – это одеяние души, сокращение, отражение высшего света, чтобы не использовать его для самонаслаждения. Вретище – ещё более строгое ограничение, принижение всех желаний, смирение до уровня уничижения.
И это становится для них притчей – «раскручивается» как отрицательный пример.

Не «сидящие у ворот», а «сидящие ВО вратах» – уточняем из прямого перевода. Если это «врата заповедей», то значит говорится о занимающих среди народа положение духовных судей.

«Пьющие шэйхар» – одурманивающие себя, отключающие совесть.
Таким образом, против Давида, как и против Христа, выступали все мирские понятия, от самых возвышенных до самых низменных.  Все свойства людей не только препятствовали следовать их примеру, но и ставили им это в поношение.

Спаситель, явившийся в мир как потомок Давида, добровольно подвергся бесчестью. А получилось, что это люди своими грехами оскорбляли честь Бога, а Христос Ему «нёс удовлетворение» – в духовном смысле через полную отдачу себя как бы восстанавливал нарушенное самостью и гордыней равновесие между конечным высокодуховным состоянием человека по замыслу Творца и нынешним, абсолютно бездуховным.

"А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;"

Здесь и дальше можно заметить разницу: там где перевод с греческого даёт «услышь меня в истине спасения Твоего», еврейский текст переводится «ответь мне истиной спасения Твоего».
Просить услышать в истине спасения или уже требовать: «ответь истиной спасения!» – тут явно нет полной идентичности.
Но псалмопевец говорит о молитве «во время благоугодное». А самое благоприятное, благоугодное время – это время страданий.
И тогда очевидно, что это выражение применимо к Христу, Который знал, что Отец всегда услышит Его, и потому уверенно требовал: ответь мне истиной спасения Твоего! Ибо просил уже духовно будучи Сам в истине спасения, – становясь Спасителем.

"извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;
да не увлечёт меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего."

Давид снова возвращается к образу болота и глубоких вод и странным образом связывает его с избавлением от ненавидящих его. Но если разобрать скрытый смысл, всё станет понятно.

Жизнь преподносит и сюрпризы, и испытания, а вместе с ними сложные эмоции и переживания, далеко не всегда благостные. Это подобно потокам, несущим в себе много тины и грязи. Но без этого не будет ни развития, ни исправления.
Чтобы отфильтровать грязь, нужно увидеть, где она есть. И нужно почувствовать, что она есть в тебе.
И только привлечение света и обращение к Творцу вызывает ощущение грязи и показывает, сколько тебе ещё нужно исправить. «Нет более умного, чем опытный» – говорит народная мудрость.

И наоборот: очень плохо, если в человеке не вскрывается «грязь» – чуждые духовным свойствам желания и мысли. Это признак того, что он не привлекает свет, возвращающий к источнику.
Лучше всего выявляет ещё неисправленные желания высший исправляющий свет, тогда ты ощутишь их как плохие и исправишь. И нужно просить об их исправлении, а не исчезновении.

Если бы мы получали только хорошие ощущения, ощущения превосходства, гордость, то это было бы признаком того, что отравлены ядом прелести, позволяющим до самой смерти духа спокойно оставаться в эгоизме и ещё больше гордиться собой.

Поэтому все святые призывают всегда радоваться, особенно когда во время испытаний раскрываются внутренние, хорошо спрятавшиеся грешники.

«…да не затворит надо мною пропасть зева своего» в переводе еврейского текста будет «и да не закроет надо мной колодец отверстие своё».

Вырыть колодец – значит углубиться в свои телесные желания. Чаще они дурные и несут кроющийся в человеке негатив. Но и это необходимо делать, создавать острые ощущения недостатка света. Это называется «пустым колодцем», или «ямой». Отверстие над колодцем – источник света. В нём достигается состояние глубины, в котором ощущается тяга к связи с Всевышним, к любви.

"Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня;"

«…по великому милосердию Твоему» – уточняем в «альтернативном» переводе. Давид не устает повторять – он учит и учит уповать на милость Господа, «ибо благоволит Господь к уповающим на милость Его».

"не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;
приблизься к душе моей, избавь её; ради врагов моих спаси меня."

А перевод Теилим даёт: «поскорей ответь мне», то есть говорит тот, кто чувствует право сразу требовать ответа: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11:42).

И мы уже знаем, что это будет совершенное воплощение духовных свойств – Сам Посланник Божий, который и врагов Своих приглашал спастись.

«…приблизься к душе моей» – просит Иисус, потому что Он был совершенно одинок,  «…ждал сострадания, но нет его», и говорил ученикам: «душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38), но они не понимали.

"Ты знаешь поношение моё, стыд мой и посрамление моё: враги мои все пред Тобою.
Поношение сокрушило сердце моё, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу.
И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом."

Здесь ещё одно поразительное пророчество Давида, исполнившееся в Иисусе Христе. О том, как это было, говорится у Матфея (27:34,48): «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить... И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить».

"Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их – западнёю;

Застолье станет ловушкой для них, в беспечности своей попадут в западню – тут подразумевается, что во время приношения «мирной жертвы» люди становились её соучастниками. Они присутствовали у алтаря и участвовали в трапезе, чтобы заручиться благополучием и миром, но это стало для них сетью и западнёй. Трапеза обозначает общую совокупность привилегий избранного народа, которая была дарована Израилю Богом. Но они ожесточились в своих предубеждениях против Христа и укоренились в безбожии. Теперь вместо благословений эти привилегии определят меру их осуждения.

Важно понимать, что этот образ приводится конкретно для Израиля. Это не те, за которых просил Иисус «Отче! прости им, ибо не знают, что делают», а которые «продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников» (Лк. 23). Они отвергли Мессию и казнили Его.

"да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;"

Это предсказание о слепоте и духовной, и рассудочной, которая уже в скором времени постигнет Израиль как народ (2 Кор. 3:14). Они сами отвергли Свет, и не увидят Света. Они не будут иметь ощущения близкого присутствия Творца.
Их грех не в том, что не видели, а в том, что возлюбили больше тьму.
Такая участь была им предсказана «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:10), и Христом подтверждена (Мф. 13:14-15; Ин. 12:40).

Глаза на «языке корней» – это свойство высокого уровня исправления, главный «инструмент» достижения духовных состояний. Когда глаза видят Господа, Он
управляет желаниями и мыслями так, что они постоянно будут направлены к свету.

«…и чресла их сделай шаткими навсегда». Чресла это «механизм» движения и устойчивости, силы и воспроизводства. Его «неполадки» лишают развития, но Господь посылает в ответ на искреннее обращение «трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души» (Вт. 28:65) – и возможность исправления.

"излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;"

Прямой перевод говорит сначала про гнев, а потом – про ярость гнева. Ярость и гнев у людей – это малоконтролируемые реактивные эмоции, и не искушённые в разумении иносказаний неверно толкуют их значение.

«Гнев» связан через свои корни с глаголом гнетить (угнетать, давить, тереть, зажигать огонь), то есть его конечный смысл – вызвать горение. А «ярость» в Библии происходит от ивритского термина «йаре» – быть страшным, грозным, ужасным.

Отказ от великого спасения, предложенного народу, вполне обоснованно сопоставляется с его участью в тот момент, когда раскрывается высшая сила. А она раскрывается, «выжигая» нечистые силы, которые не поддаются исправлению.

"жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,"

«Се, оставляется вам дом ваш пуст» – произнесёт Иисус (Мф. 23:38), и эти слова исполнились в 70 году от Рождества Христова, когда римская армия разграбила Иерусалим и разрушила храм.

Пророчество Давида развивается, но в следующем стихе синодальный текст, выполненный с греческого перевода
"ибо, кого Ты поразил, они ещё преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают" –
искажает изначально заложенный в еврейском тексте смысл:
«Ибо, кого поразил Ты, преследуют они и о страдании раненых Твоих рассказывают».

Примечательно, что оригинальное слово «халяль», переведённое как «уязвленные» или «раненые», дословно обозначает «пронзённые». Кто это?

«…и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10) – в пророчестве Захарии, жившем примерно в 600 году до нашей эры, нам видится Христос.

Захария описывает, что Господь в очередной раз спасёт Свой народ, и Его вмешательство выйдет за пределы физического измерения: Он изольёт Свой дух на народ Израиля, в результате чего они воззрят на Него и поймут, что пронзили именно Его.
В Новом Завете, в 1 главе Откровения цитируется пророчество Захарии в таком же контексте: возвращение Иисуса Мессии и признание народом Израиля Мессии, Которого они пронзили и отвергли: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь».

В раннем иудаизме пророчество Захарии было духовным откровением о Мессии, который должен быть пронзён насмерть. Позже в Талмуде стали утверждать, что это говорилось о другом Мессии – сыне Иосифа, который был убит, как написано в Захарии, 12.

Смотрим пророчество Исаии – ещё о Мессии, который пострадает, будет отвергнут и предан казни, далее – пророчество Давида в 21-м Псалме о пронзённом Мессии.

От того, описывается в пророчествах сущность одного Мессии, или это были разные личности, духовный смысл не меняется. В мире духовном нет такого измерения, как время, там есть только замысел Творца и программа развития и исправления человека.

В физическом мире, в видении пророков может отражаться и несколько проявлений духовной сущности Мессии, последнее было «реализовано» уже на всех уровнях со словами Спасителя: «Свершилось!».

Он принял грехи за что и был поражён, и это была невыносимая мука, тяжкое бремя, что потопило Его душу «в глубоких водах» Божьего суда, которые Творцом обращены в воды милосердия.
А мы не думаем о том, как страшен суммарный, совокупный грех! Не задумываемся, какая была заплачена цена, чтобы всё искупить и стать выше смерти! 

"Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;"

«Прибавь грех этот к грехам их, и пусть не достигнут они справедливости Твоей».

Кто возомнил себя самим по себе, будет предоставлен сам себе. И что такие достигнут сами? Сами они только добавят грех ко греху, ведь они сами наполняют меру грехов своих.
Милость Его не исключает никого, кто сам себя не исключает из-за своего неверия из «списков получателей».

"да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся."

От суда, упомянутого в этих стихах, пострадают те, кто сознательно хотел бы удалить, изгладить Христа – и они изгладятся из книги живых.
«Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:12).

Спаси нас, Боже, по милости Твоей!

Ведь даже после распятия Сына, Дух Божий побуждает народ Израиля покаяться и обратиться к Иисусу как к Мессии. В период, о котором свидетельствует Книга Деяний, призывы Бога были подобны громкому биению Божьего сердца, которое можно было слышать, не имея слуха.

"А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня."

Или «пусть укрепит меня!» – как даёт прямой перевод.
Давид, находясь среди страданий, просит помощи не себе, а «племени дома своего», от лица своего потомства, гибельную участь которого видел под действием Духа.
А Захария вещал от том, что благодаря Давиду Господь пошлёт ту помощь, которую сочтёт лучшей: «…и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Бог, как Ангел Господень перед ними. ...на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:8-10).

Давид, как прообраз Христа, заканчивает псалом, ранее переполненный выражением великой скорби, святой радостью и хвалой:

"Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии,
и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами."

Здесь псалмопевец уже предвещает, что будет положен конец не только искупительным жертвам, но и тому прославлению и публичному признанию, которые были учреждены церемониальным законом, а вместо них будут приняты духовные жертвы смирения и благодарения – плод духа, а не плод хлева (Евр. 13:15).

"Увидят это страждущие и возрадуются. И оживёт сердце ваше, ищущие Бога,
ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих."

В этих стихах как будто в лице Давида с нами говорит Сам Искупитель. Он ободряет страждущих Божьей правды возрадоваться в Боге. Они познают с утешением, что Он не презирает Своих узников, это оживит сердца ищущих Бога и они увидят живое свидетельство истины, возвестившее «я есмь путь истина и жизнь».

Нашедшие Бога через Христа будут жить и уверятся – поскольку они страдали с Ним, то с Ним и царствовать будут.

"Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них;
ибо спасёт Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его,
и потомство рабов Его утвердится в нём, и любящие имя Его будут поселяться на нём."

Уже утверждается: настанет время, когда, глядя на Того, Кого пронзили, они станут оплакивать Его как единородного Сына и скажут: «Благословен грядый во имя Господне!». Бог спасёт Сион (на иврите «Цион» от слова «еция» – выход) – место, откуда вышла Тора (путь). Любой, выходящий из рамок нашего мира в мир высший, находится в Сионе – в выходе, а при выходе из эгоистического состояния получает Тору и идёт к свету.
В духовном смысле речь идет о спасении, то есть исправлении места, а духовное значение слова «место» – это новый уровень, на который поднимутся любящие имя Его.
Создаст города Иудины: «город» есть общее стремление к объединению, которое обеспечит и новое потомство, и утверждение в пути к Творцу.

А сам Давид утверждается в том, что увидит своё потомство и в нём продлит свои дни, пока тайна Божья не свершится и мистическое тело, то есть Церковь Божья, не будет завершено.


Рецензии