Михаил Чехов
Выписал из воспоминаний Марии Павловны Чеховой, записанные С.М.Чеховым в 1946-48 годах, эпизоды про Мишу Чехова. Личность действительно уникальная.
* * *
1912 г. Михаила Александровича, будущего актера, отец приучил пьянствовать. У него стали проявляться признаки алкоголизма. Когда он, поступив в Художественный театр, переехал в Москву, Мария Павловна заботилась о нем и покровительствовала. Она сняла ему комнату в квартире над собою, в Ермолаевском переулке. Она взяла с него слово, что он не будет больше пить, и он держал данное слово.
Однажды он пришел к ней с актером Диким, который не переставая хохотал. Мария Павловна никак не могла понять, в чем дело. Сели за стол. Миша начал есть и постепенно стал хмелеть и заговариваться. Он был явно пьян. Дикий хохотал, а Мария Павловна с ужасом смотрела на племянника.
Наконец, она не выдержала, выбежала из-за стола, бросилась в кресло и зарыдала. Миша вскочил, упал перед ней на колени и стал просить прощения. Все это охмеление он сыграл, и так хорошо, что Мария Павловна не смогла различить и поверила.
Миша не умел обращаться с деньгами. Жалование он быстро спускал, не зная куда. Мария Павловна пришла ему на помощь. Его получку она прятала в свой шкаф <…> и не давала ему денег. Он подходил к этому шкафу и начинал слегка царапать его ногтем указательного пальца. Это означало, что ему нужны 20 копеек на трамвай.
* * *
1914-16 гг. В новой квартире Марии Павловны на Долгоруковской улице часто собирались родные и друзья. Миша и Володя обычно развлекали присутствующих шарадами, которые в большинстве своем были с «перчиком». Например, ставилась шарада «К-лис-тир». В ней принимала участие и сама Мария Павловна, изображавшая экзальтированную даму, стрелявшую в тире. В итоговой сцене Ада Книппер стояла за ширмочкой, а Миша Чехов, изображавший старичка-доктора, торжественно проносил кружку Эсмарха и долго нацеливался наконечником, чтобы не промахнуться.
В другой шараде «Пар-ад» Володя изображал Вильгельма 11, а Миша – Франца-Иосифа. Миша наклеил себе бачки из ваты и согбенный, с палкой, шел, что-то нашептывая и издавая звуки, будто его мучат газы. Володя в германской каске, стоя во фрунт и отдавая честь, еле сдерживался и давился от смеха. Гости - зрители падали от хохота.
* * *
1916 г. Домашние спектакли у Марии Павловны, слегка богемистая обстановка в личной жизни, общий интерес к театру <…> привели к тому, что оба двоюродных брата - Миша и Володя - влюбились в Олечку Книппер. Будучи друзьями и джентльменами, они подошли к решению этого вопроса по-деловому, без сентиментов. Они метали жребий, и Олечку выиграл Миша. Володя молча, без упреков и жалоб, сложил свое любовное оружие и весь отдался желанию помочь своему брату в достижении его цели – женитьбы.
Миша сделал Олечке предложение и получил согласие. Однако оба знали, что могущественная тетка Олечки – Ольга Леонардовна - будет против их брака. Дело в том, что маститая актриса недолюбливала своего племянника Михаила. Возможно, это было потому, что он <…> был очень талантлив, а она не терпела конкурентов. Словом, Ольга Леонардовна мечтала о лучшем муже для своей племянницы, чем ей представлялся «мальчишка» Миша, который был и мал ростом, и не статен собою, и голос имел не звонкий.
Отношения Миши и Олечки не могли остаться тайными для Ольги Леонардовны. <…> когда однажды Олечка попробовала позондировать вопрос <…> о выходе замуж за Мишу, она встретила резкий отпор в сопровождении скандала. <…> Молодые люди решили обвенчаться тайно. Какой-то священник совершил обряд всего лишь при двух свидетелях: шафером Миши был Володя, шафером Олечки кто-то еще. Когда вернулись из-под венца и объявили, что они муж и жена, Ольга Леонардовна упала в истерике и тут же организовала сопротивление */. По телефону она просила своих знакомых непрерывно приходить к ним в квартиру и не давать Мише и Олечке оставаться одним <…> Вечером она взяла Олечку с собой и увезла в Петроград. Там она поместила племянницу на даче в Мартышкине, на берегу Финского залива. <…>
Насильственная разлука молодых <…> продолжалась несколько месяцев. От Миши скрывали место пребывания Олечки. Наконец, это как-то дознались, и Володя поехал в Петербург в качестве гонца на разведку. Он остановился там у Михаила Павловича (Чехова) и свою миссию выполнил превосходно. В конечном итоге затея Ольги Леонардовны провалилась, Олечку пришлось вернуть ее законному мужу, они соединились, она вскоре забеременела и в августе 1917 года родила дочку.
______________
*/. В фондах Дома-музея А.П.Чехова в Ялте имеется фотокопия письма М.А.Чехова к Марии Павловне от 1914 года с изложением деталей скандала. Письмо частично опубликовано в очерке Е.М.Чеховой «Дядя Саша и мои братья» (Чехов М.П. Вокруг Чехова. Чехова Е.М. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1981). Вот неопубликованные строки письма:
«Ольга Леонардовна утверждает, что я якобы болен сифилисом и опирается на тебя и дядю Ваню, вы-де сказали ей, что я сифилитик (так я слышал). Я ни на минуту не сомневаюсь, что это ложь! Приехала Луиза Юльевна (мать Олечки – Г.Ш.) и услышала от О.Л. о том, что я сифилитик, естественно, отчаянию ее не было конца. Я беседовал с Л.Ю. и мне, по-видимому, удалось убедить ее в том, что я никогда не страдал этой болезнью и наследственного сифилиса, как тебе известно, в Чеховском роду тоже нет!! <…> Постарайся сохранить это письмо в тайне. <…> Твой племянник – сифилитик Михаил» (ДМЧ. НВ-756/20).
По прошествии лет Мария Павловна стала относиться к эмигранту Михаилу Чехову весьма прохладно: «Он не родственный»…
Свидетельство о публикации №218091000254