Михаил Чехов

               
    Выписал из воспоминаний Марии Павловны Чеховой, записанные  С.М.Чеховым в 1946-48 годах,  эпизоды про Мишу Чехова. Личность действительно уникальная.
                * * *
    1912 г. Михаила Александровича, будущего актера, отец приучил пьянствовать. У него стали проявляться признаки алкоголизма. Когда он, поступив в Художественный театр, переехал в Москву,  Мария Павловна заботилась о нем и покровительствовала. Она сняла ему комнату в квартире над  собою, в Ермолаевском переулке. Она взяла с него слово, что он не будет больше пить, и он держал  данное слово.
    Однажды он пришел к ней с актером Диким, который не переставая хохотал.  Мария Павловна никак не  могла понять, в чем дело. Сели за стол. Миша начал есть и постепенно стал хмелеть и заговариваться.  Он был явно пьян. Дикий хохотал, а Мария Павловна с ужасом смотрела на племянника.
     Наконец, она не выдержала, выбежала из-за стола, бросилась в кресло и  зарыдала.  Миша вскочил, упал перед ней на колени  и стал просить прощения. Все это охмеление он сыграл, и так хорошо, что Мария Павловна не смогла  различить и поверила.
    Миша не умел обращаться с деньгами.  Жалование он быстро спускал, не зная куда.  Мария Павловна пришла ему на помощь. Его получку она прятала в свой шкаф <…> и не давала ему денег. Он подходил к  этому шкафу  и начинал слегка царапать  его ногтем указательного пальца. Это означало, что ему  нужны 20 копеек на трамвай.
                * * *
    1914-16 гг. В новой квартире Марии Павловны на Долгоруковской улице часто собирались родные и друзья.  Миша и Володя обычно развлекали  присутствующих шарадами, которые в большинстве своем были с «перчиком».  Например, ставилась шарада «К-лис-тир». В ней принимала участие и сама  Мария Павловна, изображавшая экзальтированную даму, стрелявшую в тире.  В итоговой сцене Ада Книппер  стояла за ширмочкой, а Миша Чехов, изображавший старичка-доктора,  торжественно проносил кружку Эсмарха и долго нацеливался наконечником, чтобы не промахнуться.
     В другой шараде «Пар-ад»  Володя изображал Вильгельма 11, а Миша – Франца-Иосифа. Миша наклеил себе бачки из ваты и согбенный, с палкой,  шел, что-то нашептывая и издавая звуки, будто его мучат газы.  Володя в германской каске, стоя во фрунт и отдавая честь,  еле сдерживался и давился от смеха.  Гости - зрители  падали от хохота.

                * * *
      1916 г. Домашние спектакли у Марии Павловны, слегка богемистая обстановка в личной жизни, общий интерес к театру <…> привели к тому, что оба двоюродных брата  - Миша и Володя - влюбились в Олечку Книппер.  Будучи друзьями и джентльменами,  они подошли к решению этого вопроса  по-деловому, без сентиментов. Они метали жребий, и Олечку выиграл Миша. Володя молча, без упреков и жалоб, сложил свое любовное оружие  и весь отдался  желанию помочь своему брату в достижении его цели – женитьбы.
    Миша сделал  Олечке предложение и  получил согласие. Однако оба знали, что могущественная тетка Олечки – Ольга Леонардовна  - будет против их брака. Дело в том, что маститая актриса  недолюбливала своего племянника Михаила. Возможно, это было потому, что он <…> был очень талантлив, а она не терпела конкурентов. Словом, Ольга Леонардовна мечтала  о лучшем муже для своей племянницы, чем ей представлялся «мальчишка»  Миша, который был и мал ростом, и не статен собою, и голос имел не звонкий.
    Отношения Миши и Олечки  не могли остаться тайными для Ольги Леонардовны. <…> когда однажды Олечка  попробовала позондировать вопрос  <…> о выходе замуж за Мишу, она встретила  резкий отпор в сопровождении скандала. <…> Молодые люди решили обвенчаться тайно. Какой-то священник совершил обряд  всего лишь при двух свидетелях: шафером Миши был Володя, шафером Олечки кто-то еще. Когда вернулись из-под венца и объявили, что они муж и жена, Ольга Леонардовна упала в истерике и тут же организовала  сопротивление */. По телефону  она просила своих знакомых  непрерывно приходить к ним в квартиру  и не давать Мише и Олечке оставаться одним <…> Вечером  она взяла Олечку с собой  и увезла в Петроград. Там она поместила племянницу  на даче в Мартышкине, на берегу Финского залива. <…>
   Насильственная разлука  молодых <…> продолжалась несколько месяцев. От Миши скрывали место пребывания  Олечки. Наконец, это как-то дознались, и  Володя поехал в Петербург  в качестве гонца на разведку. Он остановился там у Михаила Павловича (Чехова) и свою миссию выполнил превосходно. В конечном итоге  затея Ольги Леонардовны провалилась, Олечку пришлось вернуть ее законному мужу, они соединились, она вскоре забеременела и в августе 1917 года родила дочку.
______________
*/. В фондах Дома-музея А.П.Чехова в Ялте имеется фотокопия письма  М.А.Чехова к Марии Павловне от 1914 года  с изложением  деталей скандала. Письмо частично опубликовано в очерке Е.М.Чеховой «Дядя Саша и мои братья» (Чехов М.П. Вокруг Чехова. Чехова Е.М. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1981). Вот неопубликованные строки письма:
     «Ольга Леонардовна утверждает, что  я якобы болен сифилисом  и опирается на тебя и дядю Ваню, вы-де сказали ей, что  я сифилитик (так я слышал). Я ни на минуту не сомневаюсь, что это ложь! Приехала Луиза Юльевна (мать Олечки – Г.Ш.) и услышала от О.Л. о том, что  я сифилитик, естественно, отчаянию ее не было конца. Я беседовал с Л.Ю. и мне, по-видимому, удалось убедить ее в том, что  я никогда не страдал этой болезнью и наследственного сифилиса, как тебе известно,  в Чеховском  роду тоже нет!! <…> Постарайся сохранить это письмо в тайне. <…> Твой племянник – сифилитик Михаил» (ДМЧ. НВ-756/20).
    По прошествии лет Мария Павловна стала относиться к  эмигранту Михаилу Чехову  весьма прохладно: «Он не родственный»…


Рецензии