Эволюция жизни Гл. 2 Абсолютная свобода

Скупым становлюсь – может это и к лучшему – сбиваюсь на обобщения. Гоже ли это так то с «Великими понятиями» - такими, как «Абсолют» и «Свобода»? Разобрать бы их по отдельности, да вот случилась их встреча, прежде меня, в произведении мыслящего автора, почитаемого мною. Вот оно:


а ты мог бы дать ей абсолютную свободу?
Частичка Счастья
Скажи, а ты мог бы дать своей любимой женщине абсолютную свободу. Не ревновать,  не следить , не спрашивать что, где, как, с кем. А дать ей абсолютную свободу. Свободу во всём. Безлимитный кредит доверия!  Хочет встречаться с подружками - пожалуйста, хочет ходить на вечеринки и приходить домой под утро - пожалуйста, хочет флиртовать с другими мужчинами - пожалуйста.
Сказать ей - я хочу, чтобы я стал твоим осознанным выбором. Чтобы ты была со мной только по-своему желанию, по глубокому, осмысленному желанию - быть со мной.
И потом она бы так поцеловала, что ты бы понял... что она никогда не воспользуется этой абсолютной свободой.

P.S. Но ты же никогда так не скажешь...правда?
http://www.proza.ru/2018/08/29/296

Каково!? Сразу видно – не интересуется девочка глубиной мысли, но так выдает женскую натуру, что «ой!» и «ах!»:
- Здесь, в самом начале, уже и вопрос – любимая ли я, для тебя? Насколько твоя любовь глубока и надежна, а следовательно, не есть ли она на самом деле лишь увлечение или страсть, да и к тому же, не подвержен ли мужчина такой пагубе, как безумная ревность.
- А «осознанный выбор»? Уже сколько раз было говорено, и мной, тоже, что природа любви устроена так, что именно самка выбирает себе самца, не для флирта, но для продолжения рода. И мужчина тоже должен признать это – и стараться, стараться, чтобы выбор был в его пользу. Но, при этом, понять должен – какое вить «гнездо» - что принять за первооснову: свою жизнь, свою судьбу или тренд, принятый в обществе. Только учтите, что тех, кто имеет призвание и талант и куёт свою судьбу исходя из этого, женщины разыскивают ещё тщательнее. Не все, правда, а понимающие, редкие.
- И наконец – эдакий извечный женский принцип: «в семье, без хотя бы одного умного не обойтись». Так что вопросик с подковыркой – в какую сторону пойдет волна - или он согласится, что женщина достаточно умна, раз оперирует такими понятиями, как «абсолют» и «свобода», или, что быстро выяснится (хотелось бы) – она применяет эти понятия наравне со словами из обычного лексикона блондинки. Но, втайне, все же надеется на то, что эти слова для избранника значат гораздо больше, чем для неё и выдадут его ум, без которого, в семье двум недалеким будет трудно.

И теперь о Вечном и Великом.
АБСОЛЮТ - Термин впервые появился в греческой и древнеримской философии – так древнегреческие философы Сократ и Платон (оба жили 24 века назад), уже полагали, что моральные ценности, свою благодать и совершенство люди получают от высшей идеальной сущности, АБСОЛЮТНОЙ БЛАГОДАТИ или СОВЕРШЕНСТВА.   Абсолютное ими истолковывалось как сторона совершенства, завершённости, самодостаточности и выражалось понятиями «по природе», «само по себе», «в чистом виде»; ему противопоставлялось относительное как зависящее от другого или относящееся к другому.
Для Пифагора абсолют — это Единица;
Для Платона — Единое или Благо;
У Аристотеля — «Перводвигатель»;
Конфуций понимал под абсолютом - Поднебесную;
УЛао Цзы — это дао (чистое небытие, естественный порядок всех вещей)
У Гегеля – это абсолютная идея.
 Позже им обозначали уже категорию «Бога, или Природы»

Да и по сей день, даже ученые «сторонятся» всего абсолютного, уже на практике уяснив, что АБСОЛЮТ недостижим, и по всей видимости, нигде. Невозможно получить абсолютно чистое вещество, нельзя достигнуть абсолютного нуля температуры, не существует абсолютного вакуума и т. д. и т. п. С большой степенью уверенности можно сказать, что и приводимый мною автор, тоже «грешит» с абсолютной свободой – её тоже не бывает. Что же – выходит это некая грань женской натуры и логики? Не столько общая грань, сколь частный показатель. Вот вам, уважаемый читатель, цитата из Сартра:
               
«Свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от её проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является»
               
Теперь, я надеюсь, вы понимаете, какой свободой желает испытать женщина своего мужчину - что, где, как, с кем??? –
вот в чем именно кроется весь «Безлимитный кредит доверия»

Вот так, ненароком, мы и перешли, собственно, ко второму Великому понятию СВОБОДА – здесь тоже достаточно подводных камней. Говоря о ней, мне хотелось бы начать с цитат великих людей – вот они:
               
Человек как мыслящий есть мера всех вещей. Если ты мыслишь – ты свободен!         (Сократ)

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.    (Марк Туллий Цицерон)

Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом.        (Юстиниан)

Свобода тоже развращает, а абсолютная свобода развращает абсолютно. (Гертруда Химмельфарб)

Свободен лишь тот, кто владеет собой.      (Шиллер Ф.)

Свобода есть право на неравенство.    (Николай Бердяев)

Делать то, что доставляет удовольствие, – значит быть свободным.  (Вольтер)
               
               
Вы почувствовали всю разницу и противоречивость в восприятии свободы в этих высказываниях? Таковы люди! И здесь нельзя требовать одинаковости и единого целеполагания – было бы скучно и неинтересно жить среди безликой массы людей. Выходит, каждый выбирает свою свободу, и живет в ней, как в некой «субстанции», о чем было сказано выше. Некоторые меняют её границы – суживают или расширяют, бывают даже такие, которых общество немедленно записывает в анархистов, преступников и раскольников – и борется, борется с ними всеми способами. Есть ли и здесь своего рода «Абсолют», к которому надо упорно и настойчиво стремиться, не боясь оказаться в жизненном проигрыше? Есть, и мы его даже сможем отдаленно увидеть, а некоторые даже смогут ощутить, если начнут, подобно залетевшей в помещение бабочке, биться о стекло, пытаясь вырваться наружу, или ночному мотыльку, летящему на свет.

Да, и здесь мы не в силах проникнуть всецело туда, куда нас не пускает ограниченность человеческого естества – мы лишь можем расширить круг этой свободы, когда есть в том нужда. Но, станем ли мы счастливее от того, что попадем туда, где нас не ждут, и чему мы еще не соответствуем, подобно тому, как детям не нужны, не понятны и не интересны «забавы» взрослых дядей и тетей! Вот эти два огня, между которыми мы должны пройти, если пожелаем хотя бы лицезреть эти самые вершины  свободы.
               
Свобода — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми  (Википедия)
               
То, что не было бы свободно, не могло бы быть и ограничено. Воля человека представляется ему ограниченною именно потому, что он сознает её не иначе, как свободною.
                (Л.Н. Толстой)
               

Если первое определение щедро «дарит» и сулит нам возможность свободы, то цитата Толстого опускает нас на грешную землю, заявляя, что настоящей свободы, по сути своей, в обществе никогда и не было, а то чего не было невозможно и ограничить – разве только добавить, сузить или переустроить эти границы. И согласно гению Толстого, мы и осознаем то эти границы оттого, что чувствуем себя свободными. В самом деле, мы свободны в том, что можем подойти к этим границам, даже расширить их, или найти обходные пути, а не биться, подобно бабочке о стекло того мира, до которого мы ещё не доросли.


Рецензии