Одержимость или Анатомия одной страсти

- Я сегодня заеду к тебе вечерком, после восьми примерно.
- Хорошо.
- Привезу немного огурцов с огорода, помидоров , яблок…
- Очень хорошо, спасибо.
Папа делает небольшую паузу и добавляет  потише :
- И грибов 2 корзины – маслята и подберезовики.
- Нет!,  – я стараюсь придать своему голосу как можно больше твердости. – Нет, грибы я не возьму.
- Хорошие грибы, сегодня собирал…
- Нет, мне свои деть уже некуда!
- Ну что у тебя за грибы! А у меня – маслята…
- Нет, вези брату.
Папа вздыхает:
- Ладно, придется еще к ним заехать…, хоть я и на прошлой неделе им завозил.  Эх, зачем я их только собирал!

Я хорошо знаю, что будет, стоит мне дрогнуть – в 10 часов вечера я буду стоять  на кухне в отчаянии перед Эверестом из  грибов. Я с детства усвоила, что грибы нужно чистить  и обрабатывать в день сбора , а значит, мне предстоит бессонная ночь.
Справедливости ради должна сказать, что мой муж не оставляет меня в момент испытания и встает  у кухонного стола плечом к плечу со мной – живой символ мужества и преданности, исполинский Хатико: могучий торс перевязан фартуком, в руках – нож, в глазах – решимость. С такими лицами спартанцы встречали персов при Фермопилах, а испанские антифашисты – отряды Франко, «No pasaran!”.
А на следующий день мы будем предлагать и развозить грибочки по родственникам – сами мы их почти не едим.

И каждый сезон происходит одно и то же, всю жизнь папа старался подгадывать свой отпуск к сезону грибов – к сентябрю , подхватывал старые видавшие виды корзины, надевал выцветшую брезентовую куртку  - и начинался лесной марафон. Целыми днями он мог бродить по лесам, хотя слово «бродить» здесь не вполне уместно – папа даже по лесу передвигается быстрой подпрыгивающей походкой. Помню как мама жаловалась, показывая потемневшие от чистки грибов руки:
- Опять вчера привез  два ведра, пришлось полночи чистить. А червивые!..
Зрение последние годы стало подводить папу, что сказывается на качестве собранных даров леса – как минимум половину приходится отправлять  в мусорное ведро, но энтузиазма это не убавляет. Теперь уже мамочки нет и папа щедро одаривает родственников.

А теперь самое страшное – я  единственная в семье унаследовала этот архаический вирус собирательства ,  этот зов леса, который каждый год в конце лета гонит меня из дома . В любую погоду. Если на улице солнце  – знакомые  стараются провести последние теплые выходные дни у моря, на дачах , а я  беру корзинку и еду в лес , брожу по суховатым кочкам в прилипшей с спине рубашке, отмахиваюсь от мух и ворошу мох в тщетной попытке что-нибудь найти,    если льют дожди – люди сидят перед телевизорами, бродят по торговым центрам или отправляются в гости , а я надеваю дождевик с капюшоном  - и снова в лес. Нет для меня на этой земле более желанного ощущения чем пружинящая мягкость мха  и похрустывание веточек под моей ногой, большей радости чем заметить коричневую бархатистую шляпку в траве, почувствовать влажную мякоть упругой грибной ножки в моей руке.

 Это как в фильмах про династию оборотней – живет себе тихая и милая девочка- цветочек, читает книжки,  танцует, мечтает с подружками, вдруг наступает  день , когда старинное родовое проклятье начинает действовать и происходят  пугающие и противоестественные трансформации -– …она надевает резиновые сапоги, покупает себе  корзину и направляется в чащу. Страшно.

Сбор грибов для меня – и хобби, и медитация, и потоковая деятельность ,  а  возможно уже и зависимость.  Я жду начала этого сезона весь год, иногда мне  по ночам снится как собираю грибы. В багажнике моей машины всегда лежат корзинка и  сапоги.
Как закоренелому алкоголику, мне не нужна даже компания – я могу часами бродить по лесу в одиночестве, вглядываясь в зеленовато-бурую мозаику мшистой почвы и испытывая восторг при виде шоколадно-коричневой шляпки моховика или ярко-желтых пятнышек, выдающих спрятавшихся в зелени лисичек. Если же удается найти белый гриб, я ощущаю как эндорфины поступают в мою кровь, вызывая ощущение эйфории. Домой я возвращаюсь, когда голова начинает кружиться от обилия кислорода и частых приседаний.

Одной приходится ездить в лес еще и потому, что никого из моих многочисленных родственников и арканом в лес не затянешь.
- Я тоже люблю собирать грибы, - вежливо говорит дочка, - проблема только в том, что я их не вижу. В прошлом году ты тоже уверяла что в лесу много грибов, но  мы с приятелем ничего не нашли. Нет, конечно мы «нашли» несколько грибов, на которые ты показала пальцем. И еще,  ты сказала, что лисички прячутся во мху и чтобы их достать, нужно немного разрыть мох. И что? Мы копались во мху, во многих местах, уверяю тебя,  лисичек там не было!


Кстати, выражение – «заблудился в трех соснах» - не про меня. Мне для этого и двух будет достаточно.
Так бывает, вместе со страстью к сбору грибов я не переняла от папы умение ориентироваться в лесу: чуть теряю машину из виду, как начинается паника. Только  что,  пару секунд назад я еще видела жизнерадостно глянцевый бочок  своего авто между стволами деревьев и  вот шаг в сторону, внимание отвлекается на многообещающее пятнышко в толще мха, поднимаю глаза – и понимаю что не знаю точно даже направление, откуда пришла. Стрелка моего внутреннего компаса размагничена и беспомощно мечется из стороны в сторону.
 Спасибо техническому прогрессу, а конкретно google maps, в последнее время бродить по лесу стало значительно легче, стало веселее – главное вначале не забыть отметить исходную точку десантирования.
Обращение к электронным картам в конце прогулки всегда происходит по одному сценарию  – несколько секунд я изумленно и с недоверием вглядываюсь в экран - не может быть, что я заходила именно с этой стороны! в большинстве случаев прямо противоположной направлению, в котором я пытаюсь выйти из леса! Потом решаю – им сверху виднее…

Итак, мы уже выяснили, что я боюсь заблудиться. Это не все, еще я безумно боюсь насекомых. Я боюсь комаров, слепней, клещей, пауков, даже мух и бабочек. Одна мысль, как ко мне прикасаются чьи-то крохотные цепкие лапки, повергает меня в ужас и заставляет совершать массу нелепых телодвижений, в попытках смахнуть с себя существо, бесцеремонно нарушившее мою неприкосновенность. Перед каждой поездкой в лес я тщательно с ног до головы обливаюсь средствами якобы отпугивающими насекомых, а вернувшись домой, отправляю всю «лесную» одежду в стирку.
Теперь представьте себе, какова должна быть эта мучительная  страсть, перевешивающая все мои фобии, откровенно говоря  несовместимые с походами в лес?

И если это все же зависимость– интересно, есть ли группы «анонимных грибников»??
 
Возвращаюсь домой, ощущая в руке приятную тяжесть полной корзины. Муж потягиваясь, встает с кресла и делая энергичные жесты руками в сторону лаптопа с покерным раскладом на экране , нарочито радостно и в то же время несколько виновато сообщает:
- Мне сегодня везет! Пока ты бродила неизвестно где, я уже два миллиона выиграл!
- У каждого свои недостатки , - бормочу я примирительно и устало иду в душ.


Рецензии