Несправедливость

Я увидела его подходящим к пешеходному переходу – зебре в одном из пустоватых в дневное время спальных районов.  Быстрым взглядом окинула приближающуюся фигуру: темные мешковатые джинсы, темная же «немаркая» х/б майка, сандалии с носками,  грубоватое покрасневшее от солнца лицо, небольшой «пивной» животик,  ежик коротко стриженных волос на голове, белесые нахмуренные брови.  «Настоящий мужик», не то что современные хипстеры с бородками в штанишках – дудочках.
Мужчине было лет 35, не больше, за руку он вел светленького  мальчика лет 3, бережно, даже как-то благоговейно держа его за крохотную ручонку. Было что то неестественное и чрезвычайно  напряженное во всей  фигуре мужчины, в той  неловкой осторожности , с которой он вел он малыша.  Подумалось, что  делает он это не часто.   
Чисто выбритый, одет аккуратно. Как будто разведенному отцу доверили прогуляться с ребенком, иначе трудно объяснить это выражение торжественной серьезности на его лице – иронически оценила я пешехода.

Я возвращалась со встречи со своим постоянным клиентом. Вообще-то я была в отпуске, но решила использовать свободное время чтобы сделать визит вежливости, обсудить наш совместный успешный бизнес за прошлый год и набросать смелые планы на будущее.

Стояла замечательная летняя погода – не сильно жарко, но солнце светило отчаянно... Настроение замечательное , начало лета, свободное время. Впереди – обед, я с удовольствием начала обдумывать что я собираюсь  приготовить на обед, я ведь неплохо готовлю, да и вообще – я замечательная хозяйка! И не только хозяйка, я, я… Нет, это солнце  действовало на меня волшебно – я искренне и неподдельно любила в этот день себя …  а заодно и все человечество.

Заметив медленно приближающихся к переходу мужчину с мальчиком, подумала что десять раз успею проехать, да и машин практически нет, ничто не помешает им пройти после меня, но – повторюсь еще раз – солнце, замечательное настроение, и этот умилительно серьезный малыш – в такой день хочется чтобы все были счастливы и довольны, тем более я никуда не тороплюсь  – и я притормаживаю, аккуратно и уважительно останавливая перед зеброй свой внушительных размеров внедорожник.

Папа с малышом начинают переходить дорогу,  а я стараюсь даже не смотреть в их сторону, чтобы мои настойчивые взгляды не были поняты как нетерпение или раздражение, сегодня мне хочется быть предельно вежливой и великодушной.
Начинаю вспоминать, все ли продукты я купила к обеду... Рыба, зелень, овощи, есть и немного белого вина для маринада…
Что-то переход затягивается… Я опустила взгляд на пешеходов и сразу поняла что что-то не в порядке – мужчина шел очень медленно и при этом непрерывно поглядывал на меня с явным неодобрением. Хотя нет, с неодобрением – это мягко сказано, он смотрел на меня с раздражением, злостью и нарастающим с каждым шагом негодованием.
Его недружелюбные взгляды вызвали  беспокойство – что я сделала не так?? Начала  мысленно прокручивать автозапись своих действий:  я остановилась осторожно и можно сказать бережно, не напугав пешеходов визгом тормозов,  как это делают подчас торопливые водители, стою не газуя нетерпеливо, не подгоняю переходящих взглядами или недовольными гримасами, да я сегодня – сама предупредительность! Но это выражение лица…
Шаг мужчины все больше замедляется, наконец, не доходя примерно полуметра до границы проезжей части, он останавливается прямо перед моей машиной, поворачивается ко мне лицом и я понимаю что сейчас что-то произойдет, что  объяснит мне суть происходящего. Сейчас начнется хэппенинг.
Так и есть, мужчина какое-то время  решительно смотрит мне прямо в глаза, свободная рука его сжата в кулак, челюсти напряжены, потом громко и со злостью кричит:

- Ты! овца ты тупая! Ты бы хоть фары включила!

Фары! Моя рука машинально тянется к клавише , включающей свет фар …чтобы убедиться, что все стоит на автоматическом режиме  - свет загорается как только включается мотор. Может, что-то  с электроникой? или лампочка перегорела?
Стоп, а причем тут вообще лампочки, даже если бы они все не горели,  ведь это не может быть причиной такой агрессии? Что не так? Где связь между лампочкой и этим яростным воплем оскорбленного достоинства?
Пешеход тем временем твердой походкой, расправив плечи, с высоко поднятой головой и  не глядя больше на меня,  доходит  до тротуара, позволив мне наконец начать движение.
Подъехав к своему дому, выхожу из машины, не глуша мотора, и обхожу машину спереди – конечно, все горит как и полагается.  Вероятно, в солнечный день, с близкого расстояния и под определенным углом зрения фары действительно могут показаться негорящими – стараюсь я объяснить себе поведение странного пешехода. Но этот неадекватный  гнев?... Не могу сказать, что это сильно задело меня - возвышаясь над дорогой на своем боевом слоне я чувствовала себя абсолютно защищенной - скорее  обескуражило  и озадачило. Это было так несправедливо!

Я вспомнила вдруг момент из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалкова по рассказам Чехова, сцену с этим пресловутым механическим пианино, когда гости помещики, обескураженные поначалу тем , что за пианино сидит крестьянин и поняв наконец, что инструмент играет сам по себе, облегченно восклицают – конечно, мы так и думали, «чумазый» не может играть!
Да, эти якобы невключенные фары восстановили «правильную» картину мира в голове моего пешехода – женщина может сесть за руль внедорожника, но уж точно не сможет правильно с ним обращаться. Я представила как он вечером, потягивая пиво из пластиковой бутылки,  рассказывает это своим приятелям во дворе: представляете , мол,  видел сегодня одну овцу, забралась в джип, а сама даже не понимает, что нужно свет включить! И приятели сурово и неодобрительно кивают головами: да уж, эти… совсем обнаглели!
Меня это  даже не особо  обижало, ведь в этой классово-гендерной неприязни не было ничего личного, ничего относящегося именно ко мне.

Или было? Уважала ли я его в действительности? Все эти мои выраженьица «разведенный папаша», «пластиковая бутылка пива», ведь я оценила его уже по первому впечатлению, по обветренному лицу, немодной одежде… Я действительно высокомерна и пренебрежительна к людям, я их классифицирую, наклеиваю ярлык с первого взгляда… Качели моего самоощущения качнулись  и начали движение от восторженного упоения собой к  столь же безудержному самопоеданию.
Слышала выражение «оскорбление действием», здесь же присутствовало налицо  оскорбление вежливостью, да, да, я унизила человека снисхождением!. Чего  больше почувствовал он в моем рыцарском жесте – уважения или ощущения превосходства и силы? И кто из нас в большей степени воображал себя рыцарем -  я, в своем демонстративно благородном жесте остановив «коня» перед переходом, или он, встав в попытке спасти пошатнувшееся реноме мужчины и отца на пути рычащего монстра и смело выкрикивая мне в лицо обвинения? Этакий Дон Кихот!

Вот только… при всей моей безмерной рефлексии оценить этот бесстрашный поступок мешала фигурка перепуганного мальчика поставленного на проезжей части перед моим бампером.
Ведь, будем честны,  только ради него я остановилась и по отношению к нему я была полностью последовательна в своих действиях и чувствах – уважительна, смиренна и терпелива, здесь мне не в чем было себя упрекнуть.
 А все остальное – ну что ж, я не ангел, так же как вероятно и мой обличитель, но к этой битве персональных справедливостей и самолюбий ты, малыш , уже не имеешь никакого отношения.
 Надеюсь, тебя довели до дома в этот день благополучно и без лишних приключений.


Рецензии