Записки пограничного комиссара. Часть 28

Переподготовка


Только успел Алекс вернуться домой, как тут подошло предписание № 8/304 от 9 апреля, которым ему предлагалось 13 апреля убыть в распоряжение ВПКК, в г. Москву на учебу сроком на 2 месяца. Отправил начальник войск генерал Стус. Перед отъездом на курсы узнал, что 30 января 1985 года Совет Министров Постановлением № 102 возложил охрану экономической зоны СССР на пограничные войска, а также на органы рыбоохраны и органы по регулированию, использованию и охраны вод и рыбного хозяйства. К  деятельности Алекса это прямого отношения не имело, но знать полагалось, тем более он собирался вновь учиться.

Высшие ордена Ленина Краснознаменные командные курсы КГБ СССР располагались уже на Большом Кисельном переулке, а жить, как и в прежние разы, приходилось в  училище. Курсы возглавлял  бывший  начальник Даурского отряда, подполковник, а ныне генерал-лейтенант Николай Макаров. В Москву он прибыл с должности начальника войск Закавказского округа. Заместителем по разведке на Кавказе у него был  генерал Алексей Константинович Шматко, а затем генерал Флюр Юсупович Субаев. Про Субаева уже разговор был, а с генералом Шматко Алекса сведет и познакомит Северо-Западное региональное пограничное управление (СЗРПУ), где ему придется служить с февраля 1999 года.

Оперативную кафедру возглавлял давний знакомый, полковник Мартыненко Василий Антонович, именно тот, кто Алекса еще в стенах ВКШ КГБ подобрал и направил служить на Дальний Восток. В этот раз удалось познакомиться с ним поближе.  Василий Антонович Мартыненко родился в 1927 г. в Киевской области. Первоначально служил во внутренних войсках в Барнаульском полку МВД Алтайского края. В 1957 г. окончил Киевское пехотное училище (КПУ), в 30 лет стал лейтенантом! Высшее образование получил, обучаясь (вероятно заочно) в Одесском государственном университете и точно заочно в ВКШ КГБ. Служба первоначально была связана с Западным погранокругом На курсах оказался в  1981 году а уволится в 1987, когда исполнится 60 лет.

На кафедре преподавали полковник Калмыков Николай Сергеевич, полковник Янчевский Павел Степанович, подполковник Анчиферов, подполковник Аникин из Восточного округа и старый знакомый, хабаровчанин Ковалевский Виталий.
Первое, что Алекс узнал -  в ГРУ НОАК КНР в ходе реформирования создано Управление пограничной разведки и, что в США сбежал высокопоставленный сотрудник недавно созданного МГБ КНР Юй Цзяншэн. Отец Юя, известный под именем Хуан Цзин, был когда-то мужем Цзян Цин, последней жены Мао Цзэдуна. После прихода к власти КПК он был назначен мэром одного из крупнейших городов Китая – Тяньцзиня. Как утверждали некоторые источники, Хуан погиб в годы «культурной революции». А вот сын его «выдал коленцы».

Дальше в лес, больше дров. Со слов Анчиферова, уже тогда в Румынии существовали фонды помощи офицерам, погибшим в войне с СССР, имело место недоверие к нашей политике. В лекции приводились факты осуждения в ООН почти всеми странами инцидента с южно-корейским самолетом и факта падения нашей ракеты на территорию северной Финляндии. Про самолет Алекс слышал, а вот про ракету узнал впервые.
Лектор повторял известные положения о тотальности и глобальности разведывательной деятельности, подчеркивая, что проводится она на коалиционных принципах и таким образом "бороздил просторы большого театра", как говорил один из героев фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Все было формально верно, но не про нас.

Еще и еще раз курсанты убедились, что главный недостаток в обучении - отсутствие учителей и своей учебной базы. Наверное, еще с изначальных времен сохранилась тенденция говорить о мировой революции, а значит обо всем в «в международном масштабе». Общая книжность, начетничество по вершкам, переписывание и пересказ чьих-то правильных, но далеких от нашей пограничной действительности фактов и мыслей. С офицерами занимались не педагоги, не те, которые тянулись к науке, а бывшие начальники, способные только на постановку задач и инструктаж. Педагогами они стали поневоле и отбывали повинность,  делая видимость, что учат.
 Безусловно, польза была и мозги после границы просвещались, но не в области углубления конкретных знаний, которые следовало использовать для активной работы, а в целях  понимания момента обстановки и общих специальных теоретических установок.

Так, курсанты узнали, что китайское посольство в год проводит 100 приемов и 30 поездок по стране. На участке 80-го отряда в Финляндию ушли граждане СССР Суровцев и Черепанов;  на участке 37-го отряда в Турции оказался гражданин СССР Ушаков; против СССР работают 40 радиостанций на 23 языках с загрузкой 270 часов в сутки; в 1982 году на пунктах пропуска выявлено более 300 тыс. антисоветских материалов. Все это было интересно, но знаний по профессии не прибавляло.
Кроме штатных преподавателей выступали практические работники РУ ГУПВ: генерал Лопухов, полковник Давыдов. В то время они возглавляли 1-й и 2-й отделы РУ ГУПВ. Познания в области оперативной психологии доводил преподаватель ВКШ Пивень.
Из коллег по обучению Алексу запомнился Верховский Александр Андреевич.

На курсах они с ним встретились уже во второй раз. Теперь он служил в Риге, а не в Раквере, как 10 лет назад. Из Киева прибыл Власов Борис Захарович, Смирнов Олег Васильевич, бывший офицер Благовощенского отряда, приехал из Нахичевани, до этого служил в Афганистане. Старый знакомый  по стажировке в Казакевичево Коля Кохан представлял Гродеково.  Он уже стал начальником отдела.
Алекс вновь пытался поступить в аспирантуру ВКШ. Перед отъездом на курсы получил добро руководства округа. Уже на курсах написал рапорт-заявление на имя начальника ВКШ о допуске к приемным экзаменам с указанием избранной профессии.. Подготовил реферат по Народной Вооруженной полиции Китая, который впоследствии был частично опубликован в Трудах Высшей Школы КГБ.  Помогал в опубликовании преподаватель ВКШ полковник Пономарев.

Для поступления проходил проверку в Центральной военно-врачебной комиссии (ЦВВК). Часто бывал в поликлинике КГБ в Варсонофьевском переулке, где бывал когда учился в ВКШ. Тогда не думал, а позже задался вопросом. Что за  Варсонофьевский? Может революционер какой, раз рядом с улицей Дзержинского. Совсем нет. Оказывается, Варсонофий был христианским отшельником и жил в 6-м веке, а родом был из Египта. Вот чудеса! Многих Москва забыла, а его, странно, нет. Назвала улицу в его память, которая отмечалась каждый год 6 февраля. Получается в день Святой Ксении Петербургской. Запомнилось, потому что связано с днем рождения  мамы Алекса. Как оказалось, с этим переулком связаны не только святые, но и преступные дела.

В Варсонофьевском переулке в подвале одного из зданий НКВД производились казни репрессированных. 21 августа 1937 г. был расстрелян основатель советской разведки и контрразведки, корпусной комиссар Артур Христианович Артузов и с ним еще 38 человек.  В разные годы погибли Михаил Трилиссер, Станислав Мессинг, начальники Разведывательного управления РККА Ян Берзин и Семен Урицкий и их заместители.
Центральная военно-врачебная комиссия (ЦВВК), где Алекс  проходил обследование,  располагалась напротив здания курсов, в  Большом Кисельном переулке и с ней  проблем не было. Готовилось личное дело с заключением о прохождении службы, аттестация, служебно-партийная характеристика, нотариально заверенная копия диплома. Срок готовности всех документов – конец мая. Бюрократии выше крыши.
Алекс был уверен, что в настоящее время Михайло Ломоносов не смог бы через бумажную стену волокиты пробиться в ученые. Не смог и Алекс. Документы, кстати, были готовы, но он получил опять отказ. Отказ не был мотивирован, как положено, в письменной форме. Просто тихо закрыли дверь.

Как и в 1975 году от ворот поворот. На этот раз генерал Шишлов якобы взял и отменил, скорее всего, только для него, набор в аспирантуру от РУ ГУПВ на 1985 год. Таким образом, Алекс вновь через десять лет не стал аспирантом. "Наука съела Кука".
Все, что не делается, все к лучшему, - именно так учат философы-мудрецы. Сначала было обидно, досадно, а потом Алекс сказал ладно. Наука, конечно, хорошо, однако живая работа, даже при таких "тормозах перестройки" как Владимир Иванович Шишлов и  отдельных контрольных органов, значительно лучше. Неожиданно досрочно получил звание подполковник.  Представление к званию подписали в связи с 40-летием Победы. По поводу присвоения звания пришла приятная из Хабаровска поздравительная телеграмма.

На курсах самостоятельно знакомился со специальной литературой. С интересом прочитал работу бывшего своего начальника факультета в ВКШ Н.Н.Незнанова "Основные направления, задачи и принципы оперативной деятельности пограничных войск". По неточным данным, в свое время полковник Незнанов служил на китайской границе на участке Восточного пограничного округа. Также прочитал работы авторов: Курашвили, Любина, Никитина, пограничного генерала Богатырева по вопросам работы с информацией. Полковник Никитин долгое время преподавал в Бабушкинском погранучилище, а генерал Богатырев руководил разведкой во Владивостоке и на Сахалине. Помнится, он был стройный, в годах генерал  и совсем седой.

С наибольшим интересом Алекс читал  последние разработки Кокорева, Гордиенко, Алексеева, Корнакова и Курчатова. Кокорев одно время возглавлял пограничную контрразведку, последние два автора  Алексу были знакомы по ВКШ.
По проблемам НОТ, а Алекс в аспирантуре хотел специализироваться по вопросам управления, просматривал труды Керженцева "Принципы организации" и Попова Гавриила Харитоновича. "Функции и структура органов управления, их совершенствование", « Техника личной работы». Из последней книги, которую он позже приобрел, запомнились слова: «Гораздо больше людей сдавшихся, чем побежденных». Попов не сдался и в годы перестройки стал первым мэром г. Москвы. Позднее стало известно, что он грек и в ходе перестройки тесно общался с еще одним греком — Академиком Сахаровым.

Делал выписки по вопросам разделения труда и рационализации. В этом плане  Алексу серьезно помогла работа начальника кафедры Управления (Дисциплина № 17) ВКШ Хлопкова В.В. "Основы управления деятельностью контрразведывательных аппаратов". Читал А. Н. Гастева «Как надо работать» и Г.Форда «Моя жизнь. Мои достижения». Читал и вспоминал, что по поводу управления утверждали китайцы: «Управление целым государством подобно управлению собственным телом, когда не думают о том, с помощью чего оно управляется. Таково подлинное управление мудрого человека».

Приобрел у букиниста "Курс для высшего управленческого персонала". Тяжелая такая книженция вроде китайско-русского словаря Ошанина на 70 тыс. иероглифов. В книге особое внимание привлекли рассуждения о роли управленческих бесед, в том числе как методе получения информации. Из книги взял на вооружение совет, что для беседы следует установить последовательность промежуточных задач, чтобы не тратить время даром на "выжимания сока из сухой ветки" - собеседник должен созреть для выдачи данных.
В то время имелось намерение разработать модель показательных бесед по конкретной тематике с конкретными лицами и достижением поставленной задачи. Задумка завяла на корню. Думать не приходилось, заедала текучка, а на потоке ценилась расторопность, шаблонные и понятные действия, знание инструкций и мнение начальника. Никаких моделей и лишних фантазий. Таким образом, от управленческой революции Алекса остались только резолюции. Система позиции не сдавала.

В армии очень сложно с творчеством. Несколько слов о самостоятельности и доверии. Самостоятельность это значит работать без поводыря и надсмотрщика. Если кто-то не хочет или не может-значит он не подготовлен и в разведке оказался  случайно, с ним нужно расставаться.  В разведке,  как и в любом творческом деле, заставить работать как говориться «рыть с обеда и до забора» нельзя, но ведь заставляли, так как процветал принудительно-уставной метод.
С тех времен сохранилась присказка: "РУ(управление) - рулило, РО (округ)-роптало, а дело страдало". Была и такая присказка: "Хороший человек не профессия". Действительно, хороший человек это не специалист, это больше чем специалист и потому человеческий фактор должен быть на первом месте, а не на втором или третьем, как иногда практиковалось и что способствовало получению результатов любой ценой - в ущерб правде и принципам.

Несчастье нашего времени заключалось в том, что человек перестал играть определенную ему природой роль. И вновь, особенно в армии, вернули его в стадо и на шею повесили колокольчик, чтобы не убежал. Как ни странно, многие были довольны такой участью и на рабском застое наели себе животы и авторитеты.
Иногда Алексу казалось, что все играют спектакль-сказку. Играли в партию, коммунизм, в разведку, сейчас в демократию, заранее не веря в детские забавы. Отстало наше общество, отстал человек. Время в обрез, а мы все валяем дурака, делаем хорошую мину при плохой игре. Так и хотелось закричать.
- Товарищи! Господа! Пора действовать, пора создать партию КВН - "Как Вам Не стыдно".

Сколько Алекс помнил всегда было трудно найти охочих людей до интеллектуального труда. Большинство офицеров стремилось пристроиться на "спокойном" участке, или на конторском месте - вести какие-нибудь учеты, статистику, переписывать строчки из одной старой справки в новую большую по размерам, заполнять карточки, формы, описи, рисовать схемы и карты, а еще лучше — давать команды и указывать .
Занимаясь вопросами организации и управления, Алекс понял, что главные научные изыскания должны проводиться на базе округов (региональных управлений) и в интересах местной практики. Экстракт, который варился в высоких кабинетах Москве, в училищах, на разных курсах и кафедрах, а сейчас и в Академии ФПС, для здоровья границы если не вреден, то абсолютно бесполезен. Причины:
1. Монументальность, решение глобальных проблем без учета конкретики.
2. Долговременность разработок, с которыми идеи устаревают.
3. Отсутствие текущего, живого материала и по этой причине солидный привкус теоретизирования и отсебятины.
4. Работа не на границу, а на план, кафедру и автора.

Нельзя сказать, что в округах не принимались меры по изучению состояния управленческих процессов. В 1988 году офицеры в Алма-Ате заполняли анкеты по проблемам управленческой деятельности. Организаторами анкетирования являлись политорганы (тогда вопросы совершенствования управления входили в число приоритетных задач перестройки и упоминались в  партийных  документах). Они хотели получить ответы на вопросы: загруженность офицеров и служб: занятость на совещаниях: количество выездов в командировки в составе групп округа и взаимодействующих органов: о методах контроля и критериях выдвижения на вышестоящие должности: как активизировать человеческий фактор: о трудностях при выполнении функциональных обязанностей и т.д.

Чем закончилось анкетирование не известно. Хотя почему? СССР, КГБ и ГУПВ не стало. Вопрос почему? Да все потому же. Никто ничего менять не хотел. Реформы были, но поверхностные и не те, что требовались. Наука страдала от массового переписывания различных документов, указаний, установок из первоисточников марксизма-ленинизма. На свое ума не хватало, да и не рекомендовалось. Списывали не стесняясь как школьники чужие и чаще непригодные установки и правила.
Для того, чтобы творить полезное нужно было перекачивать горы своего навоза, накопившегося за многие десятилетия, а кому это нужно? Ветеранам на кафедрах, мечтающим о спокойной жизни на пенсии и давным давно забывшим дорогу на границу, или зашивающимся в текучке офицерам отрядов?

Нет конечно. Для этого следовало создать в округах научные службы. Для анализа и обобщения опыта у  них больше возможностей. Офицеры там достаточно опытные, но еще молодые, а это значит энергичные и к проблемам границы неравнодушные. Да и граница  рядом, фактура вся под рукой. Надо только создать условия для научной работы по регионам. И планы научных работ следует давать по регионам, так как страна у нас большая, соседи и условия разные  и условия работы несравнимые.


Рецензии