Ек. 8, 1-8 Поведение мудрого перед начальником

(Из конспекта разбора, пропускаю раздел об историческом фоне)

8:1: Переход. Мудрость просветляет лицо, но чье?

Эта глава вместе с первым стихом следующей главы – часть третьего раздела книги, посвященного теме мудрости. Здесь рассматривается поведение мудрого перед лицом царя, а также его реакция на несправедливое устройство общества (процветание нечестивых и проблемы благочестивых).

8:1: Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется.

Обычное понимание этого стиха – у мудрого лицо становится светлым и несуровым. Предложу другое объяснение, которое вписывается в последующий контекст.

В переводе РБО и в английских переводах написано «Мудрость освещает лицо». Не сказано, чье именно лицо. Возможно, речь о том, что когда мудрый стоит перед лицом царя или начальника, лицо этого властителя становится светлым, т.е. благосклонным к мудрому. Царь, слушая советы мудрого, меняет выражение лица с сурового на милостивое.

Т.е. мудрый знает, как вести себя перед старшим. И старшим нравится поведение, поступки, слова, советы мудрого. Такое объяснение поддерживается следующими стихами, которые говорят о поведении перед лицом царя.

Эта идея о светлом лице как признаке благосклонности большего к меньшему есть еще в Ветхом Завете: Чис.6:25, Дан.9:17, см. несколько известных текстов в псалмах.

Смысл второго полустишия тогда: хотя бы некоторой мудрости достигнуть возможно (несмотря на сказанное в 7:23-24) и мудрость приносит как минимум некоторые преимущества (несмотря на сказанное в 6:8).

Этот стих можно применить и шире: не бойся давать советы старшему по рангу человеку с суровым лицом: если совет твой будет мудрым, лицо его может просветлеть, а суровость его изменится на мягкость. Но дальше сказано о необходимом условии – о том, чтобы делать это вовремя. И если совет сразу не будет принят, не отчаиваться и не оставлять своего места.

8:2-6: О политике и поведении перед царем

8:3: Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать.

При решении вопросов перед царем Екклесиаст советует быть терпеливым и настойчивым. Причины:

• Ты (царедворец) связан клятвой, присягой или обещанием (ст. 2).
• Отказаться от своего места перед царем – значит потерять свое влияние (ст. 3а).
• У царя неограниченная власть, и никто не вправе делать ему замечания (ст.4).
• Тот, кто продолжит терпеливо выступать за добро, будет признан и одобрен царем (ст.5-6а).

Поэтому мудрый ожидает подходящего момента для решения вопроса и отстаивания своего мнения и не утрачивает своего влияния, необходимого для достижения, казалось бы, недостижимой цели (Гаррет).

В Библии Лопухина сказано, что мудрый не пытается вступать в бесплодную борьбу с неизбежным и неизвестным ходом вещей. В восьмом стихе эта мысль продолжается: человек неспособен побороть установленный порядок, который управляет его жизнью.

8:7-8: Переход. Мы слабы и окружены превосходящими нас силами (царь и Бог)

Несправедливость и неприятности жизни вынуждают нас подчиниться силам, управляющим нами. На человеческом уровне это царь (8:2-6), на более высоком уровне это Бог (8:9-9:1). Эти два стиха – переходные между описанием этих двух уровней. Будущее – это тайна для нас (ст.7), и мы не можем противостоять силам, окружающим нас.

Восьмой стих можно разделить на четыре строки:

• В начале восьмого стиха в переводе РБО стоит слово «ветер» (и так в англ. переводах), и это лучший вариант перевода. Ветер здесь говорит о силе и власти Божьей.
• «Нет власти у него над днем смерти» – смерть человека во власти Бога, но жизнь может отнять и царь.
• «Нет избавления в этой борьбе» – в переводе РБО «от войны нельзя ускользнуть». Это уже о власти царя.
• Смысл последней строки восьмого стиха: хитрость, ловкость и нечестие не помогут спастись от власти царя.

Что начало восьмой главы говорит об опасностях, которые несет с собой власть (по Хаббарду):

• Носитель власти тяготеет к помпезности и запугивает подчиненных
• Носитель власти становится высокомерным, не обращает внимания на ограничения
• Нарушаются взаимоотношения (ст.9)

11.09.2018


Рецензии