Ек. 8, 9-16 Теодицея, Божье правление

(Из конспекта разбора, см. предыдущую и следующую заметки)

Екклесиаст недоволен тем, что несправедливость мира побуждает людей выбирать зло. Он описывает переворот ценностей и искажение нормального порядка в трех подразделах:

• Несправедливость, выражающаяся в том, что нечестивые процветают (ст.9-11)
• Божья справедливость (ст.12-13)
• Несправедливость, выражающаяся в том, что нечестивые остаются без наказания (ст.14)

8:9-11: Несправедливость, выражающаяся в том, что нечестивые процветают

Несмотря на свою репутацию, нечестивые достигают успеха, и их хоронят как уважаемых людей. Когда другие наблюдают за этим, они начинают следовать по их путям. Здесь показано несовершенство человеческого управления по сравнению с божественным, о котором будет сказано дальше.

8:12-13: Манифест веры в рамке наблюдений опыта

Одно из красивейших мест книги Екклесиаста для меня – эти два стиха. Выше и ниже (11-й и 14-й стихи) Екклесиаст говорит о том, что он и все мы повсеместно наблюдаем: нечестивые не получают наказания за грехи, а напротив – очень даже благоденствуют. А вот с праведниками бывает то, что по праву причитается нечестивым – страдания, проблемы и т.п.

Это одна из составляющих непостижимости мира под солнцем и непрогнозируемости случающегося в нем, о которой Екклесиаст пишет в этой главе. Это то, что вызывает недоумение у него и у всякого человека, читающего Библию и не боящегося задавать ей острые вопросы.

Так вот, в рамку этих неудобных, но по-репортерски честных наблюдений Екклесиаст помещает заявление веры, противоречащее тому, что он видит вокруг:

8:12-13: Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом

Екклесиаст верит в Божью справедливость, хотя ей нет очевидных подтверждений. Это прекрасный пример веры вопреки фактам.

Этот фрагмент красиво перекликается с 72-м псалмом. Прямо тексты-близнецы. Там тоже в первой половине псалма показано, что непосредственный опыт говорит о благополучии нечестивых, вызывающем недоумение и сомнение праведника в том, стоит ли ему и дальше заниматься ограничением себя и посвящением Богу. А вторая половина псалма – ответ веры на это сомнение, причем ответ, как и у Екклесиаста, касается будущей судьбы нечестивых и праведных.

Еще один библейский текст, подобный этому фрагменту у Екклесиаста – вся книга Иова. На протяжении книги оппоненты дискутируют о законе причины и следствия, сеяния и жатвы. Друзья Иова утверждают, что раз он страдает, значит, он согрешил и должен в чем-то покаяться, ибо страдание всегда является следствием греха, а благополучие – следствие праведности. Иов возражает: он не знает за собой никаких провинностей, тем самым он опровергает закон сеяния и жатвы. В этих дискуссиях симпатии читателя на стороне Иова, ведь его опыт опровергает богословский детерменизм. Т.е. мы видим: далеко не всегда нечестивым приходится плохо, и праведные не всегда пожинают благословения. Об этом же пишет Екклесиаст в Ек.8:11,14, и о том же свидетельствует наш жизненный опыт. Но когда мы дочитываем книгу Иова до конца, то видим, что у праведника все заканчивается хорошо, а те, кто говорили о Боге неправильно, получают свое. Я это называю зумом веры: в максимальном приближении к ситуации (и погружении в нее) мы видим одно, но если переключиться на более общий план, выйти за пределы этой и, может быть, ряда последующих ситуаций, перейти на уровень сюжета / биографии в целом, то картина меняется. Способность смотреть на карту жизни с разными масштабами, а также заглядывать за пределы схемы улицы на карту города и страны – одно из минимально необходимых умений верующего (об этом, в частности, Иак.1:2-3,12).

8:14: Несправедливость, выражающаяся в том, что нечестивые остаются без наказания

8:14: Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это - суета!

Награда за добродетель не всегда приходит сразу. 

Почему Бог допускает зло

Здесь уместна вставка с ответами на вопрос о том, почему Бог сегодня допускает зло и страдания. Возможные ответы и наброски мыслей (первые пришедшие на ум; конечно, эта тема заслуживает отдельного подробного освещения):

• Ответ Иеремии: «Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои» (Пл.Иер.3:39). Прежде всего не надо перекладывать свою вину на Бога. Если человек сам виноват в своих проблемах, то не надо обвинять Бога. Например, пьяница умирает от цирроза печени. Или страны страдают от войн, но население этих стран перед этим десятилетиями молчаливо поддерживало культуру и мировоззрение своих отечеств (не протестовали против пропаганды агрессии и обмана через телевидение, песни и т.п.).
• Ответ Иова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов.1:21). Он имеет право брать, как никто другой, п.ч. это Он нам все дал.
• Ответ блудного сына: «Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лук.15:21). Если уж говорить о справедливости, то давайте посмотрим на проблему комплексно. Почему многие жалуются на несправедливые потери, но никто не жалуется на несправедливые благословения? Когда мы не по заслугам получаем какие-то блага, никто из нас не протестует, мы принимаем это как должное (или говорим «повезло»). Кто отстаивает справедливость и обвиняет Бога в «несправедливом» лишении благ, пусть будет последовательным и так же рьяно протестует против несправедливого получения благ (вплоть до отказа от этих благ).
• Ответ Варнавы и Павла: «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями» (Дн.14:16-17). Допущение зла в мире – знак уважения Бога к свободной воле человека. Если бы зло немедленно наказывалось, а добро столь же немедленно поощрялось, не желающие верить в Бога были бы прямо-таки вынуждены слушаться Его. Но Бог не ведет к спасению, выкручивая грешникам руки. Сегодняшняя ситуация – благоприятна для свободного самоопределения в отношении к Богу и Его заповедям. Кстати, затем же было поставлено и дерево познания добра и зла посреди эдемского сада. Представьте себе мир, в котором все можно и нет ничего, что запрещено. Тогда если бы первый человек захотел восстать против Бога, у него не было бы такой возможности.

8:15: И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.

Веселье должно сопровождать труд, т.е. труд первичен. Веселье без труда – образ жизни праздного. В переводе РБО сказано, что веселье – это плоды труда.

Здесь не поощряется гедонистическое равнодушие к несправедливости и страданию, но рекомендуется сознавать свою ограниченность и неспособность понять причины несправедливых страданий. В бесконечном досадовании на это нет смысла.

11.09.2018


Рецензии